Бихевиористская традиция в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Цель работы: определить роль бихевиоризма в психологии.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
рассказать о идеях, понятиях и специфике подхода бихевиоризма;
определить истоки бихевиоризма и его развитие;
объяснить положения теории социального научения;
рассказать о методах исследования поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Бихевиористская традиция в социальной психологии………………..
Истоки и развитие бихевиоризма, его направления…………………..
Теория социального научения…………………………………………..
Методы бихевиоризма……………………………………….
Практическое применение бихевиоризма……………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

BIKhEVIORIZM.docx

— 64.34 Кб (Скачать)

  В соответствии с принципом дифференциального подкрепления, если имеется ряд оперантов, большей результативностью будет обладать тот, который производит подкрепление, с большей частотой и вероятностью. Дифференциальное подкрепление подразумевает укрепление одних типов поведения и ослабление других. Примером тому является адаптация эмигрантов к новой культуре. Очень часто представители этнических меньшинств в процессе адаптации проявляют поведенческие действия, характерные для коренного большинства, что сопряжено с целой системой подкрепляющих стимулов. Поведение, соответствующее данной культуре, подкрепляется существенно чаще, чем не соответствующее. Так, эмигрант, стремящийся получить работу, вынужден демонстрировать нормы и эталоны, поощряемые новой средой обитания. Дифференциальное подкрепление присутствует и в процессе овладения правильным языковым произношением – когда подкрепляются удачные попытки и погашаются – неудачные.

  Дискриминантный стимул. В крайне сложном социальном мире человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с огромным количеством сторонних воздействий. В свою очередь и он воздействует на свое окружение, вызывая в нем те или иные изменения. Некоторые поведенческие действия кажутся основывающимися на стимульно-реактивной основе, другие – не демонстрируют такой очевидности. Наиболее явным примером стимульно-реактивных следствий является респондентное поведение. По отношению к оперантному эта связь менее заметна. Тем не менее, можно говорить, что человеческое поведение регулируется стимулами извне в качестве своеобразных индикаторов актуализации определенных поведенческих действий. Причем зачастую это осуществляется автоматически, без какого-либо рационального обоснования. Стимулы, вызывающие у индивида определенные операнты, получили название дискриминантных. Другими словами, они как бы сигнализируют о наличии, появления стимула. Так, присутствие преподавателя в аудитории выступает в качестве определенного сигнала о необходимости совершения студентами соответствующих действий. В качестве подобных индикаторов могут выступать и сами операнты, получившие название дискриминантных в силу их контролируемости предшествующими стимулами.

  Стимулы, сигнализирующие обстоятельство вызывания операнта и вероятность его актуализации, относятся к типу SDs. Однако далеко не все стимулы ассоциируются с усилением операнта. Некоторые из них, наоборот, связаны с уменьшением силы и вероятности актуализации операнта. Этот тип стимулов обозначается как S-delta. В качестве примера можно рассмотреть случай поведения ребенка, остающегося дома с гувернанткой, когда родители уходят на работу. В это время он может совершать поступки, связанные с отсутствием родителей. Когда же они возвращаются, увеличивается вероятность того, что ребенок перестает их совершать. Таким образом, присутствие родителей выступает в качестве дискриминантного стимула (S-delta), который снижает вероятность проявления определенного поведения.

  Генерализация стимулов имеет место тогда, когда стимулы в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантным стимулом, а другие стимулы, имеющие сходство с ними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства. Генерализация стимулов – неотъемлемая часть повседневного социального взаимодействия. Примером ее являются суждения этнического большинства в отношении меньшинств типа – «все лица кавказской национальности одинаково плохи», «все цыгане криминальны» и т.п. Однако в реальной жизни представители большинства с великим усилием могут определить конкретные условия проявления подробного рода реакций. Более того, человек пытается найти обоснование нехарактерности подобного рода генерализаций в отношении конкретного человека, относящегося к данному социальному типу, но вызывающему положительное отношение. Так, суждение типа «все продавцы жулики» из уст мужчины, жена которого является продавцом, может вызвать защитное оправдание типа «лишь она является средь них белой вороной».

  Генерализация и дифференциация реакций. Люди научаются устанавливать четкие различия между классами реакций в силу избирательного подкрепления. Более того, эти реакции (операнты) обычно обладают очень высокой вероятностью актуализации в одних ситуациях и низкой – в других (дискриминация стимулов). Тем не менее, усиление одной реакции данного класса может привести к усилению других. Успешная сдача при помощи определенной стратегии поведения экзамена одному преподавателю может стимулировать вероятность ее применения и в отношении других преподавателей. Большая часть из, казалось бы, новых поведенческих решений людей на самом деле является следствием генерализации реакций.

  Дифференциация реакций проявляется при их длительном и интенсивном подкреплении, особенно в условиях дискриминации стимулов и \ или дифференциального подкрепления. В рамках социального взаимодействия лесть в отношении определенного рода людей, при условии желаемого результата, приводит к определению социального типа “особо предрасположенных” и интенсификации применения к ним данной поведенческой стратегии.

  Затухание представляет собой процесс возвращения операнта в исходное состояние при неподкреплении условий его проявления. В отдельных случаях оно включает отсутствие наказаний за проявление операнта. Примером тому является техника «мелких уколов», направленная на выведение партнера из состояния равновесия. Если тот выдерживает атаку, вероятность ее использования по отношению к нему со временем уменьшается. Другим примером является нереагирование педагога на готовность ученика отвечать на уроке, сигнализируемого поднятием руки. В случае неоднократного неподкрепления это стремление может угаснуть. В основном это означает, что угашение в существенной степени зависит от нейтральных стимулов, следующих за актуализацией операнта (т.е. ненаказания и неподкрепления). Основной трудно разрешаемой проблемой являются поиски адекватных нейтральных стимулов в ситуации социального взаимодействия.

  При всем критическом отношении к стимульно-реактивной схеме, доминирующей в бихевиористском подходе, нельзя отрицать главного – его продуктивности в условиях отсутствия более глубоких объяснительных теорий. Сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления, впрочем, как и процесс воздействия, представленный в рекламе, пропаганде и т.п.

  Представленный обзор основных понятий бихевиористской социальной психологии, конечно же, не отражает всего богатства ее категориального аппарата, но все же дает возможность разобраться в сути разрабатываемых им теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает предпосылки для конструктивного использования достижений данной традиции в пределах развития других психологических построений.

  Основные идеи современного бихевиоризма.

 

  Рассмотрим идеи, лежащие в основании социального поведения человека.

1. Человеческий организм  динамичен в социальном взаимодействии  – положение, являющееся центральным  для понимания современной бихевиористской  социальной психологии. В отличие  от ортодоксального бихевиоризма  Уотсона, рассматривающего первичность  стимулов по отношению к реакциям, современный бихевиоризм предполагает  первичность реакций по отношению  к стимулам, т.е. человек воспринимается  не как пассивно реагирующий  на воздействующие извне стимулы,  а как динамично активны в своем отношении к ним и к изменениям в окружающем его социальном мире.

2. Операнты продуцируют  стимульные события, создавая  возможность их будущего повторения. Социальные действия, совершаемые  людьми, рассматриваются как способные  влиять на окружение, вызывать  позитивные, негативные или нейтральные  последствия, которые, в свою  очередь, увеличивают, уменьшают  или вовсе не оказывают никакого  влияния на будущую актуализацию  определенных поведенческих действий. Без этого не только трудно  объяснить формирование поведения,  но и обсуждать вопрос о  сохранении поведения или снижении  возможностей его проявления .

3. Поддержание активного  поведенческого репертуара является  функцией подкрепления, обретенное  поведение будет актуализироваться  только при соответствующих стимульных  условиях. Несмотря на достаточную  гибкость обсуждаемого положения,  оно все же не дает ответа  на вопрос, почему человек при  определенных обстоятельствах совершает  определенные действия. Разве что  подкрепление увеличивает вероятность  актуализации операнта, или утверждение  о функциональных отношениях, о  котором мы скажем ниже.

4. Повторяемость активности  в сходных обстоятельствах. В  своей работе «Поведенческая  модель человека: предположения  и применение» Кюнкель и Нагасава  приходят к выводу, что стимулы  не только генерализуются, но  и, будучи представленными в  ситуации, могут сигнализировать  о возможном проявлении определенной  активности (закон дискриминации  стимулов), примером чему является  поведение тех же студентов  в аудитории, сигнализирующее  о необходимости следования определенным  социальным нормам. Короче, «если  активность следует за подкреплением,  вполне вероятно, что она будет  повторно воспроизведена при  сходных обстоятельствах»

5. Депривация (лишение). Если  человек какое-то время лишен  желаемого объекта, этот объект  начинает со временем проявлять  тенденцию к обладанию. потенциалом  подкрепления; если человек не  лишен объекта, он не обладает  подкрепляющей силой. Это положение  является существенным для бихевиоризма  прежде всего потому, что депривация  проявляется в поведении человека  значительно более эффективно, нежели  принцип подкрепления. Реальная  практика социальной жизни демонстрирует  достаточно большое число примеров  «сладости запретного плода». Однако  не вызывает сомнений, что данное положение носит отнюдь не универсальный характер.

  Эффективность подкрепления остается предметом дискуссии и сегодня. Так, устанавливают, что «свойства подкрепления многих стимулов (не всех) зависят от их пригодности или приемлемости на достаточно длительный период» .

6. Моделирование и научение. Актуальным для современной бихевиористской  социальной психологии является  и положение о моделировании  –процессе научения, в котором  индивид актуализирует реакции,  полученные посредством наблюдения  за действиями и их последствиями  со стороны других людей. Продолжающаяся  актуализация определенного поведения  в данной логике рассуждений  является производной от того, в какой степени наблюдаемое поведение подкреплено. Общий вывод сводится к следующему – если активности можно научить через моделирование, то вполне вероятно, что она будет воспроизведена наблюдающим в сходных обстоятельствах (при условии, что поведение наблюдаемого было подкреплено).

  Особый вклад в разработку научения через моделирование внес А. Бандура. Автор утверждает, что результаты наблюдения за действиями других помогают определить природу и возможную эффективность непосредственно воспринимаемых действий, делать оценки последствий наблюдаемых действий – пригодных, полезных, или наоборот.

  Конечно, когнитивная революция в психологии не могла не оказать влияния на теоретические построения бихевиористов. Игнорирование таких категорий, как мышление, сознание, самость, социальный опыт, внутренняя активность и т.п., не могло не сказаться здесь. Поэтому в современных теоретических построениях бихевиористов все больше представлены элементы внутренней активности человека. В то же время, вполне естественно, отказ от фундаментальных постулатов происходит не так легко, как хотелось бы. В 90-ые годы обозначились кризисные тенденции и в когнитивной, и в гуманистической социально-психологических традициях. Наблюдается интерес ко многим наработкам в рамках бихевиористской и психодинамической традиций, возврат к анализу поведения человека на метатеоретическом уровне.

 

 

 

 

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социально-психологической  феноменологии

 

  В соответствии с логикой рассуждений Биджоу и Байера, анализ поведения должен строиться на следующих основополагающих представлениях: 1) детерминизме окружающей среды, включающем взаимодействие между организмами (в том числе генетическую одаренность) и их социальным окружением; 2) принципе эволюционности, в соответствии с которым поведение осуществляется на основе соответствующих механизмов в процессе эволюции; 3) объективном наблюдения как инструменте познания действительности; 4) функциональности анализа взаимодействий и объяснений.

  Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительности к подкреплению в соответствии с его ролью для выживания.

Биджоу и Байер определяют анализ поведения человека, как его  психологическое развитие, включающее прогрессивные изменения в ходе взаимодействия с событиями и  фактами реальной жизни. Пытаясь  оставаться в рамках естественнонаучного  подхода, авторы пытаются избежать включения  ненаблюдаемых гипотетических построений – причин поведения – и, наоборот, придерживаются идеи о том, что человеческое поведение представляет собой некоторую  функцию специфических характеристик  биологического созревания организма  в его взаимодействии с окружающим миром.

  Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Расширение значения понятия «реакция» достигается за счет введения понятия «класс реакций», основывающегося на суждении о том, что реакции человека изменчивы во времени. Класс реакций относится к тем варьирующимся формам реагирования, которые выполняют сходную функцию. Одни представители класса реакций сходны, другие весьма отличны, и лишь одно остается неизменным – влияние на окружение или одинаковое реагирование на сходные события в окружении.

Информация о работе Бихевиористская традиция в социальной психологии