Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:34, реферат

Описание работы

В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История создания аутогенной тренировки …………………………………..4

2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции …………………………………………………………………... 6

3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации ...9

4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ …………..11

5. Класическая методика И. Шульца …………………………………………..13

6. Применение у здоровых людей ……………………………………………...16

7. Применение в клинике ……………………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………21

Список литературы ……………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат стресс.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

 В состоянии  релаксации  происходит изменение лабильности нейронов, в результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции.

Вероятно  состояние релаксации – это переходное состояние между сном и бодрствованием - гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и осуществлением дальнейших самовнушений.

Каждое  движение состоит из рецепторного и  моторного компонентов.

Релаксация  весьма специфический процесс, при  котором существенно изменяются соотношения рецепции и моторики и отражение их в сознании. Принимая все раздражения от экстеро- и интерорецепторов ретикулярная формация (РФ)не только осуществляет переработку, но и специфически активирует кору в зависимости от характера поступающего раздражения. РФ имеет самые непосредственные связи с висцеральным мозгом, интегрирующим раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека, которые определяют психологические феномены состояния и самочувствия.

 Корковая  деятельность может оказывать определенные влияния на активационно- регуляторные механизмы субкортикальных структур, обеспечивающих ее же функционирование.

 Эволюционно сложившиеся связи коры, вегетативной, висцеральной, эндокринной, эмоциональных систем (через системы прямых и обратных связей) позволили предполагать, что воздействие на одну из этих систем неизбежно должно вызывать определенные изменения в функционировании остальных.  
 

4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ

 

 Основные  нейропсихологические эффекты связаны с развитием способности к образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.

 Особенно  демонстративно влияние АГТ на память. В процессе АГТ повышается способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.

 С помощью  АГТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние с Эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также погружение в состояние общей каталепсии.

  • АГТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует концентрации внемания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности.
  • АГТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности  и организма человека.
  • Краткосрочный отдых  в аутогенном расслаблении ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках.

 В эволюционном аспекте формирование внешних психических  функций и разума, реализующих преимущественно внешние коммуникативные и регуляторные функции, не могло не привести к изменению структуры и функции связей внутренней гомеостатической регуляции.

 Действенность самовнушения при АГТ вероятно объясняется  тем, что оно проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель может приобрести большую силу воздействия , имеет значение и то,  что самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления, направленные на эту  функцию. Повторяется путь от представления к ВЦ, регулирующий функцию. Этот механизм играет существенную роль в патогенезе неврозов.

 Во  время АГТ снижается поток  интеро – и экстерорецепции импульсов, поступающих в РФ, ведет к ослаблению оказываемого ею тонического влияния на кору ГМ и к  снижению уровня бодрствования. В зависимости от содержания самовнушения кора оказывает тормозящее или возбуждающее действие на РФ. В результате повышается или понижается активность функциональных систем ГМ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Класическая методика И. Шульца
 

 Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект.

 Тренировку  можно проводить в любое время  дня.

 Первые  сеансы проводят в теплом тихом помещении, при неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти  факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.

Классическая  методика Шульца включает следующие  упражнения:

  1. упражнение на вызывание ощущения тяжести.

3-4 раза  в день следует повторять: «  Моя правая рука очень тяжела»  ,- по 5-6 повторений, и 1 раз: « Я  совсем спокоен».

Когда ощущение возникает легко и проявляется  отчетливо, упражнение усвоено.

  1. упражнение на вызывание ощущения тепла.

Сначала следует вызвать ощущение тяжести, потом 5-6 раз сказать: «моя правая рука теплая» и 1 раз: «Я совсем спокоен».

3)управление  ритмом сердечной деятельности.

Необходимо  мысленно научится считать АД и ЧСС. Вначале – лежа , правую руку приложить  к левой лучевой артерии или  к сердцу. Под локоть подложить  подушки. Сначала вызвать ощущение тяжести и тепла. Затем 5-6 раз повторить: «Сердце бьется спокойно и ровно» и 1 раз: « Я совсем спокоен».

  1. овладение регуляцией ритма дыхания.

Предварительно  выполняют 1,2, 3 упражнения, затем 5-6 раз  повторяют: «Дышу спокойно и ровно» и 1 раз « Я совсем спокоен».

  1. Упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области.

Сначала 1-4 упражнения, затем 5-6 раз сказать: « Мое солнечное сплетение  излучает тепло» и 1 раз: « Я совсем спокоен».

  1. упражнение направленное на вызывание ощущени прохлады в области лба

Сначала 1-5 упражнения, затем 5-6 раз повторить: « Мой лоб прохладен» и 1 раз: « Я совсем спокоен».

Когда эти упражнения хорошо освоены, некоторые  формулы можно заменять: « Спокойствие…», « Тепло…», «Тяжесть…», «Сердце  и дыхание спокойны»,

« Лоб  прохладен», «Солнечное сплетение теплое».

В конце  сеанса – руки сгибают и разгибают в локтевом суставе 3 раза , сопровождая это глубоким вздохом- выдохом, следует широко открыть глаза.

Каждое  новое упражнение тренинга повторяют  для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.

Это приведены  упражнени стандартной «низшей» ступени. К высшей ступени – аутогенной медитации (самосрзерцанию) , относится  управление научением ярко визуализировать  представления и погружать себя в « нирвану». Но это направлени методики на нашло ширкого клинического применения.

Для достижения высшей ступени рекомендуется:

  1. упражнения при которых предлагается закрыть глаза и отводить глазные яблоки вверх и смотреть не открывая глаз в точку, расположенную в средней части лба.
  2. Упражнение на визуализацию предствлений, цвета, образов
  3. Вызывание грозоподобного состояния  интенсивного погружения, во время которого  абстрактные  понятия вызывали бы соответствующие зрительные образы.
  4. Вызывание состояния сновидного расщеплени сознания во время которого человек сам себе задает вопросы и получает ответы в виде зрительных сновидных образов.

 Проведение  аутогенной тренировки по Шульцу требует  много времени. Для сокращения временных затрат можно сочетать внушение с самовнушением. Врач говорит: « Вы сейчас спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках, руки станут тяжелыми и теплыми». Затем он предлагает пациенту вызвать соответствующие представления. Процесс лечения удается ускорить, затрачивая 6 недель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Применение  у здоровых людей

 Снижение  чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности.

 Существующие  независимо от нас эмоции отражают наше отношение к окружающему, позволяет оценивать происходящее сточки зрения значимости для организма. Тесно взаимосвязаны с ориентировочной реакцией и биологически целесообразны, т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в новых условиях.

 Релаксация  устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства, волнения во время публичного выступления, в спорте, при операции.

 Для мышечной релаксации овладевают 1 и 2 стандартными упражнениями.

Лицам, страдающим страхом перед публичным выступлением, рекомендуется вызывать образы, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести  на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

 Регуляция сна.

 АГТ позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время.

Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния покоя. Релаксация переходит в сон.

Для пробуждения  применяют самовнушение.

 Краткосрочный отдых.

 Для быстрого восстановления сил  рекомендовано  погружение в релаксацию на 5-15 минут  с самовнушением бодрствования.

 Активизация сил организма.

 С помощью  АГТ возможно  устранение сонливости, вызов чувства бодрости, подготовка к действию. Для этих целей возможно самовнушение стенических эффектов: гнева,  ярости, вызывания соответствующих  образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью; для лечения гипотонии - внушение ощущений от адреналина (по механизму обратной связи адреналоподобная система  активизирует эффект).

 Возможно  прямое самовнушение чувства бодрости по окончании сеанса АГТ.

 Укрепление  воли, коррекция поведения, характерологических  особенностей и мобилизация личностных ресурсов.

 Для укрепления волевой активности применяют  метод самовнушения в состоянии релаксации. Формулы индивидуальны, но краткие и в утвердительной ферме. Например: « Намерения тверды», « Намеченное выполню».

 Для борьбы с вредными привычками, корректировки  нежелательных характерологических особенностей применяются формулы: « Уверен в себе», « Я людям приятен», « Говорю тихим голосом», « Спокоен, всегда спокоен». ( повторять следует 5-10 раз в покое или прибегая к элементам внушения).

Применение АГТ позволяет ускорить обучение и повысить эффективность работы. При этом удается повысить скорость ответных реакций, установить внимание, улучшить оперирование данными, способность распознавать сигналы, а также стабилизирует эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях.

АГТ способствует подготовке человека к пребыванию в  экстремальной обстановке, например, в условиях космического полета, понижает эмоциональную напряженность ситуационно обусловленную, повышает скорость адаптации.

 С помощью  АГТ можно также влиять на концентрацию внимания, объем памяти и влиять на биоритмы.

   
 
 

  1. Применение в клинике

Информация о работе Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса