Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Теоретические подходы к исследованию личности…………………… 6
1.1. Определение и содержание понятия «личность»……………………..….. 6
1.2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»...............7
1.3. Многообразие подходов к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………… 9
Психологическая структура личности……………………...…….…… 13
2.1. Мотивация, как основа структуры личности………………………......…13
2.2. Личностные свойства, как структурный компонент………………….....15
Факторы формирования и развития личности. …..…………………..22
3.1. Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности…….......22
3.2. Биологический фундамент личности……………………………………..25
3.3. Роль социальных факторов в развитии личности………………............. 26
Развитие личности в онтогенезе……………………………..……. …….28
Заключение………………………………………………………………. …... 32

Список используемой литературы.………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_Готовый.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     В плоть до начала ХХ в. филосовско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых принимались попытки  проникновения в сущность данного  феномена. Лишь в начале ХХ в. личность стали изучать психологи. Бурно развивались экспериментальные исследования в психологии. Первоочередной задачей для психологов стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности. [13]

     Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом - Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведении проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факторы, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. [11]

     Существует  целый ряд теорий личности. Некоторые  авторы теорий ставили перед собой  задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека. Другие классифицировали теории личности с точки зрения структурного и динамического образования личности. Теории личности расходятся в том, какое значение придавать вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а так же в признании относительности роли генетических и социальных, средовых факторов, влияющих на развитие личности.

     В зарубежной психологии существует три  основных подхода к исследованию личности: биогенетический подход, социогенетический и психогенетический. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический подход противоположен биогенетическому подходу. Его сторонники объясняют особенности личности исходя из структуры общества. Они считают личность продуктом научения. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологического подхода, ни социогенетического. На первый план выдвигают развитие психических процессов. [3]

       Фрейд стоял на биогенетическом  подходе. Психоаналитическая теория  развития Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая – генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в раннем возрасте, примерно до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. На каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. [16]

     Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Альфред  Адлер настаивал на том, что человек  есть нечто большее, чем только продукт  этих влияний. Адлер выступал против биологизаторской теории Фрейда. Он подчеркивал, что основное в человеке не природные инстинкты, а общественное чувство. Это чувство врожденное, но оно должно быть социально развито.  Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: память, воображение, фантазию, восприятие. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом. [1]

     Карл  Густав Юнг в отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему  этапу в формировании личности, рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются только прошлые события, особенно психосексуальные конфликты. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности. [16]

     Каждая  психологическая теория, затрагивающая  вопросы формирования личности рассматривает  этот процесс под углом своего учения и благодаря этому обогащает  концепцию развития личности в целом. Кардинальные, на первый взгляд, различия между взглядами некоторых психологических школ, гармонично дополняют друг друга при рассмотрении их с культурно-исторической позиции. Несмотря на большое количество концепций развития личности, этот вопрос остается открытым, до конца не изученным. Исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенность современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.  
 

    2 Психологическая  структура личности.

    1. Мотивация, как основа структуры личности.

     В психологии существуют разные подходы  к исследованию личности. В качестве ведущей характеристики выделяют направленность. Есть разные определения этого понятия: «динамическая тенденция», «основная  жизненная направленность», «доминирующее  отношение». Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. [11]

     Направленность  личности всегда социально обусловлена  и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, идеал и т.д. В основе форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, которая выступает как субъект этой деятельности. Под деятельностью понимают активность живого организма, которая направлена на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью.

     Сознательная  деятельность человека коренным образом  отличается от  поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связаны с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем  усвоения общественного опыта.

     Цель  выступает как конечный результат  деятельности, которая может представлять особый предмет, определенные знания, умения, творческий результат и т.п. Цель – это основной объект внимания, который занимает объем кратковременной  и оперативной памяти. С ней связаны происходящие в данный момент времени мыслительный процесс и различные эмоциональные переживания. Побудителем к деятельности выступает мотив. Мотив придает деятельности  специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. [3]

       Мотивация представляет собой  более широкое понятие, чем  термин мотив. Мотивацию рассматривают  как совокупность причин психологического  характера, которые объясняют  поведение человека, его начало, направленность и активность. Когда  надо объяснить причины поступков человека, всегда возникает вопрос о мотивации деятельности. Любая форма поведения объясняется как внутренними, так и внешними причинами.  Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом является наблюдаемое поведение.

     Мотивация – это процесс непрерывного выбора и принятия решений, на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотив, в отличие от  мотивации  принадлежит самому субъекту поведения, и является его устойчивыми личностным свойством. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми, и формируются из потребностей человека.  Потребность – это динамическая сила, исходящая от организма, исходная форма активности живых существ. Потребности бывают: [3]

  • Естественные (природные) – непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от животных. Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.
  • Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музеев, музыка и т.д.).
  • Потребность в труде.  Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта. [11]

    Уровень развития потребностей влияет на уровень  развития личности.

     Многие  из мотивационных факторов со временем превращаются в черты личности человека. К ним можно отнести такие  как: мотив достижения успехов, мотив  избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка. Кроме  них личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям, агрессивность. Это наиболее важные социальные мотивы человека, которые определяют его отношение к обществу.  

    1. Личностные  свойства, как структурный  компонент.
 

     Изучение  детерминант поведения ставит вопрос о структуре личности. Это предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру  как целое. В структуру личности входят такие понятия как способности, темперамент, характер, воля, эмоции. [11]

     Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эффективное использование в жизни. Способности существуют в постоянном процессе развития, иначе они имеют свойство теряться, если их не применять на практике. Успех выполнения любой деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии нужных задатков к развитию одних способностей, нехватку можно восполнить за счет более сильного развития других способностей. [3]

     Способности бывают природные (естественные) - в  своей основе биологически обусловленные, и специфические  - имеющие общественно-историческое происхождение. К природным способностям относятся память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. У человека, кроме биологически обусловленных способностей есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социуме. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речи, логики, теоретические и практические, учебные, межличностные.

     Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывают влияния друг на друга. Сочетание разных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Такая характеристика относится к человеку, который способен ко многим разным видам деятельности.

     Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющихся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека, так как они биологически обусловлены и являются врожденными. Темперамент оказывает большое влияние на формирование характера и поведения человека. Так как темперамент иногда определяет поступки человека, его индивидуальность, его нельзя полностью отделить от личности. Темперамент выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Темперамент, как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. [11]

     Согласно  учения И.П. Павлова, индивидуальные особенности  поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в  деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: [12]

    1. сила процессов возбуждения и торможения;
    2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
    3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

     Комбинацией указанных свойств нервных процессов  были положены в основу определения  типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. По силе нервных процессов Павлов различал сильную и слабую нервную систему.

     И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов  и обнаружил полное совпадение. Темперамент  - это проявление типа нервной системы  в деятельности, поведении человека. Соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит так:

    1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой» по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;
    2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И.П. Павлову) – флегматический темперамент;
    3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип по И.П. Павлову) – холерический темперамент;
    4. слабый тип («слабый» по И.П. Павлову) – меланхолический темперамент.  [12]

Информация о работе Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности