Конфликты в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.

В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1.Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3.Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 78
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конфликтам в семье.doc

— 601.00 Кб (Скачать)

     1. Анализ итоговой таблицы и  последующие личные беседы с  испытуемыми показали, что причинами  возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

    • поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);
    • грубость супруга (супруги), конфликтность;
    • нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;
    • бытовая неустроенность;
    • недостача внимания к супруге (супругу);
    • нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;
    • разные взгляды на супружескую жизнь.

     2. Выработаны методы превращения  деструктивных конфликтов в молодой  семье в продуктивные: 

Не  следует Следует
  1. Извиняться раньше времени
  1. Ссориться наедине, без свидетелей
  1. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем
  1. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
  1. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств
  1. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
  1. Притягивать не относящиеся к делу вопросы
  1. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
  1. Симулировать согласие или обиду
  1. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
  1. Объяснять другому, что он чувствует
  1. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
  1. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого
  1. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
  1. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой
  1. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
  1. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле
  1. Уважать себя
  1. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним
  1. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
  1. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым
  1. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

 

     Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания  в той или иной степени, неудовлетворенность  браком, конфликтность супругов, нежелание  раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.

     В целом следует отметить, что, с  одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует  о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой – способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аберкромби  Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический  словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.
  2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
  3. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с.
  6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с.
  7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.
  8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
  9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
  10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с.
  11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с.
  12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.
  13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.
  14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
  15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.
  16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3. – С.59 – 67.
  17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. - №1. – С.42 – 49.
  18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. – 1995. - №7. – С.93 – 99.
  19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45.
  20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1995. - №2. – С. 31 – 45.
  21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».
  22. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.
  23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.
  24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.
  25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989.  – 94 с.
  26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.
  27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.
  28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 224с.
  29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.
  30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с.
  31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.
  32. Мариновская И. Д.,  Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001
  33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.
  34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.
  35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.
  36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
  37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
  38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.
  39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986.-208с.
  40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с
  41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192с.
  43. Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с.
  44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. – М.: Республика, 1992.-173с.
  45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
  46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.
  47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.
  48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995.
  49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».
  50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
  51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.
  52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704с.

 

    ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест  «Понимаете ли вы друг друга?» 

     1. Есть ли у вас чувство, что  необходимо серьезное выяснение отношений:

     а) да –  1 очко;

     б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет –  0;

     в) такое выяснение отношений бесполезно – 2.

     2.  Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

     а) да –  0 очков;

     б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1;

     в) об этом не может идти речи –  2.

     3.  Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

     а) да – 1 очко;

     б) не имею представления –  2;

     в) я в курсе всех его проблем  –  0.

     4.  Можете ли вы разговаривать  со своим партнером о серьезных  вещах в любое время?

     а) да – 0 очков;

     б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1;

     в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени – 2.

     5.  Когда вы разговариваете друг  с другом, то следите за тем,  чтобы ваши формулировки были точными?

     а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 очко;

     б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2;

     в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь  и к чужому — 0.

     6.  Когда вы делитесь с партнером  своими проблемами, нет у вас  такого чувства, что вы тем  самым обременяете его?

     а) да, так часто бывает – 2 очка;

     б) он просто не вникает в мои проблемы –  1;

       в) он всегда проявляет участие  –  0.

     7.  Принимает ли кто-то из вас  важное решение, которое касается  его самого, не советуясь с  другим?

     а) случается и так – 2 очка;

     б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1;

     в) мы решаем и обсуждаем все вместе – 0.

     8. Не задумывались ли вы над  тем, что предпочитаете чаще  делишься с друзьями, чем со  своим спутником жизни? 

     а) иногда это случается — 1 очко;

     б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0;

     в) друзья меня лучше понимают — 2.

     9. Не бывает ли так, что, когда  партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

     а) бывает и так — 2 очка;

     б) нет, я слушаю внимательно — 0;

     в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1.

    1. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?

    а) непременно — 2 очка;

    б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует — 0;

     в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами — 1.

     Затем оба супруга должны подсчитать и  сложить те очки, которые у них  набраны.

 

      В таблице 16 представлен  ключ к тесту:

Таблица 16

Количество  набранных баллов Степень взаимопонимания
0-8 высокая
9-15 средняя
16-22 удовлетворительная
23-29 низкая

 
 

 

Приложение 2

Тест  «Удовлетворены ли вы браком?» 

1.

Когда люди живут  так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

    а) верно;

    б) не уверен;

    в) неверно. 

2.

Ваши супружеские  отношения приносят Вам:

    а) скорее беспокойство и страдание;

    б) затрудняюсь ответить;

    в) скорее радость и удовлетворение. 

3.

Родственники  и друзья оценивают Ваш брак:

    а) как удавшийся;

    б) нечто среднее;

    в) как неудавшийся. 

4.

Если бы Вы могли, то:

    а) Вы бы многое изменили в характере  Вашего супруга (Вашей супруги);

    б) трудно сказать;

    в) Вы бы не стали ничего менять. 

5.

Одна из проблем  современного брака в том, что  все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

6.

Когда вы сравниваете  Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

    а) что Вы несчастнее других;

    б) трудно сказать;

    в) что Вы счастливее других. 

 

7.

Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

8.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы неполноценной.

      а) да, считаю;

      б) трудно сказать;

      в) нет, не считаю. 

9.

Большинство людей  в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

    а) верно;

    б) трудно сказать;

    в) неверно. 

10.

Только множество  различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.

    а) верно;

    б) не могу сказать;

    в) неверно. 

11.

Если  бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

    а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

    б) трудно сказать;

Информация о работе Конфликты в семье