Эмпатия детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

Выводы………………………………………………………………..35-36

Литература……….……………………………………………….…..37-39

Работа содержит 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки РФ

       Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

       «Орловский  государственный университет»

       Факультет педагогики и психологии

       Кафедра общей и возрастной психологии 
 
 
 
 

       Эмпатия детей с задержкой  психического развития 

       Курсовая  работа

       Студентки 3 курса 7 группы

       Трухиной  Анны Александровны 
 
 

       Руководитель:

       Корякина  Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Орел, 2011г.

 

        Содержание 

       Введение…………………………………………………………………3-4

       Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

       1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

       1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

       1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

       Выводы………………………………………………………………..35-36

       Литература……….……………………………………………….…..37-39 
 

 

        Введение

       Актуальность  исследования. Важной социальной проблемой в современном обществе является гуманное отношение между людьми. Одной из центральных характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия. Для эмпатийного общения характерно безоценочное принятие друг друга - только после этого наступает психологическая совместимость. Однако эмпатийная проницательность - редкое явление среди людей. Замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать и в связи с этим всё меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в межчеловеческих контактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние» (А.А. Бодалев).

       Выходом в сложившейся ситуации будет  воспитание такого гармонично развитого  человека, когда эмпатическое проникновение  в другого человека будет являться закономерным результатом развития личности.

       О возникновении понятия «эмпатия»  и о том, какой смысл в него вкладывают, написано много научных  трудов, которые рассматривают эмпатию  как продукт взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, оптимизирующего межличностные отношения, как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого [47] и отмечают, что она необходима для полноценного личностного развития. Именно недостаток эмпатии лежит в основе ряда психологических трудностей детей и подростков.

       Тема  моей работы «Эмпатия детей с задержкой  психического развития» была выбрана  неслучайно. Дети с задержкой психического развития - одна из самых многочисленных категорий детей, со специальными образовательными потребностями. Специальная психология в настоящее время уже располагает значительными сведениями: о конкретных проявлениях и причинах снижения темпа психического развития у детей с проблемами в развитии, в том числе с ЗПР и различных ее вариантах (Т.А.Власова, С.Д.Забрамная, В.Г.Петрова). Многие авторы отмечают, что характерное для детей с ЗПР отставание в психическом развитии, сочетание эмоциональной «незрелости» и интеллектуального «недоразвития» замедляет, искажает процесс формирования отношения к другому человеку. Оно является фактором риска, способствуя проявлениям асоциальных форм поведения у детей и подростков с задержкой психического развития (Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская и др.).

       Цель  исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

       Задачи  исследования

  1. Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
  3. Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

       Анализ  литературы поможет нам рассмотреть  представление об эмпатии в психологии, обобщить и систематизировать материал о развитии эмпатии, лучше понять категорию детей с задержкой  психического развития и подобрать  диагностический материал для выявления особенностей эмпатии детей этой группы. Наука собрала много подобных эмпирических данных, проводя различные тестирования на проявление эмпатии. Данная курсовая работа вносит свой вклад в область научного знания. Но необходимы дальнейшие исследования для более глубокого количественного и качественного анализа такого феномена, как эмпатия.  
 
 
 

       1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии

       Словом  эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э.Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т.Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает. Эмпатию он относил к категории сложных чувств, в которых значимую роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.[15].

       Понятие «эмпатия» как психологический  феномен заимствован научной  психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика), был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».[44] «В этических учениях А. Смита, Г. Спенсера, А.Шопенгауэра симпатия понимается как «свойство человеческой души» и рассматривается в качестве «регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости» [15].

       А.Смит [38] понимал симпатию как способность сострадать другому. Г.Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа симпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную). Для А.Шопенгауэра симпатия – это сострадание ко всем существам, порождаемое сознанием общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе сострадания человек забывает о различиях между собой и другими [14].

       Наиболее  полно и последовательно теория симпатии была разработана М.Шелером. Он рассматривал симпатию (эмпатию) как механизм познания. Для него «симпатия – не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности» [20].

       Т.Липпс  разграничил понятия «симпатия» и «эмпатия». Он трактовал эмпатию как способ познания объекта, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Для Т.Липпса вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта, субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта. Наблюдая мимику чужого лица, субъект инстинктивно подражает ей, что вызывает соответствующую этой мимике эмоцию. Таким образом, вчувствование происходит путем подражания. В работах психологов конца XIX века симпатия (эмпатия) рассматривается как первичная эмоция. Так, В.Штерн считал, что на основе симпатии (эмпатии) развиваются социальные чувства. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Любовь к близким ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей, к развитию альтруистического поведения.

       С. Аш выделял два типа симпатии –  сопереживание и сочувствие. «Сопереживание – это переживание сходных эмоций с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны» [22].

       Э.Титченер обобщил идеи симпатии и вчувствования  и впервые ввел в психологию понятие  «эмпатия». Эмпатию он относил к  категории сложных чувств, в которых  значимую роль играют состояния удовольствия и неудовольствия [15].      

       В русле гуманистической психологии К. Роджерс определил эмпатию как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. Автор пишет: «Эмпатия означает вхождение в личный мир другого и основательное его обживание. Она означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней. Эмпатия означает частую сверку человека в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него» [38]. Автор полагал, что быть в состоянии эмпатии значит «воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого как он их ощущает, и воспринимаешь их причины как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь и огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации». [36]. К.Роджерс считает, что эмпатия это скорее процесс, чем состояние и эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома; постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого; временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения; улавливание того, что другой едва осознает; сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого; частое обращение к другому для проверки своих впечатлений [36, 38].

       Анализу эмпатии у детей посвятила свою монографию Л. Мерфи [15], которая определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Проявления эмпатии зависят от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии связано с развитием и возрастным изменением таких индивидуальных свойств, как темперамент, сила эмоциональной возбудимости, и определяется, кроме того, влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок.

       В американской детской психологии (Д.С.Бордин, К. Хогэн, Л.Мерфи, Д.Ролингс) основное внимание уделяется роли эмпатии в адаптации детей и связи эмпатии с альтруистическими формами поведения.

       З. Фрейд никогда не уделял проблеме эмпатии особого внимания и не посвятил ей отдельного исследования. Однако З. Фрейд вполне осознавал  важность той роли, которую эмпатия  играет в процессе психоаналитического  лечения. З.Фрейд указывает на особое значение эмпатии, говоря, что она "…играет важнейшую роль в понимании того в других людях, что изначально чуждо нашему Я"("Психология масс и анализ Я")

       Важное  значение в изучении проблемы эмпатии  имеет теория Дэниела Бэтсона [42] об эмпатических эмоциях, основывающаяся на четырех допущениях. Они заключаются в следующем:

       1. Следует различать две эмоциональные  реакции, связанные с восприятием  нуждающегося в помощи человека, - свой собственный дискомфорт  и сопереживание (эмпатию).

       2. Эмоция сопереживания возникает  в том случае, когда наблюдатель  принимает перспективу человека, находящегося в бедственном положении.  Сила эмпатической эмоции есть  мультипликативная функция от  воспринимаемой тяжести бедственного  положения и силы привязанности наблюдателя к терпящему бедствие.

       3. Эмпатическая эмоция вызывает  альтруистическую мотивацию облегчить  положение нуждающегося в помощи, причем сила этой мотивации  пропорциональна силе эмпатической  эмоции.

       4. Эмпатическая эмоция опосредует  влияние принятия перспективы страдающего индивида и привязанности к нему на альтруистическую мотивацию. [42].

       Т. Шибутани определяет эмпатию как  «способность проникать в психику  другого человека, сочувствовать  ему и принимать его чувства  в расчет» [43].

       Эмпатия, по определению М. Хоффмана, «подходит для преодоления разрыва между эгоизмом и альтруизмом, поскольку она обладает способностью преобразовывать несчастия другого человека в ощущения своего собственного страдания. Таким образом, эмпатия сочетает в себе элементы и эгоизма, и альтруизма. Она эгоистична, поскольку является негативным состоянием, которое может быть лучше всего устранено путем оказания помощи жертве» [42].

Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития