Эмпатия детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

Выводы………………………………………………………………..35-36

Литература……….……………………………………………….…..37-39

Работа содержит 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       Н. Айзенберг считает, что эмпатия содержит два элемента: понимание эмоционального статуса или состояния другого человека и принятие этого эмоционального состояния. Человек, обладающий эмпатией, переживает те же самые чувства, которые, как он считает, испытывает другой человек, или очень похожие чувства. Симпатия включает тот же самый процесс понимания эмоционального статуса другого, но сопровождается не принятием этих эмоций, а общим чувством печали или интереса к другому [6].

       Таким образом, можно отметить, что в  зарубежных исследованиях эмпатия  может выступать, во-первых, как вид  чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию, во-вторых, как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции, в-третьих, как способность понимания эмоционального состояния другого или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации [22].

       В отечественной психологии эмпатия  рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы  эмпатии (Т.П.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер и др.)[17]; изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А.Бодалев, И.М.Юсупов и др.)[10]; исследование процессуального характера эмпатии (В.С.Агеев, С.Б.Борисенко и др.).

       В работах многих исследователей эмпатия  рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.[2]. 

       В отечественной психологии термин эмпатия  утвердился только в 70-е годы благодаря  исследованиям Т.П. Гавриловой, которая, рассматривая развитие эмпатии в онтогенезе, выделила 2 вида (уровня) эмпатии:

       - сопереживание – более импульсивное  переживание индивидом тех же  чувств, которые испытывает другой, но обращенное на себя;

       - сочувствие - переживание неблагополучия  другого как такового, безотносительно к собственному благополучию.

       Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии  в психологии, взгляд на её природу  и содержание эмпатического процесса становился шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека». Говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности  ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей.

       С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент  любви человека к человеку, как  эмоционально опосредованное отношение  к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма» [26 ].

       Д.Б.Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания  другого является одним из условий  развития социальной децентрации. В  связи с этим, Д.Б.Эльконин отмечал  влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма» [14].

       Л.П.Стрелкова  изучала динамику мотивационно-эмоциональных  сдвигов у дошкольников при восприятии произведений художественной литературы. Автор считает, что эмпатийный процесс представляет собой цепочку: сопереживание-сочувствие-импульс к содействию. [23]

       Н.Н.Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные  компоненты. По его мнению, эмпатия  имеет три уровня. В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий уровень эмпатии - высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда этот стиль поведения называется помогающим). Действенная эмпатия характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости. [26]

       Ю.А.Менжерицкая  рассматривала эмпатию как социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого. [30].

       В своих работах В.А. Лабунская делает вывод, что «эмпатия — это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное - дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей». [14].

       В.А. Лабунская [27] выделяет несколько основных подходов к трактовке и определению природы эмпатии, которые имеются в современной психологии:

       1) аффективный, автором которого  является Т.И.Пашукова. Она определяет  эмпатию как эмоциональное соучастие  в переживаниях других людей.

       2) аффективно-когнитивный, А.А.Бодалев  и Л.А.Петровская определяют эмпатию как способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений. В.П.Морозов, А.Г.Васильева, считали, что эмпатия это способность к пониманию эмоциональных состояний другого или способность к эмоциональной идентификации. О.В. Аллахвердова определяет эмпатию как способность человека отражать внутренний мир других людей и сопереживать им.

       3) когнитивный, С.А.Ершов и А.И.Макеева понимали эмпатию как способность индивида распознавать эмоциональные состояния другого. В.А.

       4) интегративный, В.В.Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие и сопереживание — не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявление, понимание, предвосхищение индивидуальных особенностей другого и затем воздействия на него в нужном направлении (добиться его расположения и доверия). В связи с таким пониманием Бойко определяет эмпатию следующим образом: «это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение» [7]. Он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъективной реальности — основная предпосылка глубокой эмпатии.

       Автор выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный. Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека, на его состояние, поведение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к другому. Эмоциональный канал позволяет эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с другими — сопереживать, соучаствовать. Интуитивный канал дает возможность видеть поведение других, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании эмпатирующего [23].

       Однако  нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другого человека вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на него свои качества — недостатки, привычки, эмоциональный опыт, устаревшие взгляды, предвзятые суждения [20].

       Т.П.Гаврилова считает, что эмпатия - это «совокупность эмоциональных и познавательных процессов, специфика которых определена ценностями и мотивационными установками личности». С.А.Тарновский считает, что «эмпатия - это адекватное понимание, эмоциональный отклик и содействие переживаниям партнера»[23].

       Таким образом, отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В целом, можно говорить о том, что в отечественной психологии эмпатию, как правило, рассматривают в двух формах – сопереживание и сочувствие.

       Сопереживание – это переживание субъектом  тех же чувств, которые испытывает другой.

       Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастию другого (выражение сожаления, соболезнования).

       По  мнению Т.П.Гавриловой, первое основано в большей мере на прошлом опыте человека и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами личности, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Сочувствие не всегда отражает эмпатию, оно может выражаться даже бесстрастно, просто из вежливости. Эмпатия же обладает свойством искренности выражения своих эмоций [22].

       Л.П.Калининский, К.В. Гавриловец и др. полагают, что «при разделении эмпатических реакций правильнее было бы говорить о степени эмоционального вовлечения своего «Я» в эти реакции, чем о разной направленности потребностей субъекта» [20]. Сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы [22], сопереживание – такое же переживание, как и у человека, с которым другой человек вступает в общение [12], а сочувствие – личностное свойство, которое формируется в условиях социального обучения, это свойство человека как общественного существа, позволяющее ему ставить себя на место другого, видеть в нем подобного себе и таким образом глубже понимать его душевные состояния. Оно побуждает к состраданию, к бескорыстной поддержке другого [21]. Эта форма эмпатии как бы бескорыстна. В ее основе лежит потребность в благополучии других людей [12].

       Таким образом, анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет  сформулировать определение эмпатии  как качества личности, выражающегося  в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому,  
 

 

        1.2. Развитие эмпатии  в онтогенезе

       Как отмечалось в предыдущем параграфе, эмпатию следует рассматривать  как качество личности, выражающееся в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

       Эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазы эмоционального заражения в период новорожденности  и заканчивая просоциальным поведением в более поздние возрастные периоды.

       В разное время к вопросу об особенностях развития эмпатии в онтогенезе обращались как зарубежные (А. Валлон, Л. Мерфи  и др.), так и отечественные  ученые (Т. П. Гаврилова, В. В. Зеньковский  и др.).

       Несмотря  на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т.П.Гавриловой о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования [16] и на сегодняшний день не потерял своей актуальности.

       Происхождение эмпатии во многом остается загадочным. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.[37]

       Самый подробный анализ развития эмпатии  предложен Мартином Хоффманом, который  описывает четыре больших этапа.

       Первый  этап – Глобальная эмпатия. Эта стадия является непроизвольной реакцией дистресса и отмечается на первом году жизни. Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями [6]. Ребенок реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним. Если младенец находится в присутствии кого-либо, выражающего сильную эмоцию, он может перенимать эту эмоцию, например, начинает плакать, слыша плач другого младенца [8].

Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития