Анатомия агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

1. Доминантная агрессия (самоутверждение). Объекты агрессии - члены семьи.
2. Агрессия собственника (защита пищи, игрушек). Объекты агрессии - люди и/или животные.
3. Защитная агрессия (защита дома, хозяина, животных). Объекты агрессии - люди и/или животные.
4. Хищническая агрессия (подкарауливание, охота). Объекты агрессии - люди и/или животные.
5. Агрессия вызванная страхом (наказание, попытка схватить животное). Объекты агресии - люди.
6. Агрессия среди самцов. Объекты агрессии - другие самцы.
7. Агрессия среди самок. Объекты агрессии - другие самки.
8. Агрессия вызванная болью (лечение). Объекты агрессии - люди.
9. Агрессия вызванная наказанием (болезненное наказание). Объекты агрессии - люди.
10. Материнская агрессия (защита щенков, логова). Объекты агрессии - люди и/или животные

Работа содержит 1 файл

доклад психо.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Влияние внутрисемейных отношений на развитие агрессивности  у ребенка  

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют  и строят свое поведение. Помимо социально полезного опыта, родители порой передают и негативный, который является очень эмоциональным "руководством к действию". Не имея личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. 

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны  ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Строгость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. 

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает ребенку  пример агрессивного поведения. Ребенок  делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. 

Если наказание  слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения. 

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь  сильного воздействия, скорее всего  не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают. 

Агрессивность ребенка  проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

над ним зло шутят;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и  устраивают дебоши;

родители нетребовательны  и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют  любить своих детей одинаково;

родители ребенку  не доверяют;

родители настраивают  детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители живут  своей жизнью, и в этой жизни  нет места их ребенку;

ребенок чувствует, что  его не любят. 

Как бороться

 с агрессией ребенка  

Первым шагом на пути борьбы с агрессивностью ребенка является попытка сдерживать его порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если этот порыв предотвратить не удалось, надо обязательно дать понять ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Провинившийся подвергается суровому осуждению, в то время как его "жертва" окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Таким образом, ребенок видит, что он только проигрывает от своих поступков. 

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: "Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убрать". Уборка как наказание за содеянное неэффективна; мотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что "большой" мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее "спасибо". 

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти  всегда приходится действовать после  того, как обидные слова ребенком уже сказаны. Если эти слова он адресовал взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка за ними стоят. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать тем, как правильно и достойно ответить. 

Конечная цель преодоления  агрессивности ребенка состоит  в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения  внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции  окружающих. Таким детям очень  важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией. 

Агрессия присуща  практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция, и ребенок, не способный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди  сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме. 

Психологи предлагают некоторые способы выплескивания  агрессивных эмоций. Если порвать  на мелкие кусочки или скомкать простой лист бумаги – это существенно снизит уровень негативных эмоций. Драчуну, который так и норовит кого-то стукнуть, можно предложить "выбить" коврик или подушки. Полезно также громко покричать – глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса. Любая значительная физическая нагрузка нормализует гормональный баланс в крови, что также способствует снижению агрессии. 

Немало агрессивных  поступков подростки совершают  в результате эмоционально напряженных ситуаций. Задача взрослого – снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса; насмешки и высмеивание; негативная оценка личности ребенка; привлечение в конфликт посторонних людей; демонстрация власти (фразы: "Учитель всегда прав!", "Будет так, как я сказала!"); проповеди и чтение морали; обобщения типа "Ты, как всегда...".

Один из способов снижения агрессии – установить с ребенком обратную связь, используя при этом определенные приемы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку ("Мне не нравится, когда на меня кричат" или "Мне неприятно, когда со мной так разговаривают"). Вскрыть мотивы агрессии ("Ты хочешь меня обидеть?"). Напомнить о правилах ("Мы же с тобой договорились…"). Дать определение происходящему ("Ты ведешь себя грубо"). 

Пытаясь установить обратную связь, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые  касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребенка протест и раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить конструктивные способы разрешения ситуации. 

В момент проявления агрессии не стоит анализировать  ее причины.

 Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса – не следует. Подросток очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Чтобы не испортить ребенку репутацию в коллективе, можно "на людях" свести к минимуму вину подростка, но в личной беседе дать объективную оценку случившегося. 

С помощью некоторых  приемов можно показать ребенку  пример конструктивного поведения. А именно – внимательно выслушивать  подростка, предоставить ему возможности  высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка ("я понимаю, тебе обидно…"). Поможет пауза, позволяющая ребенку успокоиться, и, конечно, чувство юмора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анатомия агрессии