Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……….……………….3
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………5
ГЛАВА 2 УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ..…..…………………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                     Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……….……………….3

ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………5

ГЛАВА 2 УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ..…..…………………………...6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    ……………………………………….18

 

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен происходило взаимодействие культур: идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие.

Это относится и к античной философии, охватившей всю совокупность научных  взглядов. Зарождение ее было обусловлено  коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной "промышленной революцией", связанной с переходом  от бронзы к железу в сфере производства.

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических  связей, установление морской гегемонии  – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые  обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются  прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция  положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад  ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким  обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые философские системы, авторы которых  берут за первооснову мира, рождающую  все неисчерпаемое богатство  явлений, тот или иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное  вещество "алейрон" (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

Два великих мыслителя IV века до н. э. – Платон и Аристотель – создали  системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние  на философско-психологическую мысль  человечества.[5]

Древнегреческий ученый Аристотель, философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в систематическом  виде изложил воззрения на душу.

Психологическое учение Аристотеля строилось  на обобщении биологических фактов, которое, в свою очередь, привело  к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности.

Биологический, генетический, экологический  подходы к организму — вот  то, что определило аристотелевское  понимание природы психического. Направленное против платоновского  дуализма, оно восстанавливало (при  некоторых колебаниях) единство, нераздельность души и тела и тем самым возвращало психологической мысли естественно-научную  основу.(Яровицкий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Биография Аристотеля

Жил Аристотель в 384—322 гг. (IV в. до н.э.). Родился  в Стагире, во Фракии (район Северной Греции), в семье медика, служившего при македонском царе. Аристотель готовился к врачебной деятельности, в связи с чем его первоначальное образование носило естественно-научный  характер. Это во многом сказалось  на его последующих воззрениях.

Семнадцатилетним  юношей Аристотель пришел в Афины. Здесь  он и получил основное образование  в академии, которую возглавлял Платон. Аристотель был тесно связан с  платоновской школой, однако в скором времени он порвал со своим учителем. Покинув Афины, он жил в различных  городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными исследованиями, преимущественно в области биологии. В 335 г. в Афинах ученый основал собственный ликей (лицей) — перипатетическую школу.

«Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные положения и в красноречии» — писал Диоген Лаэртский. Из воспоминаний современников известно, что, помимо педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о  том, что Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гермию, тирану Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал, будто Аристотель влюбился в  наложницу Гермия, женился на ней  с его согласия и «от радости  стал приносить смертной женщине  такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре», а в честь  самого Гермия сочинил гимн.

Путешествуя, Аристотель побывал в Македонии, у царя Филиппа. Здесь ему довелось быть воспитателем сына Филиппа —  Александра Македонского. Обучая Александра и имея на царя определенное влияние, Аристотель попросил восстановить родной город, разрушенный Филиппом, и добился  этого. Он же написал законы для его  жителей.

Великий ученик Аристотеля, Александр Македонский  во время своих завоевательных походов приказывал отправлять своему старому педагогу в Афины образцы растений и животных из завоеванных стран, что являлось ценным источником для естественнонаучных исследований ученого.

Аристотель  прожил 62 года и, по некоторым источникам, покончил с собой, выпив аконит (Евмел  «Истории»). Прожил он жизнь весьма интересную, многое повидал, многому  научился сам и многих выучил По словам Диогена Лаэртского, «у Аристотеля Стагирского было много учеников; более всего из них выделялся  Феофаст» Таким образом, учение Аристотеля и его психологические воззрения  не канули в веках и были использованы многими учеными-психологами не только древности, но Средневековья  и Нового времени (Франц Брентано и др.). [4]

Литературно-философское  наследие Аристотеля велико. Большая  честь его сочинений сведена  в отдельные сборники под названиями: «Органон», «Метафизика» и «Физика». Произведением, в котором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, является трактат «О душе». [2]

 

ГЛАВА 2

Учение  Аристотеля о душе

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой - из учения о душе Платона требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществляет ближайший ученик Платона Аристотель (384-324 гг. до н.э.) -один из самых крупнейших философов древности.

Выражая в своих взглядах общебиологический подход в объяснении природы психических явлений, Аристотель счел правомерным включить это сочинение в раздел «Физика», полагая, что «изучение души есть дело естествоиспытателя». Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из центральных проблем философии, поскольку, по его мнению, «познание души может дать много нового для всякой истины, главным же образом для познания природы. Было бы уместно заметить, что эта точка зрения Аристотеля весьма созвучна современным представлениям о месте психологии в системе наук. Придание психологическим знаниям того огромного значения, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в самостоятельный раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историографическое исследование в области философии и психологии.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал - пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя - это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и неотделимые друг от друга. Материя не может существовать не оформляясь. Точно также форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма активна. Являясь организующей и качаствообразующей силой, форма составляет сущность вещей.

Формой  живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего  живого, будут ли им растения, животные или человек. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий. Во-первых, до Аристотеля философам-материалистам душа представлялась как особое состояние первоосновы, в качестве которой у Фалеса принималась вода, Анаксимандром - апейрон, Анакси-меном - воздух, Гераклитом - огонь, Демокритом - атомы. С другой стороны, у Платона душа выступала как особая бестелесная сущность. Обе точки зрения вызывали возражение у Аристотеля. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний пер-воматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и тело неразрывно связаны и «души от тела отделить нельзя». Таким образом, Аристотелыв решении вопроса о природе души одновременно преодолевает и ограниченность взглядов античных материалистов и крайний идеализм Платона. Однако точку зрения Аристотеля нельзя считать последовательно материалистической, поскольку, устанавливая единство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два самостоятельных начала, а стало быть полностью идеализм Платона не был преодолен Аристотелем.

Наряду  с обоснованием единства души и тела Аристотель вслед за материалистами доказывал, что объективным         содержанием и источником психического является внешний мир. Деятельность души не мыслилась вне связи ее с объективным миром. Свою конкретизацию это общее положение нашло при раскрытии механизмов познавательных процессов. В этой части Аристотель во многих отношениях идет дальше представителей материалистической линии. Напомним, что сходство и подобие образов души с реальными объектами Эмпедоклом, Демокритом и впоследствии Эпикуром и Лукрецием объяснялись проникновением в поры органов чувств тонких оболочек (идолов, призраков, специй), копирующих свойства или форму тех объектов, из которых эти оболочки истекают. По мнению же Аристотеля, чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге без самой печати.

Для возникновения восприятия как  деятельности, связанной с принятием  воспринимающим органом формы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Ведущим и определяющим в генезисе перцептивного акта является внешний предмет, который подобно огню, поджигающему фитиль, запускает в действие ощущающую способность органов чувств. Не менее важными в формировании чувственного образа являются два других условия. Роль промежуточной среды состоит в переносе формы и свойств объекта без его материи. Промежуточная среда должна иметь место в каждом виде ощущений и восприятий. Для зрения ею является свет, для слуха - воздух, для осязания - «мясо» организма. Носителями ощущающей способности являются органы чувств. До воздействия на них внешних тел, ощущений как таковых не возникает. В этом случае ощущающие способности находятся лишь в потенциальном состоянии. Их можно сравнить с горючим материалом, который сам по себе не зажигается без огня или искры. Актуализация ощущающей способности происходит только в случае контакта органов чувств с внешними предметами через промежуточную среду.

Ощущения  и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чувственные образы - это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Подобно Демокриту, Аристотель полагал, что главным и генетически первичным среди названных ощущений является осязание. Без осязательной способности не может возникать ни один другой вид ощущений, тогда как осязание может существовать само по себе. В отличие от других органов чувств, отражающих лишь отдельные определенные свойства внешних тел, осязание, объединяя в себе несколько видов чувственности - ощущения касания, тепла, боли и движения, позволяет отражать сразу совокупность свойств. В соединении с другими видами ощущений осязание имеет решающее значение в пространственном видении предметов.

Согласно  Аристотелю, отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать  различия между ними. Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувствен-ные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение одних впечатлений с другими, был назван Аристотелем «общим чувствилищем». Общее чувствилище-это центральный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Поступившие в общее чувство впечатления могут сохраняться там в виде следов. Основными функциями общего чувства являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь поступающими. Все эти процессы сопровождаются внутри-телесными изменениями. В качестве основного механизма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ассоциации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впечатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувственные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль. Трудно переоценить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон.

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, - утверждал философ, - никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникаете недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мысль представлялась великому философу как высшая форма психического, объединяющая собой массу чувственных форм. Другими словами, мышление-это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. В этом отношении исходное положение Аристотеля о единстве формы и материи, тела и души от ее низших проявлений до высших оставалось незыблемым и было направлено против идеализма Платона.[5]

Однако  в вопросе о природе мышления полностью преодолеть идеализм Аристотель не смог. Он выдвигает положение о существовании родового разума, который в противоположность индивидуальному мышлению, зависимому от тела и исчезающему со смертью человека, с телом органически не связан, не разрушим, вечен и пределами жизни человека не ограничен. Что же заставило Аристотеля признать существование высшего разума, под которым имелись в виду чистые, без телесной примеси всеобщие формы? Если в чувственных впечатлениях обобщенные и общезначимые формы даны в виде возможности и потенции, то возникает вопрос о том, каким образом эти формы актуализируются и выделяются из чувственных форм? Ранее указывалось, что в случае ощущений и восприятий ощущающая способность как возможность появления чувственных форм актуализирует их благодаря воздействию на органы чувств внешнего предмета. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы или понятия? Этой причиной Аристотель и считает падиндивидуаль-ное, родовое мышление или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными нам познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Информация о работе Аристотель