Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.

Задачи:

Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье

1.3. Причины нарушений классификаций в семье

1.4. Правила эффективного общения в семье

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений

2.1. Описание организации исследования

2.2. Выбор методов и методик исследования

2.3. Представление и анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)
 

     Проанализировав  полученные  результаты  исследования,  можно  вывести  следующую  картину.

  1. Авторитарный  тип  отношения  к  окружающим

    Характеристика  уверенного  в себе  человека,  упорного  и настойчивого  подходит  к  70%  из  опрашиваемых.

     Доминантный,  энергичный,  компетентный,  авторитетный  лидер,  успешный  в  делах,  любит  давать  советы,  требует  к  себе  уважения:  20%.

     Диктаторский,  властный,  деспотичный  характер,  тип  сильной  личности,  которая  лидирует  во всех  видах  групповой  деятельности:  10%.

  1. Эгоистичный  тип  отношения  к  окружающим

     Стремится  быть  над  всеми,  но  одновременно  в  стороне  от  всех,  самовлюбленный,  расчетливый,  независимый,  себялюбивый.  Трудности перекладывает на  окружающих,  сам относится к ним несколько отчужденно,  хвастливый,  самодовольный,  заносчивый  -  15%.

     Эгоистические   черты,  ориентация  на  себя,  склонность  к  соперничеству  -  85%.

  1. Агрессивный  тип  отношения  к  окружающим

     Упрямый,  упорный,  настойчивый  и  энергичный  -  80%.

     Требовательный,  прямолинейный,  откровенный,  строгий   и  резкий  в  оценке  других,  непримиримый,  склонный  во  всем  обвинять  окружающих,  насмешливый,  ироничный,  раздражительный  -  20%  из  числа  опрашиваемых.

  1. Подозрительный  тип

     Критичный  по  отношению  ко  всем  социальным  явлениям  и  окружающим  людям:  85%.

     Критичный,  необщительный,  испытывает  трудности  в  интерперсональных  контактах  из – за  неуверенности  в  себе,  подозрительности  и  боязни  плохого  отношения,  замкнутый,  скептичный,  разочарованный  в  людях,  скрытный,  свой  негативизм  проявляет  в  вербальной  агрессии:  15%.

  1. Подчиняемый  тип

     Скромный,  робкий, уступчивый,  эмоционально  сдержанный,  способный  подчиняться,  не  имеет  собственного  мнения,  послушно  и  честно  выполняет  свои  обязанности  -  90%.

     Застенчивый,  кроткий,  легко  смущается,  склонен  подчиняться  более  сильному  без  учета  ситуации  -  5%.

     Покорный,  склонный  к  самоунижению,  слабовольный,  склонный  уступать  всем  и  во  всем,  всегда ставит  себя  на  последнее  место  и  осуждает  себя,  приписывает  себе  вину  -  5%.

  1. Зависимый  тип

      Конформный,  мягкий,  ожидает  помощи  и советов,  доверчивый,  склонный  к  восхищению  окружающими,  вежливый  -  80%.

     Послушный,  боязливый,  беспомощный,  не  умеет   проявить  сопротивление,  искренне  считает,  что  другие  всегда  правы  -  15%.

    Резко   неуверенный  в  себе, имеет   навязчивые  страхи,  тревожится  по  любому  поводу -  5%.

  1. Дружелюбный  тип

     Склонный  к  сотрудничеству,  кооперации,  гибкий  и  компромиссный  при  решении  проблем  и  в  конфликтных  ситуациях,  стремится  быть  в  согласии  с  мнением  окружающих  -  75%.

     Дружелюбный   и  любезный  со  всеми,  ориентирован  на  принятие  и  социальное  одобрение  -  25%.

  1. Альтруистический  тип 

     Ответственный   по  отношению  к  людям,  деликатный,  мягкий,  добрый  -  70%.

     Гиперответственный,  всегда  приносит  в  жертву  свои  интересы,  стремится   помочь  и  сострадать  всем,  навязчивый  в  свей  помощи  -  30%.

     Таким   образом,  по  результатам  данной  методики  можно  сделать   вывод  о  том,  что   межличностные  отношения  диагностируемых  супружеских  пар,  в  большинстве  случаев  находятся  в  норме. 

Выводы  по  2 главе 

     Таким  образом,  поставленная  в  практической  части  гипотеза не  подтвердилась.  Конечно,  в  условиях  современности возрастает  число конфликтов,  как семейных, так и других,  но  современная семья постепенно  учится  избегать  их  или  конструктивно  разрешать.  Недаром  приоритетная  роль  отдана  в  настоящее  время  такой  функции  семьи,  как  создание  и  поддержание  психологического  комфорта  для  каждого  члена  семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     В  ходе  данной  исследовательской  работы,  было  выявлено,  что  барьеры  общения  нарушения  коммуникационного  процесса  -  понятия  нетождественные, но  взаимосвязанные.  В  каждой  семье,  независимо  от  возраста  супругов,  их  профессии,  стажа  семейной  жизни,  количества  и  возраста  детей,  в  силу  различных  причин,  возникают  нарушения  коммуникационного  процесса.  Если  супруги  научатся конструктивно разрешать  возникшие  в  ходе  семейного  общения,  противоречия,  то  от  этого  зависит  их  благополучие  и  эффективное  общение.  При  этом  надо  учитывать,  что  общение  -  это  вовсе  не  только  то,  что  говорится  словами,  это язык  поступков,  взглядов,  касаний,  шагов друг  к другу или от.   

     Существует  большое  многообразие  правил  повышающие  эффективность  общения  и  взаимодействий.  Элементарные  советы  из  Дейла  Карнеги  -  не  перебивай,  слушай,  не  возражай,  старайся  согласиться,  не  обвиняй,  найди  и  скажи  доброе,  приятное.  Но  эти  правила  начинают  работать,  когда  они  находятся  в  гармонии  с  душевными  движениями.  Правила  не  заменят  душевных  порывов,  но  добрые  и  мудрые  советы  и  рекомендации  могут  быть  ориентиром,  указывающим, к  чему  нужно  стремится  душе.

     В   заключение  можно  привести  мнение  психолога - практика  Николая  Козлова,  который  считает,  что  крепкие  и  счастливые  семьи  -  это  не  одно  и  то  же.  Есть  крепкие семьи,  но  без теплоты и счастья,  а есть  счастливые,  но  непрочные.  Конечно,  идеальный вариант:  построить  в  семье  крепкие  отношения  и  на  их  основе  взрастить  атмосферу  теплого,  доверительного  общения.  В  такую  семью не  стыдно,  по  мнению  Н. Козлова,  пригласить  и  любовь,  и  счастье. 
 

        Список  использованной  литературы 

1.  Афанасьева  Т.  М.  Семья.  -  М.:  Просвещение,  1985.

2.  Гришина  Н.  В.  Психология  конфликта.  -  СП б.:  Питер,  2001.

3.  Как  быть  счастливым  /  сост.  Кондратюк И. Г.  -  Иркутск:  АЛИСА.

4.  Ключников С.  Семейные  конфликты.  -  СП б.:  Питер,  2002.

5.  Ковалев  С.  В.  Психология  современной семьи.  -  М.:  Просвещение,  1988.

6.  Козлов  Н.  Как  относиться  к  себе  и людям,  или практическая  психология  на  каждый  день.  -  М.:  Новая  школа:  АСТ – Пресс,  1997.

7.  Корнеева  Е. Н.  Если  в семье конфликт… -  Ярославль:  Академия  развития,  2001.

8.  Кузнецова Л.  Женщина на  работе  и дома.  -  М.:  Политиздат,  1980.

9.  Немов Р. С.  Психология.  -  М.:  ВЛАДОС,  2000.

10.  Общая  психология: Курс  лекций  для первой  ступени педагогического  образования  /  сост.  Е. И.  Рогов.  -  М.:  ВЛАДОС,  2001.

11.  Пиз А.,  Пиз  Б.  Язык  взаимоотношений:  мужчина  и  женщина.  -  М.:  ЭКСМО  -  Пресс,  ЭКСМО  -  МАРКЕТ,  2000.

12.  Популярная  психология  для  родителей  /  под ред.  Спиваковской  А. С.  -  СП б.:  Союз,  1997. 

13.  Психологическая   мозаика  /  сост.  Степанов  С. С.  -  М.:  АКАДЕМИЯ,  1997.

14.  Сатир В.  Как  строить  себя  и  свою  семью.  -  М.:  Педагогика – Пресс,  1992.

15.  Спиваковская  А.  С.  Психотерапия:  игра,  детство,  семья.  -  М.:  ЭКМО – Пресс,  2000.

16.  Фридман  Л.  М.  Психология  воспитания.  -  М.:  ТЦ  Сфера,  1999.

17.  Шмелев  А. Г. Острые  углы  семейного круга.  -  М.:  Знание,  1986.

 
18.  Эйдемиллер  Э. Г.,  Юстицкий  В. В.  Психология  и психотерапия  семьи.  -  СП б:  Питер,  1999.

19.  Я  и  моя   семья  /  сост.  Э. Флерковский.  -  Ростов – на – Дону:  Феникс,  2003.

Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье