Конфликты в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.

В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1.Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3.Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 78
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конфликтам в семье.doc

— 601.00 Кб (Скачать)

    в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга). 

12.

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш  супруг (супруга) — рядом с Вами.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно 

13.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

    а) верно;

    б) затрудняюсь сказать;

    в) неверно. 

14.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни  кроются:

    а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

    б) трудно сказать;

    в) скорее в Вас самих. 

15.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

    а) усилились;

    б) трудно сказать;

    в) ослабли. 

16.

Брак притупляет творческие возможности человека.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

17.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

    а) согласен;

    б) нечто среднее;

    в) несогласен. 

18.

К сожалению, в  Вашем браке не все обстоит  благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

19.

Вам кажется, что  Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

20.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

21. Ваши семейные  отношения не внесли в жизнь  того порядка и организованности, которых Вы ожидали.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

22.

Неправы те, кто  считает, что именно в семье человек  меньше всего может рассчитывать на уважение.

    а) согласен;

    б) трудно сказать;

    в) несогласен. 

23.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

24.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно.

Ключ

  1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в. 

     Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми  вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы

     Различия  между средними для разводящихся и благополучных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.

     Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для  средних суммарных баллов равны:

  • для разводящихся (20.76; 23.36),
  • для «благополучных» (30.92; 33.34).
 

      По  критерию Фишера можно считать равными  дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05. 

      Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверительных интервалов. Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние  квадратические отклонения равны 8. 

     Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу. 

Вся ось суммарных  балов теста разбивается на семь категорий: 

0–16  баллов – абсолютно неблагополучные,

17–22 балла –  неблагополучные, 

23–26 баллов –  скорее неблагополучные,

27–28 баллов –  переходные,

29–32 балла –  скорее благополучные,

33–38 баллов – благополучные,

39–48 баллов –  абсолютно благополучные 

 

Приложение 3

     Тест  «Стиль конфликтного поведения» 

1.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 

2.

а) Я  стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я  пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 

4.

а) Я  стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я  стараюсь не задеть чувств другого  человека. 

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время  пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я  стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 

6.

а) Я  пытаюсь избежать неприятности для  себя;

б) Я  стараюсь добиться своего. 

7.

а) Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я  первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я  предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 

10.

а) Я  твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я  пытаюсь найти компромиссное решение, 

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения. 

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры;

б) Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 

13.

а) Я  предлагаю среднюю позицию;

б) Я  настаиваю, чтобы все было сделано  по-моему. 

14.

а) Я  сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я  пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 

15.

а) Я  стараюсь успокоить другого и  сохранить наши отношения;

б) Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 

16.

а) Я  стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я  обычно пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции. 

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б)Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
 

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я  дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я  стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 

20.

а) Я  пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих. 

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я  всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 

22.

а) Я  пытаюсь найти позицию, которая  находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я  отстаиваю свою позицию. 

23.

а) Как  правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 

24.

а) Если позиция другого кажется ему  очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я  стараюсь убедить другого пойти  на компромисс. 

25.

а) Я  пытаюсь убедить другого в  своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 

26.

а) Я  обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я  почти всегда стремлюсь удовлетворить  интересы каждого из нас. 

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем. 

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти  поддержку у другого. 

29.

а) Я  предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за возникающих разногласий. 

30.

а) Я  стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я  всегда занимаю такую позицию  в споре, чтобы мы совместно могли  добиться успеха. 
 

По каждому  из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс  : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание  : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Информация о работе Конфликты в семье