Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения

Автор: Светлана Микулова, 17 Ноября 2010 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ


Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.





























Введение


Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения.
Психология девиантного поведения молодая отрасль психологии, она на пути своего становления и утверждения, но у нее большое будущее. Новизна работы, предлагаемой вашему вниманию, обусловлена тем, что в последние годы кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. В результате обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля пре-вентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей
1.1.Определение понятия «отклоняющегося поведения». 3-4
1.2. Аспекты поведения личности. 5-9
Глава 2. Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения.
2.1. Биологическая модель. 10-14
2.2. Психодинамическая(психологическая) модель. 14-21
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Психология отклоняющегося поведения.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Сегодня биологическая модель  пользуется большой популярностью.  Биологические исследования часто позволяют получить новую ценную информацию в течение короткого

промежутка  времени. А биологические методы лечения нередко оказываются  весьма действенными, в тех случаях, когда не помогают другие подходы.

       В то же время биологическая  модель имеет свои недостатки  и проблемы. Некоторые из ее последователей, по-видимому, ожидают, что все стороны человеческого поведения можно объяснить в биологических терминах и корректировать с помощью биологических методов. Такая позиция может скорее ограничивать, чем обогащать, наше понимание аномального функционирования. Психическая жизнь человека складывается из взаимодействия биологических и небиологических факторов, и важно изучить это взаимодействие в теории и лечебной практике, а не сосредоточивать внимание на одних лишь биологических переменных.

       Вторая проблема состоит в  том, что данные, говорящие в  пользу биологических объяснений, неполны или неубедительны. Например, многие исследования головного мозга приходится проводить на животных, у которых симптомы депрессии, тревоги или какой-либо другой патологии вызывают с помощью лекарств, хирургическими методами или экспериментальной манипуляцией. Ученые не могут быть уверены в том, что расстройство, возникающее у животных, аналогично исследуемому человеческому расстройству. 

2.2. Психодинамическая(психологическая) модель. 

       Психодинамическая модель является  старейшей и наиболее известной  из современных психологических моделей. Психодинамические теоретики полагают, что поведение, будь то нормальное или аномальное, обусловлено главным образом скрытыми психологическими силами, которые человек не осознает. Эти внутренние силы считаются динамическими, т. е. они взаимодействуют друг с другом, и их взаимодействие придает определенную форму поведению, мыслям и эмоциям. Появление эмоциональных и поведенческий симптомов рассматривается как результат конфликтов между этими силами.

       Психодинамическая модель была  впервые сформулирована венским  невропатологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) на пороге XX века. Изучив гипноз, Фрейд разработал теорию психоанализа, призванную объяснить как нормальное, так и аномальное психологическое функционирование; он также разработал соответствующий метод лечения — использующий беседу подход, также называемый психоанализом. В начале 1900-х годов Фрейд и несколько его коллег по Венскому психоаналитическому обществу — в том числе Карл Густав Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937) — стали наиболее влиятельными клиническими теоретиками на Западе. 24 тома трудов Фрейда, посвященных психоаналитической теории и лечению, широко изучаются и в наши дни.

Теория  Фрейда

      Фрейд полагал, что личность  формируют три основные силы: инстинктивные потребности, рациональное мышление и моральные стандарты. Все эти силы, считал он, действуют на бессознательном уровне, недоступны непосредственному восприятию и взаимодействуют друг с другом. Фрейд назвал эти силы ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я).

      Ид

       Фрейд использовал термин Ид  для обозначения инстинктивных  потребностей, влечений и импульсов. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т.е. Ид все время стремиться получить наслаждение.

       Фрейд также полагал, что все  инстинкты Ид носят, как правило,  сексуальный характер, отмечая, что начиная с самых ранних стадий жизни, ребенок получает удовольствие от кормления, дефекации, мастурбации или других видов сексуальной активности. Кроме того, он предположил, что Ид поддерживается либидо, или сексуальной энергией человека.

       Эго

       В первые годы жизни мы начинаем  понимать, что наше окружение  не удовлетворит все наши инстинктивные потребности. К примеру, мать не всегда бывает рядом, чтобы откликнуться на наш призыв. В результате, часть Ид отделяется и становится Эго. Подобно Ид, Эго бессознательно ищет наслаждений, но оно делает это в соответствии с принципом реальности, приобретаемым опытным путем знанием того, что открытое выражение импульсов Ид может быть неприемлемым. Эго, используя рассудок, дает нам знать, когда мы можем выразить свои импульсы, а когда нет.

       Эго вырабатывает базовые приемы, называемые защитными механизмами эго, с тем, чтобы контролировать недопустимые импульсы Ид и избежать тревоги, которую они порождают, или уменьшить ее. Самый главный защитный механизм, вытеснение, не позволяет неприемлемым импульсам проникать в сознание. Существует много других защитных механизмов Эго, и каждый из нас обычно предпочитает какие-то одни остальным (вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, проекция, регрессия, сублимация).

       Суперэго

       Суперэго вырастает из эго, подобно тому, как Эго вырастает из Ид. Узнавая от родителей, что многие импульсы нашего Ид неприемлемы, мы бессознательно принимаем родительские ценности. Мы идентифицируем себя с нашими родителями и оцениваем себя согласно их стандартам. Когда мы разделяем их ценности, то чувствуем себя хорошо, когда мы идем против них, то испытываем чувство вины. Одним словом, у нас формируется сознание.

       Согласно Фрейду, эти три части  личности — Ид, Эго и Суперэго  — часто конфликтуют друг с другом. Здоровой является такая личность, у которой между тремя силами установились эффективные рабочие отношения, достигнут приемлемый компромисс. Если Ид, Эго и Суперэго находятся в состоянии острого конфликта, в поведении человека могут проявиться признаки дисфункции. Причиной появления конфликта, который приводит к аномальному поведению, является тревога.

       Тревога (anxiety) — это реакция  на какой-то еще неизвестный  фактор либо в окружающей среде (окружение, на которое изначально рассчитан организм ребенка и которое запускает механизм взросления), либо в себе, который может быть вызван или изменениями в окружении, или движениями бессознательных, вытесненных сил в себе.

       У Фрейда было три теории  тревоги. Согласно первой, тревога  является проявлением

вытесненного либидо (гипотетическая форма психической энергии); вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения; третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги: первичной и сигнальной. Эти два вида тревоги являются ответом Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. Сигнальная тревога — сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию. Функция сигнальной тревоги — не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности. Первичная тревога — эмоция, сопровождающая распад Эго. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и проявляется в кошмарах.

       Стадии развития

       Фрейд предположил, что на каждой стадии развития, с младенчества до зрелости, люди сталкиваются с новыми ситуациями и внешними воздействиями, которые требуют внесения корректировок в ид, эго и суперэго человека. Если корректировки проведены успешно, они ведут к личностному росту. Если нет, у человека может произойти фиксация, или задержка, на одной из ранних стадий развития. В результате страдает все последующее развитие, и в будущем индивидуум может легко столкнуться с проблемой аномального функционирования. Поскольку родители являются ключевыми фигурами окружения в ранние годы жизни, их часто считают основными виновниками неправильного развития ребенка.

       Фрейд присвоил каждой стадии развития наименование той части тела, которую он считал наиболее значимой для ребенка в этот период. К примеру, первые 18 месяцев жизни он назвал оральной стадией. На этом этапе дети опасаются, что мать, которая их кормит и утешает, исчезнет. У детей, чьи матери систематически не удовлетворяют их оральные потребности, может произойти фиксация на оральной стадии, и они на протяжении всей жизни будут демонстрировать «оральный характер», отличительными чертами которого являются крайняя зависимость и недоверчивость. Такие люди особенно предрасположены к депрессии. Также Фрейд связывал фиксацию на других стадиях развития — анальной (18 месяцев — 3 года), фаллической (от 3 до 5 лет), латентной (5-12 лет) и генитальной (от 12 лет до наступления зрелости) — и с другими идами психологической дисфункции. Например, Фрейд считал, что приучение ребенка к горшку является важнейшим опытом развития. У детей, которых приучали к нему слишком суровыми методами, может произойти «фиксация» на анальной стадии и сформироваться «анальный характер», отличительными чертами которого являются упрямство, своеволие, скаредность и придирчивость.

       В соответствии с выделенными  стадиями развития Фрейд выделяет  четыре основные

категории тревоги, которые, по его мнению, приводят к дисфункции:

1. Тревожность  Супер-Эго (прямой результат конечного  развития Супер-Эго, когда проходит стадия Эдипова комплекса и наступает препубертатный период);

2. Кастрационная  тревожность (страх кастрации  на стадии Эдипова комплекса  у ребенка. Отражается в кастрационной тревоге у взрослого);

3. Сепарационная  тревожность (ребенок, находящийся  на фаллической стадии, боится потерят любовь и быть брошенным родителями, если он не сможет справиться и направить свой импульс в соответствии с их стандартами и требованиями);

4. Импульсивная  тревожность (или тревожность  Ид. Связана с примитивным, диффузным дискомфортом младенца, когда его переполняют потребности и стимулы, против которых он беспомощен и не может справиться с ними).

   Также различались три вида  тревожности: вызванная реальностью,  обусловленная давлением со стороны бессознательного Ид и со стороны Супер-эго.

   Механизмы защиты, в понимании  Фрейда, играют значительную роль  в патогенезе неврозов.

   Невроз — это психически обусловленное  расстройство, симптомы которого  выражают в

символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности сексуальных влечений и влечений Я. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного механизма.

Другие  психодинамические  объяснения

      Личные и профессиональные разногласия  между Фрейдом и его коллегами  привели в

начале XX века к расколу Венского психоаналитического общества. Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и другие создали новые теории. Хотя между новыми теориями и идеями Фрейда имелись значимые отличия, каждая из них опиралась на его представление, что человеческое   функционирование     обусловлено   динамическими     (взаимодействующими) психологическими силами. Поэтому все эти теории, включая теорию самого Фрейда, называют психодинамическими.

Индивидуальная  психология (А.Адлер)

       Альфред Адлер создал научную школу «индивидуальной психологии».

       Сущность и лечение неврозов, как основных причин аномального  функционирования

человека, рассматривал в следующем:

1. Чувство  неполноценности и компенсация.

       Наиболее распространенная форма,  в которой возникающее в детстве чувство

неполноценности, пытается избежать разоблачения, заключается  в возведении компенсаторной душевной надстройки, стремящейся вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни с помощью тренировки и средств защиты, в чувстве общности или в невротическом modus vivendi (образ жизни, временное соглашение, спорящих сторон).

       То, что называют «предрасположенностью  к неврозу» (невротическая диспозиция, ibidem), уже есть невроз. И только в актуальных случаях, когда внутренняя необходимость вынуждает прибегнуть к усиленным уловкам, как доказательство болезни возникают более выраженные соответствующие симптомы.

       Это доказательство болезни и  все соответствующие аранжировки  необходимы прежде

всего, чтобы:

      • служить оправданием, если жизнь отказывает в желанном триумфе;

       • тем самым получить возможность уклониться от решения;

       • иметь возможность выставить в ярком свете какие-нибудь достигнутые цели, поскольку они были достигнуты «несмотря на недуг».

    Эти и другие уловки отчетливо  демонстрируют тяготение невротика  к внешнему превосходству, а не к реальному. Таким образом, личность приобретает свою устойчивую

структуру.

2. Аранжировка  невроза.

       Истоки невроза всегда можно  проследить вплоть до первого и второго года жизни. В этот период формируется отношение ребенка к своему окружению, и то, что там обращает на себя внимание как «невоспитанность» или «нервозность», затем, под влиянием неправильного воспитания, перерастает в невроз.

      Жизненный вопрос невротика не: «Что я должен сделать, чтобы приспособиться к требованиям общества и благодаря этому добиться гармоничного существования?», а: «Как я должен организовать свою жизнь, чтобы удовлетворить свое стремление к превосходству, превратить свое постоянное чувство неполноценности в чувство богоподобия?». Иными словами, единственно установленный или зафиксированный в мыслях пункт — это достижение личностного идеала.

Информация о работе Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения