Предмет и задачи педагогической психологии

Дата добавления: 09 Сентября 2011 в 23:16
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (26.68 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

РЕФ ТЕМА 1.docx

  —  29.60 Кб

            ГОУ ВПО <<Адыгейский государственный университет>>

                                    Педагогический факультет

                         Кафедра педагогической психологии 
 
 

     <<Предмет и задачи педагогической психологии>>

       Реферат по курсу:   << Возрастная и педагогическая  психология >> 
 
 

                                          Выполнила:

                                          Студентка 2 курса группы <<А>>

                                          Иванова В. Р. 

                   Проверила:

                доцент  кафедры педагогической психологии Юрина  А. А. 

                              Майкоп, 2010

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Предмет педагогической психологии
  3. Задачи педагогической психологии
  4. Структура педагогической психологии
  5. Педагогическая психология среди других человековедческих наук
  6. Заключение
  7. Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Предмет педагогической психологии
 

Объект  науки — это  то, что существует как данность вне  самого изучения, то, что может быть изучено разными  науками.

  В качестве объекта  могут выступать  материальные и  нематериальные явления,  тела, процессы; живые,  биологические и  абстрактные системы;  биологические организмы  разной степени  сложности. «В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д. Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так, человек изучается антропологией, физиологией, психологией, социологией, педагогикой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. .» [2, с. 43]

«Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов. .» [1, с. 34] 

Прежде  чем дать развернутое  определение предмета педагогической психологии, необходимо обратить внимание также и  на то, что образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.), представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное  явление.

  «Сложность, многокомпонентность процесса обучения были отмечены еще великими дидактами — Я.А. Коменским, И. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость «... принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно:

1) человека, подлежащего  обучению, ученика-субъекта;

2) предмет учения  и обучения —  учебный предмет  — объект;

3) внешние условия,  в которых находится  ученик, время, место  и т. д.;

4) обучающего учителя». (Существенно  здесь, что еще  в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.)

  Многокомпонентный  состав образовательного  процесса в педагогической  психологии рассматривается  и с функциональной  точки зрения как  взаимодействие факторов.

Эффективность учения зависит от согласованности  действий этих факторов, т.е. «от того, чему обучают, от того, кто  и как обучает, и от того, кого обучают». При этом исследователями  образовательного процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов. Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии. .» [6, с. 98]

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса

В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения  знаниями, умениями и навыками, исследует  индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в  психике, которые  происходят под влиянием обучения и воспитания», т.е. формирование психических  новообразований. В  широком смысле слова  предметом науки  является то, что  она изучает в  объекте.

Приведенное определение красноречиво свидетельствует  о сложности, многоаспектности и неоднородности предмета педагогической психологии. На современном  этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной.

«Так, отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (B.C. Лазарев и др.); управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.); индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.). .» [3, с. 67]

В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает  психологические  вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов (добавим, и прежде всего  теоретического мышления), «отыскивает надежные критерии умственного  развития и определяет условия, при которых  достигается эффективное  умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы  взаимоотношений  между педагогом  и учащимися, а  также взаимоотношения  между учащимися» в общем контексте  задачи формирования личности учащегося. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задачи  педагогической психологии
 

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает  психологические  особенности и  закономерности интеллектуального  и личностного  развития человека в  разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. «Конкретными задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей  обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей  освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи  между уровнем  интеллектуального  и личностного  развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и  управления учебной  деятельностью обучающихся  и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических  основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических  и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей  развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев  усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических  основ диагностики  уровня и качества усвоения и их соотнесения  с образовательными стандартами;

— разработка психологических  основ дальнейшего  совершенствования  образовательного процесса на всех уровнях образовательной  системы. .» [4, с. 23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и  ее структурную организацию, т.е. те разделы, которые  входят в данную науку.

«Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов:

- психологии обучения,

-психологии воспитания,

-психологии учителя.

Психология  дошкольника и  школьника любого возраста рассматривается  возрастной психологией. Студенческий возраст  как особый жизненный  период рассматривается  отдельно (в частности, психологической  школой Б.Г. Ананьева). .» [7, с. 65]

В связи с тем, что  предмет педагогической психологии мы трактуем расширительно (включая  в него особенности  самого образовательного процесса как единства учебной деятельности ученика и педагогической деятельности педагога, а также характеристики каждой из них и  их субъектов в  целях определения  психологических  закономерностей  позитивного развития личности обучающегося), структура этой науки  может быть представлена с другой позиции, определяемой следующими соображениями.

«Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются применительно к процессу и результату образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с современным рассмотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования (Psychology of Education) или теорией обучения, где само обучение понимается как двусторонний процесс преподавания и научения (учения).

Во-вторых, предложенная позиция  рассмотрения структуры  педагогической психологии предполагает несколько  иное определение  взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта. .» [1, с. 43]

Воспитание  есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно  с ним или вне  его) на человека с  целью формирования у него определенных (рассматриваемых  обществом в каждый данный исторический период его развития как социально  значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения  к себе, к другим людям, к труду, к  обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

Страницы:12следующая →
Описание работы
В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. «В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д. Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук.
Содержание
Введение.
Предмет педагогической психологии
Задачи педагогической психологии
Структура педагогической психологии
Педагогическая психология среди других человековедческих наук
Заключение
Библиография