Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.

Задачи:

Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье

1.3. Причины нарушений классификаций в семье

1.4. Правила эффективного общения в семье

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений

2.1. Описание организации исследования

2.2. Выбор методов и методик исследования

2.3. Представление и анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра педагогики и психологии

                                                             Дисциплина «Основы психологии

                                                           семьи  и семейного  консультирования»

                                   

    Курсовая  работа 

    Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы ПиПзсп - 08                                               С.Н. Луковникова 
 

Научный руководитель:                                                       

Доц.                                                                                      М.В. Трофимова                        
 
 
 
 

                                         Братск  2011

Содержание

Введение                                                                                                            

Глава 1.  Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье                                                                                                  

1.1.  Определение   понятия  “нарушение  семейных  коммуникаций”            

1.2.  Виды  типичных  нарушений  коммуникаций  в  семье                            

1.3.  Причины   нарушений  классификаций   в  семье                                      

1.4.  Правила   эффективного  общения  в   семье                                               

Выводы по 1 главе

Глава 2.  Исследование  супружеского  взаимопонимания и межличностных  взаимоотношений                                                                                    

2.1.  Описание  организации  исследования                                                                             

2.2.  Выбор  методов и методик исследования

2.3.  Представление  и анализ результатов исследования

 Выводы  по 2 главе                                                           

Заключение                                                                                                        

Список  использованной  литературы        

Приложение 

 

Введение

 

Многие  специалисты  и  ученые  на  протяжении  десятилетий  задумывались  над  содержанием  таких  вопросов:

  • как  адаптироваться  в  семейной  обстановке?
  • как  обходить  “подводные  камни”  повседневной  жизни?
  • можно  ли  предупредить  конфликтные  ситуации  в  семье?
  • как  создать  в  семье  атмосферу  доброты,  теплоты?
  • как  не  дать  так  называемым  будням  семейной  жизни  загасить  солнце  семейного  счастья?

     Таким   образом,  можно  сказать,  что   проблема  семейного  благополучия  была  актуальной  и  10  лет  назад  и  остается  таковой  и  в  настоящее  время.

     Целью  данного  психологического  исследования  является  выделение  барьеров  общения  в  семейном  взаимодействии  и  изучение  причин  нарушения  коммуникаций  в семье.

     Задачи: 

  1. Раскрыть  сущность  понятия  “нарушение  семейных  коммуникаций”.
  2. Обозначить  основные  виды  типичных  нарушений  коммуникации  в  семье.
  3. Охарактеризовать  основные  причины  возникновения  нарушений  коммуникаций  в  семье.
  4. Выделить  основные  правила  общения  в  семье.

     Гипотеза:  можно  предположить,  что  коммуникационная  проблема  становится  источником  психической  травматизации  членов  семьи,  так  как  мешает  удовлетворению  их  потребностей,  а  также  запускает  механизм  конфликтных  взаимоотношений  и  ведет  к  дальнейшему  ухудшению  взаимопонимания.

     Объектом  психологического  исследования  является  семья,  а  предметом  служат  коммуникационные  процессы,  протекающие  в  семье.

   

     Структура  и  объем  работы.

     Данная  исследовательская  работа  состоит   из  двух  глав:  теоретической  и  практической.  В  теоретической  части  ( Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье )                                                                                                   раскрываются  такие  вопросы,  как  сущность  понятия  “нарушение  семейных  коммуникаций”,  особенности  супружеских  коммуникаций,  рассматриваются  различные  подходы  к  типичным  нарушениям  коммуникаций  в  семье  (Э. Г. Эйдемиллер,  В. В. Юстицкий,  В. Сатир),  выделяются  основные  причины  нарушений  коммуникации  в  семье  и  предлагаются  общие  правила  (советы)  по  эффективному  семейному  общению.

     В   практической  части  (Исследование  супружеского  взаимопонимания  и  межличностных  взаимоотношений)  представлены  результаты  психологического  исследования  по  выявлению  супружеского  взаимопонимания  и  межличностных  взаимоотношений.  В  процессе  исследовательской  работы  были  использованы  две  методики: 

  1. Методика  диагностики  межличностных  отношений  Т. Лири;
  2. Тест-опросник  удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава  1Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье

                                                                                                 

1.1. Определение  понятия  “нарушение  семейных  коммуникаций” 

     Важнейшим   результатом  строгого  и   систематического  подхода  к   семейному  информационному   общению  является  выявление   многочисленных  факторов,  которые  могут  ему  воспрепятствовать,  исказить  его  смысл,  -  барьеров  общения. 

     В   ходе  взаимного  общения   в  семье  могут  происходить   самые  различные  явления,  не  слишком  заметные,  но  ухудшающие  процесс  коммуникации  и,  соответственно,  влияющие  на  взаимопонимание.

     Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что нарушение семейных  коммуникаций  -  это отклонение  от  нормы процесса  семейного общения,  передачи  информации,  а  также  злоупотребление  коммуникационным  процессом,  использование  его  для  своих  целей,  с  помощью  способов  подавления  одного  из  партнеров  общения. 

    В  диагностике  семейных  отношений  исследуемого  контингента  большое  значение  приобретает  анализ  не  только  особенностей  развития  самого  ребенка,  но  и  также  анализ  некоторых  форм  реального  семейного  взаимодействия.  Это  оправдано  в  связи  с  тем,  что  для  правильного  построения  психотерапевтического  процесса  необходимо  исходить  из  понимания  каждой  семьи  как  организованной  целостности  и  по  возможности  во  всей  полноте  составляющих  эту  целостность  компонентов.

     Одно  из  важных  направлений   изучения  внутрисемейного  общения  -  это  изучение  коммуникативных   особенностей  семьи.  Как  показывают  многие  исследования,  вербальная  и невербальная  коммуникации  являются  связующим  звеном  всей  системы  внутрисемейных  отношений  и  взаимодействий.  Совместное бытие делает необходимыми для супругов взаимное координирование взглядов, оценок, усилий, согласование потребностей и целей, выработку единого направления совместной деятельности. В этих условиях коммуникация обязательна для решения общих задач, постановки и разрешения возникающих проблем, избегания или смягчения неизбежных в динамичном потоке современной жизни конфликтов. Поэтому коммуникативные особенности внутрисемейных отношений с необходимостью отражают и некоторые целостные параметры системы семейного бытия.

    Таким  образом,  особенности   семейных  коммуникаций  заключаются  в  том,  какие  языки  присутствуют  в семейном  общении (речь,  жесты,  мимика);  какие пути  и способы используются  членами семьи для того,  чтобы управлять процессом информационного общения и информированностью  друг  друга;  какие  присутствуют  особенности  передачи  информации  о  чувствах,  испытываемых  членами  семьи  друг  к  другу. 

    1.2. Виды  типичных  нарушений  коммуникаций  в  семье 

     Многими  психотерапевтами  (Э. Г. Эйдемиллером,  В. В. Юстицким,  В. Сатир,  М. Зингером,  Л. Вайном  и  др.)  в  качестве  причин  конфликтов  и  трудностей  общения  называются  нарушения  в  семейной  коммуникации.  Эти  нарушения  были  описаны  как  “типичные  нарушения”  коммуникаций  в  семье.

    Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье.

  «Отклоненные  коммуникации» охватывают многочисленные нарушения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога отмечаются монологи), отсутствие зрительного контакта (при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга). Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

  «Двойная  связь» — разновидность «парадоксальной коммуникации» — возникает, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксальной коммуникации» — собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.

  Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутрисемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.

     А. П. Егидес  и  В. А. Сысенко считают,  что в процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам.

      В. Сатир  выделяет  четыре  универсальные  модели  общения  людей  друг  с  другом:

  1. заискивающий;
  2. обвиняющий;
  3. расчетливый;
  4. отстраненный.

     К  данным  типам  коммуникаций  люди  прибегают  для  того,  чтобы  справиться  с  отрицательными  последствиями  стресса.

     По  мнению  В. Сатир,  если  у человека  не  развито устойчивое  чувство собственной ценности,  то  его самооценка  легко приходит  в “подвешенное” состояние.  Когда человек сомневается в себе,  на  его самооценку  сильно  влияют  действия  и реакции окружающих  людей.

     В  неблагополучных  семьях,  как  считает  В. Сатир,  общение  протекает  двусмысленно.  Двусмысленность  возникает   в  тех  случаях,  когда   человек  руководствуется   следующими  представлениями:

  1. У  меня  низкая  самооценка,  я  уверен,  что  плохой,  потому  что  чувствую  себя  таким.
  2. Я  боюсь  задеть  чувства  другого  человека.
  3. Я  боюсь,  что  другой  человек  отомстит  мне.
  4. Я  боюсь  разрыва  наших  отношений.
  5. Я  не  хочу  навязываться.
  6. Я  равнодушен  ко  всему,  кроме  самого  себя,  другой  человек  и  взаимоотношения  с  ним  не  имеют  для  меня  никакого  значения.

Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье