Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: память как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить память как познавательный психический процесс, ее особенности и специфику развития у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Особенности памяти детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………….6
1.1. Понятие памяти и теории памяти……...…….………………….……………..6
1.2. Виды памяти и психологическая характеристика процессов памяти…………………………………………………………………………...15
1.3. Специфика развития памяти у детей младшего школьного возраста……………………………..…………………………………..……….23
Выводы по главе 1………………………………..……………………………….29
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте…………………………………...……….………………......31
2.1. Цели, задачи и методики исследования……………...…………………..…..31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….......33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….35
Выводы по главе 2………………………………..……………………….………37
Заключение…………………………………………………………………...……38
Список литературы………………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

1 Курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Выводы  по главе 2

    Итак, рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).

    Различные психические процессы влияют на преобладающий  тип памяти. У одних выделяется слуховая, у других зрительная, у  третьих вообще никакая не выделяется, что говорит почти об одинаковом развитии каждого типа памяти. Дети с почти неразвитой комбинированной памятью плохо логически думают, с трудом воспринимают зрительные образы, неточно, а может, и вообще не могут воспроизвести услышанное.

    В данном классе преобладающим видом  памяти является слуховая, которая  направлена на запоминание звуков (музыки, шумов). Слуховая память  относится к  образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Младшие школьники лучше запоминают на слух, поэтому, чтобы важный материал лучше усвоился, учителю необходимо обратить внимание на этот фактор.

    Также выявлено, что у подавляющего большинства ребят коэффициент смысловой памяти высок. Его основой является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им более понятен. 
 
 
 

Заключение

    Наше  исследование было предпринято с  целью теоретического и экспериментального изучения особенностей памяти младшего школьника. Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило прийти к следующим выводам: память имеет решающее значение в учебном процессе и оказывает существенное влияние на успеваемость младших школьников; у учащихся с хорошей памятью  успеваемость высокая и наоборот.

    Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.  

    Проблема  изучения и развития памяти младших  школьников до сих пор актуальна. Её необходимо изучать глубже, несмотря на то, что вышло огромное количество научных трудов по данной проблеме. Содержание и характер учебного процесса со временем изменяется, меняются методы и средства обучения, к тому же современные дети, их память значительно отличаются от памяти детей предыдущего поколения. Это связано с изменением образовательных программ, с появлением целого комплекса развивающих программ, с активным развитием СМИ, появлением компьютеров, Интернета. Детям доступно гораздо больше разнообразной информации, которую они запоминают из-за её интересности, увлекательности. Активнее идёт развитие непроизвольного и после произвольного внимания, что играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника и делает более эффективными его познавательные процессы, в том числе, память.

    А.А. Смирнов отмечает, что как и  все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

    С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших  школьников память постепенно переходит от наглядно-образной к более сложным формам словесно-логической памяти.

    Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти.

    По  П.И. Зинченко непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредствованной.

    Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной.

    Ученики и последователи А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности, такие как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений.

    Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.

    В рамках данной курсовой работы задачи были реализованы полностью, цель изучения особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте, а также возможностей ее эффективного развития была достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

    Разработанные нами психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие памяти, могут быть полезны для решения проблем.

    Данная  исследовательская работа имеет  практическое значение, т.к. её материалы  и результаты могут быть использованы родителями и учителями для диагностики  и развития памяти младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломоца. — М.:Прогресс, 1980. — 528 с.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
  3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М.: Наука, 1973. — 208 с.
  4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — 653 с.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
  6. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М, 1980. — 378 с.
  7. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — 214 с.
  8. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008. — 985 с.
  9. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
  10. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. – Р-н-Д, 2002. – 232 с.
  11. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр. — СПб: Питер, 2002. — 224 с.
  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1./ Под ред. В.В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  13. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 335 с.
  14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  15. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — 165 с.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 583 с.
  17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М.: АСТ, 2009. — 816 с.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений — 11-е изд., перераб. и доп.  — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 640 с.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  20. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учеб. пособие. — М.: «Высш. школа», 1977. — 247 с.
  21. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. — М.: АСТ, 2003. — 1150 с.
  22. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 448 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 720 с.
  24. Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6. — 390 с.
  25. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966. — 487 с.
  26. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. — М.: Наука, 1981. — 409 с.
  27. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 613 с.
  28. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. — М.: Изд-во «Феникс», 2009. — 816 с.
  29. Шпаргалка по психологии. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 48 с.
  30. Шпаргалка по психологии и педагогике. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 48 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Методика  «Тип памяти»

I II III IV
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      
 

Образец бланка ответов по методике «Тип памяти» 

Приложение 2

Методика  «10 слов»

   
1 Шум  
2 Путь  
3 Год  
4 Стол  
5 Нож  
6 Сад  
7 Мост  
8 Час  
9 Глаз  
10 Снег  
 

Образец бланка ответов по методике «10 слов»

    Приложение 3

    1) Слуховая память

Ф.И. а в С
В. Рамиль 5 10  
 
 
5,2
К. Дарья  5 10
М. Екатерина  5 10
Н. Денис 5 10
Н. Зуфар 4 10
П. Надежда 7 10
С. Ева 5 10
С. Мария 6 10
Ф. Ксения 5 10
Ш. Валерия 5 10
 

2) Зрительная память

Ф.И.О. а в С
В. Рамиль 6 10  
 
 
4,2
К. Дарья  6 10
М. Екатерина  3 10
Н. Денис 5 10
Н. Зуфар 4 10
П. Надежда 3 10
С. Ева 4 10
С. Мария 4 10
Ф. Ксения 4 10
Ш. Валерия 3 10
 
 
 
 

3) Моторно-слуховая  память

Ф.И.О. а в С
В. Рамиль 5 10  
 
 
4,3
К. Дарья  6 10
М. Екатерина  5 10
Н. Денис 4 10
Н. Зуфар 5 10
П. Надежда 3 10
С. Ева 3 10
С. Мария 4 10
Ф. Ксения 4 10
Ш. Валерия 4 10

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте