Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения

Автор: Светлана Микулова, 17 Ноября 2010 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ


Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.





























Введение


Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения.
Психология девиантного поведения молодая отрасль психологии, она на пути своего становления и утверждения, но у нее большое будущее. Новизна работы, предлагаемой вашему вниманию, обусловлена тем, что в последние годы кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. В результате обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля пре-вентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей
1.1.Определение понятия «отклоняющегося поведения». 3-4
1.2. Аспекты поведения личности. 5-9
Глава 2. Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения.
2.1. Биологическая модель. 10-14
2.2. Психодинамическая(психологическая) модель. 14-21
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Психология отклоняющегося поведения.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Симптомы, аранжированные конечной  целью, являются формами выражения господства его тщеславия. Поначалу оно находится позади пациента и гонит его вперед. После неминуемых поражений (разве может наша бедная земля удовлетворить ожидания невротика?!) оно стоит перед ним и оттесняет его назад: «Если ты перейдешь Halys, ты разрушишь великое государство (царство своего ожидания)».

Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм)

      В 1935 году вышла работа Карен  Хорни «Невротическая личность  нашего времени», в

которой она рассматривает проблемы тревожности  и неврозов.

      Тревога иррациональна. Эта реакция содержит в себе влияние культурного фактора, так как наша культура оказывает огромное воздействие на рациональное мышление и поведение и считает иррациональное начало чем-то низким.

      В культуре существует четыре  способа избежать тревожности: рационализация, отрицание, наркотизация, избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, которые вызывают тревогу.

   Хорни вводит понятие «базальной тревожности». Базальная тревожность — это  чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности нахождения в мире, который открыт обидам, оскорблениям, предательству и зависти. Эта тревожность возникает в раннем детстве.

      Условия возникновения базальной  тревожности:

      • отсутствие подлинной истинной  любви со стороны родителей;

      • различные формы отношений  или действий родителей, которые  вызывают в детях враждебность (несправедливость, упреки, ущемление самых насущных и справедливых желаний);

      • фрустрация желаний ребенка,  особенно в сексуальной сфере.

Способы уменьшения базальной  тревожности:

      • посредством любви («если  вы меня любите, вы не причините  мне зла»);

      • посредством подчинения («если  я уступлю, мне не причинят  зла»);

      • посредством власти («если я  обладаю властью, никто не сможет меня обидеть»);

      •  посредством ухода (отстранения) от людей («если я реагирую уходом, отстранением, ничто не заденет меня»)

       Позднее, в работе «Наши внутренние  конфликты», Хорни определила эти  способы уменьшения базальной тревожности в способы ориентирования личности:

       • ориентирование к людям (тревога  — потребность в любви со  стороны всех —

отвержение  — агрессия — тревога увеличивается);

       • ориентирование против людей  (враждебность, агрессия — посредством  власти, через использование других людей);

       • уход от людей (бегство  от мира. Внешние потребности  удовлетворяются либо через богатство, застрахованность, либо через ограничение своих потребностей до минимума).

       Чаще всего уклонение от лежащей  в основе сильной тревожности человек ищет не в одном, а в нескольких путях, которые, кроме того, несовместимы друг с другом. Именно такие неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов.

       Невроз — это наиболее распространенная  форма нервно-психического расстройства,

возникающая преимущественно вследствие психологических  факторов.

       Невроз возникает в том случае, когда базальный конфликт порождает  тревожность.

       Существуют различные способы  разрешения невротического конфликта:

1. Определенные стороны личности подавляются, а другие, противоположные, выдвигаются на передний план.

2. Создание  дистанции между собой и людьми, при которой конфликты не допускаются;

3. Идеализация  своего образа (это — люди, перфекционисты, настойчиво стремящиеся к совершенству, предъявляют себе завышенные требования и гордятся этим. Идеализированный образ устраняет один конфликт, но порождает другой: конфликт между противоположными стремлениями и внутренней диктатурой, идущей от существующего внутри разлада (конфликт между самообожанием и презрением к себе).

       В любом неврозе развивается  сочетание разных форм защиты. Часто они присутствуют все, хотя и действуют с различной степенью активности.

       Эрих Фромм связывает неврозы  с невозможностью для индивида  достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.

Заключение

 
 

      Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения. Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня. Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения  можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Виничук В.Н.  Психология аномального поведения.  – В., 2004.

3. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М., Издательский центр «Академия», 2004.

4. Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения.  – М.: ТЦ Сфера, при участии  «Юрайт-М», 2001.

5. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993. 

6. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989. 

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное. - М., 1994.

8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994. 
 

Информация о работе Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения