Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого возникли, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей и театр. До сих пор во всех европейских языках он обозначается тем же словом, каким обозначали его и древние греки. Будучи одним из наиболее ярких проявлений культуры, сложившейся в античную эпоху, театр органически связан и с другими проявлениями той же культуры: эпической поэзией, мифологические образы которой были созданы творческой фантазией высокоодаренного народа задолго до появления у него письменности; древней наукой,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Античный театр и его роль в формировании античной культуры 7
1.1. Становление и развитие античного театра 7
1.2. Основные тенденции развития античной драмы 12
1.2.1.Античная драма как одно из величайших наследий греческой культуры. 12
1.2.2. Основные принципы античной трагедии 15
1.2.3. Основные принципы античной комедии 17
Глава 2.Отражение принципов античного театра в творчестве драматургов 20
2.1.Творчество Эсхила - «отец трагедии» 20
2.2.Драматургия Софокла. Расцвет греческой трагедии. 29
2.3. Психологизм Еврипида — поэт опережающий свое время. 39
ВЫВОД 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)


    Министерство образования и науки , молодежи и   спорта  Автономной Республики Крым

                   

Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования

факультет переподготовки

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине “

на тему:

“Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида”

 

 

 

 

 

студентки группы АЗ-111 специальность

"английский язык и литература"

Чубуровой Лилии

Александровны

преподаватель:

 

Сімферополь – 2012

 



Содержание



ВВЕДЕНИЕ              3

Глава 1. Античный театр и его роль в формировании античной культуры              7

1.1. Становление и развитие античного театра               7

1.2. Основные тенденции развития античной драмы              12

1.2.1.Античная драма как одно из величайших наследий греческой культуры.               12

1.2.2. Основные принципы античной трагедии              15

1.2.3. Основные принципы античной комедии              17

Глава 2.Отражение принципов античного театра в творчестве драматургов               20

2.1.Творчество Эсхила - «отец трагедии»              20

2.2.Драматургия Софокла. Расцвет греческой трагедии.              29

2.3. Психологизм Еврипида — поэт опережающий свое время.              39

ВЫВОД              56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:              57



 

 

 



Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида.

 

ВВЕДЕНИЕ

    

Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого возникли, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей и театр. До сих пор во всех европейских языках он обозначается тем же словом, каким обозначали его и древние греки. Будучи одним из наиболее ярких проявлений культуры, сложившейся в античную эпоху, театр органически связан и с другими проявлениями той же культуры: эпической поэзией, мифологические образы которой были созданы творческой фантазией высокоодаренного народа задолго до появления у него письменности; древней наукой, на первых ступенях своего развития еще не расчлененной на отдельные, потом обособившиеся отрасли знаний, и потому универсальной, затрагивающей коренные проблемы человеческого миросозерцания; изобразительными искусствами и архитектурой, достигшими уже в раннее время необыкновенно высокого уровня; литературой, поражающей многообразием своих жанров,—одним из таких жанров, притом наиболее зрелым, и явилась драматическая поэзия.

«История античного театра насчитывает почти целое тысячелетие (с VI в. до н.э. по IV-V в.в. н.э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство, в том его качестве, в каком оно живёт и сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения».

Античные греки вступили на путь культурного развития позже древних народов. Культуры, сложившиеся в Египте, Ассирии, Вавилоне, Малой Азии и на некоторых островах Эгейского моря, были старше греческой. Именно это обстоятельство сыграло немаловажную роль в последующем формировании греческой культуры. Расселившись по обоим побережьям — и Балканскому и Малоазийскому — и на многочисленных островах Эгейского моря, греки рано приобщились к морскому делу и развитию ремесел, что предопределило широкий размах их дальнейшей торговой и колонизаторской деятельности. Еще на заре своей истории они завязывают тесные и разносторонние взаимоотношения со своими более культурными соседями, что закономерно сказывается и на развитии их собственной культуры. Наглядные тому примеры можно почерпнуть из истории греческого изобразительного искусства раннего времени, за целым этапом которого утвердилось название периода восточного стиля. Это был период почти рабского подражания чужому искусству.
Влияния эти слабели по мере освоения греками более совершенной техники художественного ремесла, уступая место активной творческой переработке заимствованного. Использовав и усвоив чужеземный опыт, греческое изобразительное искусство примерно с середины VII века до н. э. уже полностью вступает на самостоятельный путь, быстро обретает свои характерные черты и теперь уже само оказывает все возрастающее влияние на искусство Востока. В так называемый эллинистический период античной истории это влияние достигает своего апогея.

Однородные явления в раннее время наблюдаются и в других сферах культурной жизни греков. Из Египта и Вавилона приходит к ним и успешно усваивается ряд математических, астрономических, медицинских знаний, из Финикии — алфавит, из Лидии — чеканка монеты. Все эти культурные заимствования явились не только отправными пунктами для развития греческой культуры, но послужили ей своего рода трамплином для дальнейшего взлета. При этом нужно учесть, что многое из заимствованного греками, в силу ряда специфических особенностей социального строя древневосточных государств, на своей родине было уделом лишь ограниченного и замкнутого круга людей; греческая же культура чуть ли не с первых шагов своего поступательного движения, и уж во всяком случае в пору своего расцвета стала достоянием значительно более широких социальных слоев, в античном смысле этого слова, стала культурой народной. То есть культурой свободных людей.
Это очень важный исторический факт. Объяснения ему следует искать прежде всего в том, что сложный, часто болезненный процесс перехода от пережитков родового строя, тормозивших развитие производительных сил общества, к более прогрессивной для того времени классовой структуре рабовладельческого общества протекал в Греции без заметного вмешательства внешних сил и во всех передовых греческих общинах в сравнительно короткие исторические сроки привел к полной победе демократических сил над родовой аристократией.

В начавшихся греко-персидских войнах (V век до н. э.) эллинский мир, раздробленный на многие города-государства, оказался, в состоянии объединить силы и отстоять свою свободу и независимость, добившись полной победы над грозным противником в растянувшихся на десятилетия военных действиях.

Историческое значение этой победы не приходится недооценивать. Она открыла перед всем греческим миром широкие перспективы дальнейшего беспрепятственного развития всех его производительных сил, знаменовала собою вступление античной Греции в полосу величайшего экономического, политического и культурного расцвета.

Центром экономической, политической и культурной жизни становятся Афины, которым принадлежали наибольшие заслуги в ведении закончившейся победоносными результатами войны. Возглавленное афинянами большое объединение греческих городов не распадается и после окончания военных действий. Союзники подчиняются афинской гегемонии. В самих Афинах утверждается строй античной рабовладельческой демократии, возглавленной Периклом. В золотой век Перикла Афины становятся не только крупнейшим по масштабам той эпохи центром экономической, политической, но и культурной жизни всего эллинского мира.

Потребности умственной и общественной жизни приводят к возникновению особой профессии софистов — платных учителей мудрости. За большие деньги они обучали желающих ораторскому искусству и искусству спора. В обстановке постоянных дебатов в народном собрании овладеть этими искусствами для политических деятелей того времени было делом первостепенной важности.
Именно на это время приходится расцвет драматической поэзии и театра. В сложившихся условиях театральная сцена приобретает значение трибуны для наиболее широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее актуальных этических, политических и социальных проблем, волновавших умы современников. Поэтому драматическая поэзия, впитавшая в себя весь опыт художественного творчества предшествующего времени, смогла отодвинуть на второй план все другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Вторая половина этого века, впрочем, оказалась связанной с новой полосой тяжелых потрясений. На этот раз они были вызваны уже не внешними причинами, но порождены нарастанием острых противоречий в самом греческом обществе, в конечном счете обусловленных всей системой общественных отношений, построенных на эксплуатации несвободного труда. Вылился этот кризис в двадцатисемилетнюю Пелопоннесскую войну, с самого же начала обнаружившую тенденцию перерасти из военного столкновения двух группировок греческих государств, возглавляемых Афинами и Спартой, в войну гражданскую. В ходе этой войны проявилось небывалое ожесточение участвующих в ней сторон. Поражение Афин и роспуск Афинского союза не разрешили кризиса. В IV веке до н. э. можно наблюдать дальнейшее его нарастание. Хронические военные столкновения этого времени между отдельными греческими государствами и группировками этих государств в обстановке вызванного войной экономического застоя знаменуют собою начало упадка, сказавшегося на всех сторонах культурной и общественной жизни Греции. Греческие города утрачивают способность к самостоятельному существованию и оказываются вынужденными признать над собою верховную власть Македонской монархии.

Последними большими взлетами философской мысли античных греков были системы Платона и Аристотеля. Учение первого из них, к которому в большей или меньшей степени восходят все построения философов-идеалистов, не исключая и нам современных, по сути дела представляет собою призыв уйти в мир заоблачных абстрактных идей из мира, наполненного ожесточенной борьбой и непримиримыми противоречиями. Система универсально одаренного Аристотеля подводит своего рода итог всем накопленным до него знаниям. В то же время Аристотель закладывает фундамент для дальнейшего развития уже отпочковавшихся от философии отдельных естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Реализация этого грандиозного плана развития дифференцированных отраслей научного знания оказалась растянутой на века и осуществлялась уже не столько в самой Греции, эллинистической эпохи сколько в новых центрах культурной и умственной жизни эллинистической эпохи .

Поступательное развитие изобразительных искусств, архитектуры и литературы происходит и дальше, но начавшийся упадок все же на них сказался. В произведениях изобразительного искусства, наряду с появлением новых шедевров, становятся заметными и элементы некой вычурности, ослабляющей силу их воздействия. В литературе, в частности драматической, наблюдается отход от прежних классических традиций и появление новых жанров, равняющихся на вкусы уже совсем других по своему духовному облику поколений эллинистического времени.

 

Глава 1. Античный театр и его роль в формировании античной культуры

 

1.1. Становление и развитие античного театра

Театр всегда развивается в острые социальные моменты эпохи. Утверждение полиса, Греко-персидская война, где греки победили, потому что строй их жизни был более прогрессивным. Хотя сюжеты были в основном мифологическими, но текущие события тоже отражались. В театре обсуждались все события. Тираны способствовали развитию театра, так как таким образом они привлекали народ на свою сторону.

Театру предшествовало подобие сценок в эпосе (ссора Агамемнона с Ахиллом, Гектор и Андромаха). Но это не корни трагедии. Корни лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и элевсинские мистерии. Кора – ипостась зерна – элевсинские мистерии, все обставлялось очень пышно. Очень много мистики в обрядах. В первый обрядовый уровень были посвящены все, в храме участие в церемонии принимали избранные, а третий уровень в подземных помещениях храма вообще неизвестен нам. Главным богом – хранителем театра – являлся Дионис. Он символизирует не только культ вина, но и неумирающий принцип жизни и принцип трагического существования человека и вселенной. Дионис теснит культ Аполлона – культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. Аристотель отмечал это.

По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но до нас дошли только дифирамбы Вакхилида. Антропоморфизм богов давал большие возможности для театра. До нас дошло семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать Еврипида. Зато до нас дошли перечни трагедий. Что интересно, о Дионисе не написано ни одной пьесы. Этот факт пытался объяснить Фридрих Ницше, немецкий философ: раз для древних греков Дионис представляет собой обобщенный трагический принцип, возведенный в абсолют, то и все пьесы, таким образом, получаются о Дионисе – все это его мучения в разных воплощениях.

Театр не был делом будничным. Представления шли только три раза в год в празднества Диониса. Начинался сезон праздником Антестерии (праздник цветов). Это конец февраля – начало марта. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа исполнявших такие песни называлась коммос. Был еще один жанр – сатировская драма. Древние греки заботились о воспитательной функции театра. Конец марта – начало апреля – это Великие Дионисии, ядро, театральные состязания. 

Состязания по-гречески – агон. Вся жизнь в Древней Греции была подчинена агональному принципу. Театральные представления шли по принципу агонов – соревновались три трагика. Они появляются на грани 7-6 века, регулярно вводятся при Писистрате в 6 веке. Первое настоящее состязание произошло в 64 олимпиаду, между 536 и 532 годом до нашей эры. На Великих Дионисиях обычно давали премьеры или самые лучшие пьесы. Второй агон – Малые (Сельские) Дионисии. Это конец октября – ноябрь. Премьер в них не давали, а повторяли то, что уже было. Третий агон – самое мрачное время, январь – начало февраля, голодное время. Эти представления называли Ленеи – это один из эпитетов Диониса, который значит «освобождающий».   

Театр был государственным учреждением. Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности. Время представления особое, жизнь в полисе тогда текла совсем по-другому: прекращалось делопроизводство, отпускались заключенные, отпускались должники. Сначала денег за театр не брали, потом стали взимать немного по имущественному цензу (чем богаче человек, тем дороже). Бедным давали на театр деньги (теорикон).

Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатировская драма. Состязания шли три дня. Были судьи, центральное место среди которых занимал жрец Диониса. Первое место награждалось венком из плюща. Трагики и актеры пользовались необыкновенным почетом. Софоклу, например, возносились почести как герою.

Информация о работе Античный театр и его принципы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида