Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого возникли, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей и театр. До сих пор во всех европейских языках он обозначается тем же словом, каким обозначали его и древние греки. Будучи одним из наиболее ярких проявлений культуры, сложившейся в античную эпоху, театр органически связан и с другими проявлениями той же культуры: эпической поэзией, мифологические образы которой были созданы творческой фантазией высокоодаренного народа задолго до появления у него письменности; древней наукой,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Античный театр и его роль в формировании античной культуры 7
1.1. Становление и развитие античного театра 7
1.2. Основные тенденции развития античной драмы 12
1.2.1.Античная драма как одно из величайших наследий греческой культуры. 12
1.2.2. Основные принципы античной трагедии 15
1.2.3. Основные принципы античной комедии 17
Глава 2.Отражение принципов античного театра в творчестве драматургов 20
2.1.Творчество Эсхила - «отец трагедии» 20
2.2.Драматургия Софокла. Расцвет греческой трагедии. 29
2.3. Психологизм Еврипида — поэт опережающий свое время. 39
ВЫВОД 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Слово «театр» от глагола «смотрю». Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина грчееской трагедии. Боьше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.

Сначала представления давались на центральной площади Афин, вблизи священного черного тополя. Около 500 г. на драматические состязания собралось такое множество народа, что временные деревянные подмостки, сооруженные из бревен с настланными на них досками, неожиданно обрушились. После этой катастрофы по решению народного собрания был построен постоянный театр на южном склоне афинского кремля (Акрополя), в священном округе Диониса Элевтерия.

Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей.  Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные.

В V-IV вв. профессия актеров, или "мастеров Диониса", как их называли, считалась очень почетной. Так, одного трагического актера афиняне даже направили послом к македонскому царю для заключения мира. Прославленные драматурги имели своих любимых актеров, от игры которых зачастую зависела судьба драмы. Актер должен был уметь декламировать, петь и танцевать, то есть, по словам Аристотеля, воспроизводить "посредством выразительных ритмических движений ... характеры, душевные состояния и действия..."

Проникновенная игра актера восполняла для зрителя несовершенство и условность театральной бутафории. В начале V в. декорациям почти не придавалось никакого значения; у Эсхила, например, они были еще крайне примитивны, главным образом обыгрывался жертвенник орхестры. К середине V в. появляются расписные доски или куски холста, подвешенные или прислоненные к скене. Роспись носила очень условный характер: ряд деревьев должен был создавать представление о лесе, изображение речного бога - о реке, дельфина - о море и так далее. Для быстрой смены декораций устанавливались так называемые периакты - две прямоугольные трехгранные расписанные призмы, которые вращались на стержнях, установленных у края скены или проскения. Поворот правой периакты обозначал перемену местности, поворот обеих - перемену страны. Если актер появлялся через правую дверь скены, то зрители знали, что он прибыл из предместий Афин, через левую дверь - из Афин или из гавани. Центральная дверь служила входом во дворец или в храм. Действие, как правило, разыгрывалось вне помещения. Если же возникала необходимость показать то, что происходило внутри, через среднюю дверь скены выкатывалась на колесах специальная деревянная платформа - эккиклема, на которой актеры воспроизводили соответствующую живую картину. Специальные машины производили удары грома, поднимали актеров на воздух, когда нужно было изобразить полет, спускали их под землю и так далее. В верхней части скены устраивался особый помост для показа сидящих или парящих в воздухе богов.

В ранней греческой трагедии допускались и перемена места действия, и растягивание действия на длительный срок, но так как антрактов в драме не было и хор почти не покидал орхестру, то для сохранения сценической иллюзии авторы стремились к единству места и времени действия. Но в античном театре эти "единства" никогда не были нормативными и сделались таковыми лишь в поэтике французского классицизма. 

 

1.2. Основные тенденции развития античной драмы

1.2.1.Античная драма как одно из величайших наследий греческой культуры.

Классический период древнегреческой литературы. Складывается новая сложная литературная форма с особой ролью в духовной жизни человечества вообще – это драма. Белинский: «Драма является высшей ступенью развития поэзии». Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Этот термин отражает сущностную сторону явления. Драматическое произведение качественно отличается от других литературных форм. Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Жизнь воспроизводится действием, а не рассказом. Драма – очень сложное синтетическое единство, состоящее из ряда элементов. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Истоки драмы так же, как эпоса и лирики, - в фольклоре. Мимические игры с переодеваниями, масками и танцами известны у многих народов на ранних этапах развития общества. Их возникновение связано с представлениями древнего человека о том, что, подражая действиям окружающей природы, он приобщается к ней и к ее силам, становясь их носителем. Однако только в Греции мимическая игра послужила основой, на которой развилась художественная драма, сохранившая неизменной свою структуру вплоть до настоящего времени.

Установить происхождение литературной драмы и определить характер ее промежуточных форм очень трудно. Дошедшие до нас драмы представляют собой классические произведения величайших мастеров античного театра. Свидетельства древних авторов очень отрывочны, немногословны, а иногда противоречивы. Недостаточно изучены археологические материалы о ранней истории театра, а так как афинский театр сохранился очень плохо, то все вопросы, связанные с ранней историей театра, представляются спорными.

Античная литературная драма известна в трех видах: трагедия, сатировская драма и комедия. Все виды драмы были связаны с культом Диониса, и драматические представления разыгрывались только в дни праздников Диониса. Но связь драмы с культом Диониса не была изначальной. Драматические выступления появились ранее и независимо от культа Диониса, еще в доклассовом обществе. Древний человек не понимал, например, причин смены времен года. Он с нетерпением ожидал весну, связывая с ней всеобщее обновление природы, плодородие и изобилие. Осень напоминала ему об умирании, а зима, пугая холодом и бесплодием, отождествлялась со смертью. Но на смену зиме приходила весна; весь цикл повторялся вновь, и в человеке росла вера в существование каких-то добрых сил, олицетворяющих природу-производительницу, бессмертную, но окруженную врагами, которых она неизбежно одолевает. Эти представления, отраженные в разнообразных мифах, воспроизводились в мимических играх с целью магического воздействия на природу и отвращения злых сил. Одним из многочисленных богов природы был Дионис, который почитался уже в крито-микенскую эпоху, но в VI в. или даже ранее, стал любимым богом демоса. Так как виноградарство было в Греции самым распространенным видом земледелия, то Диониса почитали как бога виноградной лозы и покровителя виноделия. Дионису были посвящены хоровые песни, дифирамбы, исполнявшиеся в его честь хором мужчин или мальчиков

По словам Аристотеля, свидетельства которого о возникновении драмы являются для нас основными, трагедия произошла от "эксархонтов дифирамба", то есть от тех, кто дает зачин дифирамбу. До нас не дошли древние дифирамбы.

Создателем дифирамба греки называли знаменитого лесбосского певца Ариона, которого считали также "изобретателем" трагического жанра. Традиция связывала дифирамб с трагедией, то есть подчеркивала песенное начало трагедии, следы которого сохранились даже в самом термине, так как слово "трагедия", или "трагедия", дословно означает "песня козлов". Козловидные демоны плодородия, которых греки называли сатирами, почитались вместе с Дионисом и составляли его свиту. Исполнители дифирамба изображали сатиров. Они надевали козлиные шкуры, лица закрывали масками и пели шутливые песни, сопровождая их плясками.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. Древнегреческая драма напоминала оперу или ораторию. Драматург сам писал музыку. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э.

Но литературную драму от первоначальной обрядовой игры во всех ее видах отделяет длительный путь, в котором более или менее достоверно можно установить лишь отдельные этапы. По преданию, первым драматургом был Феспид, потом Фриних, но они до нас не дошли. Трилогии писались, потому что действие давалось трудно, пытались сохранить таким образом правдоподобие.

Становление драматического жанра и причины его интенсивного развития в Афинах конца VI в. до н.э. можно понять, лишь учитывая ту ожесточенную социальную борьбу демоса и родовой аристократии, какая развернулась в то время в Аттике. Так же, как и в других областях Греции, окончательной победе демоса в Аттике предшествовало установление тирании, подготовившей экономическую и идеологическую базу для сменившей ее полисной демократии. В этот период приобретает новое значение культ Диониса, бывший до того времени сельским культом покровителя плодородия и связанный с древней фольклорной традицией. С именем Диониса в эпоху тирании связываются представления об единстве всех граждан полиса, противопоставляемом узко кастовому единству аристократии с ее богами и героями.

 

1.2.2. Основные принципы античной трагедии

трагедия — большая форма драмы, драматургический жанр, противоположенный комедии(см. дальше) , специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение миро воззрений.

1.                  Термин Т. появляется впервые в древней Греции для обозначения религиозного обряда — традиционных мимических игр и хоровых песен (дифирамбов), связанных с аграрными празднествами в честь бога Диониса. Ритуальной основой этих празднеств было жертвоприношение козла (по-гречески tragos, откуда и возникло название «трагедия», «козлиная песнь», «песнь в честь козла»), сопровождавшееся исполнением сказания о Дионисе. Это сказание некогда, в глубокой древности, повествовал народу жрец, позднее же оно перешло к дифирамбическому хору, наряду с которым в обряде участвовали пляшущие «хоры сатиров», мимически воспроизводившие события того же сказания о Дионисе. Из сочетания дифирамба с хором сатиров и произошла, по свидетельству Аристотеля, Т., на ранних ступенях своего развития сохранившая тесную связь с мифом о Дионисе. Постепенно расширяя область Т. введением других мифов, усложняя драматизацию сюжета, — культовое действо перешло в театральное зрелище. Этапы этого перехода точно не установлены, окончательно же сложилась Т. как драматическая форма в период VII—VI вв. до н. э.

2.                  Зачинателем Т. античное предание называет коринфского поэта Ариона. Первая точная дата в истории Т. — 534г., в Афинах  стараниями тирана Писистрата был официально признан культ Диониса и была представлена первая трагедия, выступил со своим хором «отец аттической Т.» Феспис, сделавший крупный шаг в развитии жанра введением актера (протагониста). Вслед за этим выступлением в системе афинских общегородских празднеств окончательно оформился хороводный театр, достигший полного расцвета в эпоху общегреческой гегемонии Афин (479—431). В этот период уяснились границы жанра, раскрылись принципы композиционного построения и развертывания сюжета, сложилась тематика, и термин «Т.» приобрел вполне определенное и устойчивое значение.

Праздник Великих Дионисий справлялся ежегодно с большой пышностью и продолжался шесть дней. Им отмечался приход весны и возвращение бога. Диониса изображал жрец, который в облачении бога, ставшем затем одеждой трагического актера торжественно въезжал в город, сопровождаемый хорами ряженых и увенчанных людей. Затем происходило ритуальное очищение общины, после чего из храма Диониса в театр переносили древнюю статую бога. Два следующих дня происходили состязания дифирамбических хоров. На четвертый день начинался драматический агон, то есть представления, проходившие в форме состязания. В течение трех дней каждое утро зрители смотрели по три трагедии и по одной сатировской драме, а вечером - по одной комедии. Каждый трагический поэт ставия драматическую тетралогию, то есть четыре пьесы, а комедиограф - одну комедию. Драматические состязания продолжались с восхода до заката солнца. Вечером шестого дня после окончания спектакля глашатай объявлял решение жюри. Судейская коллегия, выбранная заранее по жребию от десяти районов Аттики, назначала награды поэтам, хорегам и протагонистам. Награды распределялись в соответствии с содержанием драм, их исполнением и оформлением. Призы получали все участники состязания, но победителям присуждали первый приз, третий означал поражение. Решение жюри с указанием имен архонта-эпонима, поэтов, хорегов и протагонистов выбивалось на каменных плитах и выставлялось в театре или где-нибудь возле него. Эти театральные протоколы назывались дидаскалиями, и их фрагменты сохранились до наших дней.

Вначале трагедии ставились только на празднике Великих Дионисий. Комедии, получившие государственное признание лишь в 80-х годах V в. сначала ставились вместе с трагедиями. Позже драматические состязания происходили и на другом празднике, называемом Ленеями. В V в. к состязаниям допускались только вновь сочиненные пьесы.

Хор трагедии представляется всегда единым, социально не дифференцированным коллективом, в состав которого входит корифей хора, то есть его "головной", ничем не выделяющийся среди прочих хоревтов. Песенные хоровые части трагедии, стасимы, статичны. Драматическое действие развивалось только в эписодиях, где выступали актеры, в прошлом эксархонты, побуждавшие хор репликами и игрой к пению. В историческое время актеры назывались ипокритами, то есть "ответчиками". Этот термин связан с ролью и значением актера в фольклорной драме, развитие которой стало возможным благодаря появлению актера, противостоящего хору.

Информация о работе Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида