Бихевиористская традиция в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Цель работы: определить роль бихевиоризма в психологии.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
рассказать о идеях, понятиях и специфике подхода бихевиоризма;
определить истоки бихевиоризма и его развитие;
объяснить положения теории социального научения;
рассказать о методах исследования поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Бихевиористская традиция в социальной психологии………………..
Истоки и развитие бихевиоризма, его направления…………………..
Теория социального научения…………………………………………..
Методы бихевиоризма……………………………………….
Практическое применение бихевиоризма……………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

BIKhEVIORIZM.docx

— 64.34 Кб (Скачать)

         Первые два вида вызываются стимулами и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

           Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

         Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

     Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

       Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания

        Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».           

                                          

                     3. Теория социального научения

         В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

            Согласно теории социального  научения  Д. Роттера, социальное  поведение можно описать с  помощью следующих понятий:

  1. поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
  2. на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определённое подкрепление будет после определённого поведения в определённой ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);
  3. на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию и т.п.);
  4. на поведение человека влияет его «локус» контроля: - экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Д. Роттера, включает пять основных блоков поведенческих реакций, «техник  существования»:

    1. поведенческие реакции, направленные на достижения успеха, результата, служат основанием социального признания;
    2. поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
    3. защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т.п.);
    4. техники избегания - поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.;
    5. агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы  агрессии: ирония, критика, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т.п.          

 

 

                            4. Методы бихевиоризма

Основной метод классического бихевиоризма - объективное наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды.

И до И. П. Павлова было известно, что безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Например, при попадании пищи в рот у нас выделяется слюна, при воздействии болевого раздражителя мы отдёргиваем руку. Однако именно И. П. Павлов впервые заметил, что связывание безусловного стимула с нейтральным условным стимулом, котрое многократно повторяется, приводит к тому, что условный стимул сам начинает вызывать безусловную рефлекторную реакцию.

Этот  же механизм действует и в социальной сфере. Любовь маленького ребёнка изначально не направлена на какого-либо конкретного  субъекта, но затем, на основе обусловливания, ребёнок приучается любить определённого человека. Лицо матери часто предстаёт перед ним в процессе покачиваний, поглаживаний, в результате чего оно становится обусловленным стимулом, который сам по себе вызывает добрые чувства по отношению к ней.

Данный  механизм, по мнению Дж. Уотсона, действует  и при образовании сложных  реакций.  Так, если один безусловный  стимул вызывает соответствующую безусловную  реакцию, другой – вторую безусловную  реакцию, ещё один – третью безусловную  реакцию, то замена всех этих трёх безусловных  стимулов на один условный приведёт к  тому, что он будет высказывать  сложные комплексные реакции. Однако, необходимо подчеркнуть, что это  положение Дж. Уотсона, кажущееся  на первый взгляд абсолютно логичным, в действительности неверно. На основе сформированной им схемы невозможно понять, как только с опорой на безусловные  реакции могут появиться новые  действия человека. В своей жизни  мы сталкиваемся с целым рядом  явлений, которые не могут быть объяснены  с этой точки зрения.

Где Дж. Уотсон действительно был точен, так это в своей экспериментальной  работе. В 1916 г. он начал работать с  маленькими детьми, став первым крупным  психологом, применившим принципы научения к проблемам развития. Его самый известный эксперимент – формирование обусловленной реакции страха у одиннадцатимесячного ребёнка. Учёные хотели ответить на вопрос: «Можно ли сформировать у мальчика боязнь белой крысы, которую в начале эксперимента он совершенно не боялся?» С этой целью экспериментаторы показывали мальчику крысу и одновременно ударяли по бруску позади ребёнка, что вызывало у него испуг. Когда ему в пятый раз просто показали крысу, он заплакал и попытался спрятаться. Такое поведение ребёнка означало, что Дж. Уотсону удалось сформировать условную реакцию страха у мальчика.

Уотсон  так же успешно справился с  задачей устранения обусловленных  страхов у другого ребёнка. Ребёнок  боялся белых крыс, кроликов, меховых  воротников, ваты и заводных игрушек. Что же сделал Дж. Уотсон? Мальчика усаживали  полдничать. Затем приносили клетку с белым кроликом и ставили её на такое расстояние от ребёнка, чтобы это не вызывало у него беспокойства. На следующий день клетку с кроликом подвигали ближе, до тех пор, пока мальчик не начинал проявлять лёгкого беспокойства. Эта процедура повторялась день за днём. В конце терапии он мог уже одной рукой есть, а другой играть с кроликом. Подобным образом удалось снять и другие страхи мальчика.

Этот эксперимент является одним из примеров методов поведенческой терапии.

Поведенческая терапия - это психологический подход, основанный на том, что необходимо изучать  только явное поведение и отрицающий значимость неосознанного поведения. Это предположение сильно противоречит глубинной психотерапии (особенно психоанализу), сторонники которой утверждают, что  психические заболевания являются следствием внутренних конфликтов человека.

Принципы  поведенческой терапии

С точки зрения бихевиоризма, объектом психологии является поведение человека. Поведение - это реакция на определенные стимулы. Сторонники поведенческой  терапии изучают внешние факторы, при которых формируется то или  иное поведение человека. Они утверждают, что поведение человека можно изменить, изменив эти факторы.

Методы  поведенческой терапии

Специалисты поведенческой терапии считают, что пациента необходимо обучать  новым формам поведения, подавляя или  совсем избавляясь от старого, неправильного  поведения. В зависимости от ситуации могут быть применены разные метод  лечения:

Кондиционирование

Кондиционирование - это метод развития новых поведенческих  навыков путем модификации ассоциаций стимул/отклик. Это довольно эффективный  метод, при применении которого за правильное (желаемое) повеление поощряют, а  нежелательное поведение подавляют  или вообще устраняют. Неправильное повеление подавляют с помощью  наказаний, а правильное стимулируют  с помощью поощрений, которыми могут  быть похвала, подарки и др.

Моделирование

Моделирование - это метод, с помощью которого человек привыкает к какому-либо поведению, наблюдая за другим человеком. Он полезен для освоения пациентом  новых правил повеления.

Терапия отвращения

Другой  метод - терапия отвращения. В этом случае нежелательное поведение  повторяется много раз, например, курильщиков заставляют курить до тех  пор, пока это не вызовет у них  отвращения.

Аверсивная  терапия

Похожее действие оказывает и аверсивная терапия, направленная на выработку  отвращения к нежелательному поведению, что и заставляет человека изменить манеру поведения или привычки.

Десенсибилизация

Десенсибилизация - это прием, используемый в поведенческой  терапии для лечения состояния  фобии. Предмет, который пациент  считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним (сначала  лишь мысленно, а затем - в действительности). Например, если человек панически  боится пауков, то во время сеансов  он должен представлять пауков и делать это до тех пор, пока вид насекомого перестанет вызывать у него панический страх. На этой стадии человеку можно  показать паука, еще раз убедив его  в том, что тот абсолютно не опасен.

Семейная  терапия

В основе семейной терапии лежит тот  факт, что некоторые испытываемые человеком трудности связаны  с его семьей и взаимодействиями между ее членами. Поэтому, чтобы  выяснить, какую роль играет тот  или иной член семьи, каковы особенности  общения и т.п. в сеансах терапии  предлагается участвовать всем членам семьи.

Чаще  всего родители воспитывают ребенка  с помощью наказаний и поощрений. Однако родители должны знать, что наказывать ребенка следует сразу после  того, как он провинился. В противном  случае несвоевременное наказание  может быть неправильно воспринято и вызвать протест.

В каких случаях применяется поведенческая  терапия?

Поведенческая терапия используется для лечения  психических расстройств, различных  фобий, неврозов навязчивых состояний, депрессии, истерии, психических заболеваний, никотиновой и алкогольной зависимости. Кроме того, поведенческая терапия  эффективно применяется для лечения  различных дефектов и нарушений  поведения у детей, например, заикания, а также для лечения умственно  отсталых детей и детей с трудностями  в обучении.

Эффективность поведенческой терапии

Поведенческая терапия лечит саму болезнь или  симптомы нарушений, однако не устраняет  их причин. Поэтому через некоторое  время нежелательное поведение  может снова проявиться. В этом случае необходимо пройти повторный  курс терапии или применить другой терапевтический метод.

 

                5. Практическое применение бихевиоризма

Несмотря на то, что взгляды Б. Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии.

Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиорального тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии.

Информация о работе Бихевиористская традиция в социальной психологии