Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……….……………….3
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………5
ГЛАВА 2 УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ..…..…………………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

Нераздельными с познавательными способностями  души являются другие ее специфические свойства - стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений (воли) также вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия или неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать полезность или непригодность данного предмета для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние, как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания. Подобно познавательным процессам, аффективные состояния всегда сопровождаются внутрителесными изменениями, а стремления завершаются внешними двигательными актами, образующими в конечном итоге целостное поведение.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. В этом отношении взгляды Аристотеля близки представлениям Алкмеона и Эмпедокла. Подвижность и активность человека определяются различными состояниями крови, скоростью ее свертывания, степенью ее разжиженности, ее теплотой и т.п. Так, например, легкая кровь свойственна сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам. Итак, в аристотелевской гуморальной теории темперамента основой различий в уровне общей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа.

Выше упоминалось уже, что кровь  составляет основу всей жизнедеятельности организма. Она рассматривалась Аристотелем и как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Аристотелю было известно, что само мозговое вещество не обладает чувствительностью. Это стало основанием для возникновения сомнений относительно того, что именно мозг является органом души, для которой, наоборот, способность ощущения является ведущим специфическим свойством. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристотель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердце-центрическую точку зрения.

Важнейший раздел в общей системе представлений  Аристотеля о душе составляет его  учение о способностях души. Существенным в этом учении является то, что в нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств. В отличие от Платона, разделявшего душу на две противостоящие друг другу части (высшую и низшую), Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную. •,

Растительные  способности обеспечивают питание  и рост организмов, их размножение. Телесное развитие происходит через  постоянное самообновление организма путем переработки и уподобления пищевых веществ сообразно своему составу. Следует заметить, что этот принцип уподобления организмом внешних объектов был распространен Аристотелем и на уровень ощущений. Это позволило философу снять противоречие, которое было вызвано разными точками зрения Анаксагора и Эмпедокла на механизм ощущений и восприятий. Вспомним, что согласно Эмпедоклу восприятие возникает только в том случае, если воспринимаемые объекты и воспринимающие их органы чувств подобны друг другу. У Анаксагора же исходным принципом организации психического является не подобие, а противоположность. Разногласие между Анаксагором и Эмпедоклом Аристотель устраняет таким образом. До контакта организма с внешними объектами последние находятся в отношении противоположности. Они становятся подобными при взаимодействии друг с другом, когда происходит усвоение организмом внешнего предмета. Если на уровне растительных функций организмом усваиваются и самое питающее вещество и его форма, то на уровне ощущений и восприятий чувствующим органом «усваивается», «уподобляется» или принимается только форма внешнего предмета без его материи. Пока пища не переварена, она противоположна телесному составу организма; когда же она переварена, она становится подобной составу живого тела. Нечто аналогичное имеет место и в случае восприятия предметов. До контакта внешнего предмета с чувствующим органом между ними сохраняется отношение противоположности. Уподобление внешнему объекту возникает во время взаимодействия ощущающей способности с внешним предметом, когда чувствующий орган принимает или воспроизводит форму объекта.

Растительные  функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие основой формирования понятий и ума.

Соотношение между названными тремя  видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно  в высшие, т.е. высшие способности  необходимо включают в себя низшие. Например, разумные способности содержат в себе и растительные, и чувствующие способности. Чувствующие способности, в свою очередь, возникают лишь при наличии растительных или питающих функций. Человеческой душе свойственны все три способности, именно поэтому душа человека определялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит.

Животным присуща только чувствующая  способность, включающая в себя и растительные функции, причем у низших животных чувствительность может быть представлена только осязанием, у высших же животных -всеми видами ощущений. На уровне растений душа ограничена растительными способностями, которые у человека и животных выступают как низшие органические функции души.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части; во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая била реализована философом как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. Это видно из того, что, с одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой - развитие индивидуальной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.

Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Ведущее место в структуре способностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту. Пониманию и уровню интеллекта придавалось решающее значение в деле формирования личности и характера. Именно уровень развития разумных способностей выступает в качестве стержневого и характерообразующего признака, по которому возможно различение людей на отдельные типы. Однако только ум, интеллект и знания, полученные с их помощью, прямо не предопределяют реального поведения человека. Поступки людей могут соответствовать, а могут и расходиться с имеющимися у них знаниями, например, о плохом и хорошем, полезном и вредном и т.д. Все, что имеется у человека от природы, считал Аристотель, это только возможность, превращение в действительность которой требует участия других факторов. В области формирования характера, помимо интеллекта, должны иметь место опыт, упражнение и научение поступкам; а то, каким по содержанию будет это научение в большой степени зависит от той среды, в которой человек живет, от образа жизни, который он ведет, от рода деятельности, которой он занимается, от места, которое он занимает в обществе. [3]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аристотель отмечал тредности  познания души. “Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего”. Описание видов ее деятельностей (способностей) он выбирает в качестве способа изложения  всего известного о душе. Аристотель выделяет познавательные способности, движущие способности, чувства и аффекты, а также описывает общий склад души(характер).[1]  

Понятие о способности, введенное  Аристотелем, было важным новшеством и  прочно закрепилось в основном фонде  психологических знаний. Оно разделяло  возможности организма (заложенные в нем органические ресурсы) и  их реализацию на деле. При этом намечалась схема иерархии способностей как  функции души:

а) вегетативная (имеется и у  растений);

б) чувственно-двигательная (у животных и человека),

в) разумная (присущая только человеку).

Функции души, по Аристотелю, являются уровнями ее развития. В связи с  этим идея развития вводилась в психологию в качестве важного объяснительного  принципа Функции души располагались  в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает  функция более высокого уровня (за вегетативной — растительной —  формируется способность ощущать, из которой развивается способность  мыслить).

Следуя принципу развития, Аристотель стремился найти звенья, ведущие  от одной ступени к другой, и  в поиске обнаружил особую область  психических образов (фантазий —  по Аристотелю), которые возникают  без прямого воздействия вещей  на органы чувств (сейчас они называются в психологии преде явлениями  памяти и воображения). Эти образы подчинены механизму ассоциации — связи представлений.

Психологическое учение Аристотеля имеет  биологическую направленность, в  нем доминируют материалистические тенденции.

Мыслитель полагал, что идейное  богатство мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и  раскрывается только благодаря земному  общению с ними в процессе эмпирических исследований.

Таким образом, Аристотель внес свою лепту в развитие теории чувственного образа. Он трактовал сенсорный образ  как запечатление формы предмета (а не его материи, как полагали его предшественники Эмпедокл и  Демокрит). По его словам, «ощущение  есть то, что способно принимать  формы чувственно воспринимаемых [предметов] без [их] материи, подобно тому, как  воск принимает оттиск печати без  железа и без золота». Решение  Аристотеля составляет одну из граней современного представления о работе сенсорной системы. [4]

 

 

Список используемой литературы:

  1. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник длоя вузов.-5-е изд., перераб. и доп./ А. Н. Ждан. – М.: Академический проект, 2004. – 576с.
  2. Мартинковская, Т. Д. История психологии/ Т. Д. Мартинковская. – М., 2005.
  3. Якунин, В. А. История психологии: Учеб. пособие./СПб., 1998.-376с.
  4. Яровицкий, В. Сто великих психологов/ В. Яровицкий. – М., 2007.
  5. Ярошевский, М. Г. История психологии/ М. Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416с.

Информация о работе Аристотель