Андрогогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение психологических проблем андрагогики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучение андрагогики как науки, андрагогической модели обучения, изучение особенностей образования взрослых, выделение принципов андрагогики. Работа состоит из 2-х глав, введения и заключения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……….2
1. Андрагогика как наука…………………………………………………..…….5-10
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5
1.2. Принципы обучения в андрагогике………………………….………………..8-26
2.Психологические проблемы андрагогики…………………..……………...…..11
2.1. Андрагогическая модель обучения…………………………….………………..11
2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21
2.2. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения…………………………………………………….……………………...….23
Заключение……………………………………………………..……………..…..….27
Список литературы…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

андрогогика работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

2.3. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения.

      Вот  главные  положения   теоретических   подходов ноттингемской группы к обучению взрослых17.

    Человеческие  существа – это социальные  существа, их надо  рассматривать

во взаимодействии с социально-историческим окружением.

   1. Наиболее  адекватным социальным существом   является  взрослый  человек,  критически мыслящий, способный  к обучению

   2. Потенциальные   возможности  постоянного   развития  мышления,  чувств  и «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных структур, которые и отличают развитие  личностных  форм  компетентного мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.

   3.  Наиболее   предпочтительно   творческое   и   критическое   мышление, способствующее полному  развитию  взрослого  человека,  в  отличие  от некритического восприятия чужих мыслей.

   4. Комбинирование  группового и индивидуального  самообучения  способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.

   5. Одним из основных компонентов   успешного  обучения  взрослых  является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.

   6. Знание может рассматриваться  как открытая или закрытая  система.  Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что  обучающийся может что-то добавить или  изменить  в  ней  посредством  критического мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается  как закрытая система, оно может быть использовано  обучающимся для решения  своих проблем или создания новых систем.

   7. Обучение  включает  в  себя  мышление,  поиск,  открытие,  критическо размышление и творческий ответ.

   8. Образование – это не передача  знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог.

      Основным  видом обучения взрослых  авторы  считают обучение  в группе коллег18. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны,  по  мысли авторов,  различные  методы  обучения:  экспозиционные,   когда   содержание обучения  организуется   и   представляется   (экспонируется)   обучающемуся посторонним  источником  (преподавателем,  лектором,  учебником,  фильмом  и т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие  дискуссий,  руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс  таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее  определенных  целей;  поисковые методы,  когда  содержание  обучения  не  определено  целиком  и   полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку  проблем,  поиск  их  решений.  В этом  случае  обучающиеся отбирают   и   организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить  проблемы и  найти  их  решение.  Как  результат  поиска  возникают  новые  вопросы  и проблемы.  Главной  целью  данного  метода  обучения   является   вовлечение обучающихся  в  мыслительную  деятельность.   В   этом   случае   восприятие

содержания  обучения,  или  информации,  происходит  попутно,  в   процессе:

«мышление  –  изучение  проблемы  –  решение  проблемы».  Последние  методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современное общество с его постоянным расширением  различных сфер знаний требует от индивидуума постоянного совершенствования  профессиональных и околопрофессиональных  ЗУНков. Соответственно, существует всё  возрастающая потребность в профессиональных педагогах, способных содействовать индивидууму в его стремлении к получению новых знаний. Но пока учреждений, которые готовили бы таких педагогов, а точнее, андрагогов, просто не существует. Поэтому автор я хотела бы порекомендовать создание на факультетах педагогических учебных заведений соответствующего семинара или спецкурса для студентов старших курсов и слушателей магистратуры, которые хотели бы впоследствии заниматься образованием взрослых.

      В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

      Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

     Подытоживая весь изученный материал, я определила, что  психологическую проблематику андрогогики определяют следующие особенности обучения взрослых людей: 1) взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных  ЗУНКов; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями). 6) Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий в обучении лиц, независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых людей. 7) Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий. 8) Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного континуума – процесса обучения человека на протяжении всей жизни. При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой. 9) Эффективность обучения в андрагогической модели обучения в неизмеримо большей степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации обучаемого, т.к.  сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Вербицкий А., "Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход". Статья 1., журнал «Новые знания» №1 2001
  2. Громкова М. «Андрагогика на службе кадровика», журнал «Служба кадров» №4, 2003
  3. Громкова М.Т.. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых. М. 2005
  4. Змеев С. И. Основы андрагогики. Учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта, 1999
  5. Змеев С. И.. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М., 2007
  6. Змеев С.И. «Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: Дис. ... д-ра пед. наук.»  М., 2000
  7. Ильин Г., "Качество дополнительного профессионального образования"., журнал «Новые знания» №1 2001 г.
  8. Колесникова И.А. «Основы андрагогики»., М.: Академия, 2003 г.
  9. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения», М.,  1981 г.
  10. Махлин М., "Особенности взрослых учащихся"., журнал «Новые знания» №4,  2000 г.
  11. Митина А.В., «Дополнительное образование в России» (Исторический аспект)., журнал «Новые знания» №2,  2000 г.
  12. Образование взрослых: цели и ценности. Под ред. Г.С. Сухобской. - СПб., 2002;
  13. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., «Общая педагогика. Часть 1»., М.: Владос, 2002 г.
  14. Смирнов В.И., «Общая педагогика. Учебное пособие»., М.: Логос, 2002 г.
  15. Основы андрагогики : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям:  Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Academia, 2003;
  16. Рабочая книга андрагога. Под ред. С. Г. Вершловского. - СПб. 1998

 

 


Информация о работе Андрогогика