Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:34, реферат

Описание работы

В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История создания аутогенной тренировки …………………………………..4

2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции …………………………………………………………………... 6

3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации ...9

4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ …………..11

5. Класическая методика И. Шульца …………………………………………..13

6. Применение у здоровых людей ……………………………………………...16

7. Применение в клинике ……………………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………21

Список литературы ……………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат стресс.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ковровская  государственная технологическая

академия  имени В.А. Дегтярева 
 
 
 

                                                                                                               

                                                                                                Кафедра ОП и А 

                                                                                             
 

Реферат

по дисциплине: «Психология стресса»

                                                          на тему:

«Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса».

                                                                                                         К.Б.Н., доцент
Руководитель:                                                                               Фёдоровых Г. А.

                                                                                  

                                                                                   

Исполнитель:                                                                     студент группы ПХ-107

                                                                                                              Орлов М. С. 
 
 
 

Ковров 2010
 
 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История создания аутогенной тренировки …………………………………..4

2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции …………………………………………………………………... 6

3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации ...9

4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ …………..11

5. Класическая методика И. Шульца …………………………………………..13

6. Применение  у здоровых людей ……………………………………………...16

7. Применение в клинике ……………………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………21

Список литературы ……………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 В современной  жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования.

 Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает  сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений.

 Хорошо  известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление способностями дыхания, управление вниманием (отключение, переключение, рассредоточение) и т.д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последствия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизического состояния – аутогенная тренировка (АТ). Аутогенная (от греч. autos – сам и genos – возникающий) тренировка – метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932г.  
 
 
 
 
 

  1. История создания аутогенной тренировки

 На  протяжении всей истории медицины  в мышлении врачей и пациентов  укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. реактивность организма. Таким образом, теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами.

 Сегодня уже доказано, что многие физиологические  процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны.

 Аутогенная  тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной  и вегето- сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.

 Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация  состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины и психологии. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения.

 Широко  распространено мнение, что АТ - отпрыск  гипноза, успокаивающее средство с  общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния.

 Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от гипноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача.

 Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал действенности АГТ.

 Наиболее  эффективен метод при лечении  неврозов, функциональных расстройств, заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности больного, более продуктивно осуществляется органическое лечение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции

 Базисным  элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация, на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена  во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.

 Существенным  коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой, на котором основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование.

 Физиологические эффекты  в целом и механизмы  нервной регуляции конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и мало изучены.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие  во время АГТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

   Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для овладения методами АГТ  является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности.

   И.М. Сеченов обосновал, что все психические  акты рефлекторны и « все сознательные движения вытекающие из этих актов, называемые произвольными в строгом смысле только отражение». Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в  сознании, а также является заученным  под влиянием условий, создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принципов АГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному.

   Было  доказано, что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов (проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен, ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД.

   Идеомоторная  тренировка как один из главных компанентов входит в многие модификации аутотренинга.

   Павлов  подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом  мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.

   Известно, что мышечное напряжение является компонентом  страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волевого расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.

 Сложный сигнал или образ, вызванный при повторении в тренировке, ведет к образованию условных кортиковисцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции.

 Непроизвольное  можно сделать произвольным, но только с помощью второй сигнальной системы.

 Ограниченные  значения  в понимании механизмов внушения имеют устойчивые фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Нейрофизиологические  эффекты тренированной мышечной релаксации

 Словесный сигнал или образ, вызванный словом, при систематическом повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортиковисцеральных реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.

  • Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным элементом АГТ.
  • Во время релаксации  наступает некоторое снижение АД, замедляется сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным. Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления деятельностью сердца.
  • АД у лиц у лиц с гипертонией нормализуется за счет систолического давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется.
  • При выполнении первого упражнения температура тыла кисти увеличилась на 1,5°, а ректальная понизилась на 0,8°С.
  • Кривая кожно-гальванического рефлекса осталась плоской.
  • Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка, понижением кислотности желудачного сока.
  • Релаксация часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в сон.
  • электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая бывает во время бодрствования,  у вторых  приобретает особенности просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование.
  • Во время мышечной релексациичаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие на преобладание тормозных процессов в коре , а в период максималього сосредоточенного внимания  ЭЭГ процессы , свидетельствующие о концентрации внимания, бодрствовании коры.
  • В состоянии релаксации увеличивается  объем кровотока.

Информация о работе Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса