Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Теоретические подходы к исследованию личности…………………… 6
1.1. Определение и содержание понятия «личность»……………………..….. 6
1.2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»...............7
1.3. Многообразие подходов к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………… 9
Психологическая структура личности……………………...…….…… 13
2.1. Мотивация, как основа структуры личности………………………......…13
2.2. Личностные свойства, как структурный компонент………………….....15
Факторы формирования и развития личности. …..…………………..22
3.1. Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности…….......22
3.2. Биологический фундамент личности……………………………………..25
3.3. Роль социальных факторов в развитии личности………………............. 26
Развитие личности в онтогенезе……………………………..……. …….28
Заключение………………………………………………………………. …... 32

Список используемой литературы.………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_Готовый.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

      Размышляя о темпераментах людей, следует  иметь ввиду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных  людей показало, что соответствующие  традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых,  нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым или наоборот, лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. [9]

      Личность  и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств создает индивидуальный тип темперамента. Те проявление темперамента, которые впоследствии становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций и многого другого. [11] Моральные качества личности не зависят от темперамента и могут в значительной степени компенсировать проявление его отрицательных черт. 

      Темперамент влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными  характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и торможение.

      Характер -  это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении, включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. [3]

      В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, реакциях на какие-либо действия и поступки людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, воспитанием. Характер человека – это то, что определяет его поступки, а не случайные реакции на какие-либо стимулы или обстоятельства. Человек с характером, всегда совершает осознанные, обдуманные поступки. Говоря о характере, представляется способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю, настойчивость, упорство. Человек, не имеющий характера это тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависит от обстоятельств.

      Характер  тесным образом связан с темпераментом, и является достаточно устойчивым и  малоизменяемым. В состав характера  входят такие черты личности как  рациональность, расчетливость, настойчивость, целеустремленность и также альтернативные им, как свидетельство отсутствия характера. [4]

      С общей структуре личности характер занимает центральное место. Он объединяет все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека влияет на познавательные процессы – внимание, воображение, восприятие, память, мышление. Эмоциональная жизнь человека находиться непосредственно под влиянием его характера. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Характер формируется на ранних стадиях взросления, в самом начале жизни, и поэтому, отличается от других черт личности своей устойчивостью. Исключение составляет только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также возрастные органические изменения в центральной нервной системе.

      Одной из черт характера человека является общительность или замкнутость, а также, более общие черты  характера, в состав которых две  названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия.

      Экстраверсия  и интроверсия как черты личности выражают открытость или замкнутость человека к окружающему его миру. Экстраверт – это общительный человек, он всегда старается проявить интерес ко всему окружающему. Интроверт – это человек, внимание которого направленно на самого себя, он становиться центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и свой внутренний мир выше окружающего мира. Экстраверт внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. [11]

      Характер  человека связан с его интересами, потребностями, и более всего он проявляется в том, что для человека наиболее значимо. Правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за его поведением в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворить наиболее сильные потребности.

      Воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надо. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воли человек может по собственной инициативе выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Также человек может организовать свою психическую деятельность, направить её. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций. Воля направляет или сдерживает действия человека, также организуют психическую деятельность, исходя из наличных задач и требований. Как основные функции воли выделяются:

    1. выбор мотивов и целей;
    2. регуляция побуждений к действиям – при недостаточной или избыточной их мотивации;
    3. организация психических процессов – в систему, адекватную выполняемой деятельности;
    4. мобилизация физических и психических возможностей – при преодолении препятствий к достижению поставленных целей. Возможность произвольно регулировать действия, подчиняя их своим сознательным решениям. [7]

         На  личностном уровне воля проявляется  в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как базовые волевые качества личности. Такие качества определяют поведение. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

         Эмоции  – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность. Эмоции служат одним из наиглавнейших механизмов психической регуляции поведения. В философских учениях эмоции рассматривались в качестве активных сил, которые могли направить мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им. Эмоции служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. [9]

           К классу эмоций относятся  настроения, чувства, страсти, стрессы.  Любые проявления человеческой  активности сопровождаются эмоциональными  переживаниями. Благодаря эмоциям  люди лучше понимают друг друга.  Эмоции важны для приобретения  индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи или затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели. Формирование эмоциональных отношений в результате специально направленных воспитательных воздействий, является важнейшим условием социального развития человека [11]. 

         3. Факторы формирования  и развития личности.

  •   3.1.  Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности. 

         Проблема  соотношения биологического и социального  в личности человека является одной  из центральных проблем современной  психологии. В  процесс развития психологической науки рассматривались  разные  возможные связи между  такими понятиями как «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось как спонтанный процесс, который не зависит от биологических и социальных факторов. Так же психическое развитие трактовалось как производный только от биологического или только социального развития, или как результат их параллельного действия на индивида. Таким образом, выделяют несколько групп концепций, которые по-разному рассматривают соотношение социального, психического и биологического.  [13]

         В концепциях, где доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривают, как явление, подчиненное своим внутренним законам, которые не связаны ни с биологическим, ни с социальным.  В биологических концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено биологическим законам. В этих концепциях очень часто, для объяснения психического развития привлекается биогенетический закон, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в основном эволюция вида, к которому принадлежит индивид. Проявлением данной позиции является утверждение что психического, как самостоятельного явления, в природе не существует, так как все психические явления возможно объяснить с помощью биологических понятий. Такая точка зрения особенно распространена у физиологов. [9]

         Существует  ряд социологизаторских концепций. В них утверждается, что психическое  развитие индивида воспроизводит главные ступени процесса исторического развития общества, в главном, развитие его духовной жизни, культуры.

         Человек рождается как представитель  определенного биологического вида. После рождения человек оказывается  в определенном социальном окружении, и развивается не только как биологический объект, но и как представитель определенного социального общества. Две эти тенденции находятся в постоянном взаимодействии, и поэтому для психологии очень важно выяснить характер этой взаимосвязи.

         Исходной  предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов. Они выступают в роли фундамента его психического развития. Но данные предпосылки реализуются только тогда, когда человек находится в человеческом обществе. [14]

         Рассматривая  проблему взаимодействия и взаимовлияния  биологического и социального в  психическом развитии человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое – психическое - социальное». Подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Однако ответить на вопрос, что такое личность в психологическом плане, является  весьма непростой задачей. Более того, решение этого вопроса имеет сою историю. [11]

         Необходимо  отметить, что в различных отечественных психологических школах понятие «личность», и тем более соотношение  биологического и социального в личности, их роль в психическом развитии, трактуются по-разному. Несмотря на то, что всеми отечественными психологами безоговорочно принимается точка зрения, утверждающая, что понятие «личность» относится к социальному уровню организации человека, существуют определенные разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Так, различие во взглядах на данную проблему мы обнаружим в работах представителей Московского и Санкт-петербургского университетов, являющихся ведущими центрами отечественной психологии. Например, в работах московских ученых чаще можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в работах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о равной значимости для развития личности социальных и биологических детерминант. [13]

         Факторы, определяющие характер развития индивида имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью. На разных этапах развития у них разная роль. Они содержат социальные и биологические детерминанты. Представление данных детерминант как суммы двух параллельных или взаимосвязанных радов, определяющих характер психического развития индивида, является не верным, очень упрощенным. Не существует универсального принципа организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи весьма многоплановы и многообразны. Еще более многообразны связи психического и социального. [3] 

Информация о работе Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности