Анатомия агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

1. Доминантная агрессия (самоутверждение). Объекты агрессии - члены семьи.
2. Агрессия собственника (защита пищи, игрушек). Объекты агрессии - люди и/или животные.
3. Защитная агрессия (защита дома, хозяина, животных). Объекты агрессии - люди и/или животные.
4. Хищническая агрессия (подкарауливание, охота). Объекты агрессии - люди и/или животные.
5. Агрессия вызванная страхом (наказание, попытка схватить животное). Объекты агресии - люди.
6. Агрессия среди самцов. Объекты агрессии - другие самцы.
7. Агрессия среди самок. Объекты агрессии - другие самки.
8. Агрессия вызванная болью (лечение). Объекты агрессии - люди.
9. Агрессия вызванная наказанием (болезненное наказание). Объекты агрессии - люди.
10. Материнская агрессия (защита щенков, логова). Объекты агрессии - люди и/или животные

Работа содержит 1 файл

доклад психо.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Естественно, что такая  динамика имела место не всегда и не у всех народов. Это подтверждается данными антропологических, археологических и исторических исследований. Известны народы и культуры более агрессивные (сельджуки, монголо-татары, кельты), аутоагрессивные (угро-финны), «общество древних охотников», а также «общество земледельцев».  

Если инстинктивисты видят в человеке лишь набор природных  инстинктов, проводя прямые аналогии с животными, то полярной позиции  в этом вопросе придерживаются бихевиористы. Причем, их позиция достаточно легко  и с готовностью воспринимается определенной частью человечества, поскольку соединяет элементы либерализма с определенной духовной и социальной реальностью нашего бытия. Той частью, которая убеждена, что человек формируется исключительно под влиянием «социума» и при этом игнорирует полностью биологическую природу человека. Ту «природу» в человеке, которая мешает становлению мирного и справедливого общественного строя. Хотя надо отметить, что такому становлению не в меньшей мере мешает и сама «социальная» природа человека, ее внутренние противоречия между «биологическими» и «социальными» корнями человека.  

Бихевиоризм видит  только поведение человека в данный момент. Но исключает личность, самого действующего человека. С позиции  бихевиоризма агрессивность выступает  как поведенческое расстройство. Его формула гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Но можно ли понять поведение, не учитывая личность, которое обнаруживает это поведение? Поведение можно понять в том случае, если мы будем знать неосознанные и осознанные мотивы, побудившие его к действию, считает Э. Фромм. С моей точки зрения любое объяснение какого-либо явления или факта содержит некоторую «истину». «Понять» можно все, но дело в том, насколько эта «истина», это «понимание» раскрывают причинно-следственные связи. Сознательно или нет, но все апологеты «строительства справедливого, совершенного и социального общества» стоят на позициях бихевиоризма.  

Бихевиоризм хорош  как научный метод исследования, как психологическая теория, так или иначе освещающая проблему человека. Но бихевиоризм, повторяя путь психоанализа, превратился в социальную теорию, в идеологию, а идеология, как известно, превращает нас в машин, роботов, лишенных всяких душевных и духовных переживаний; реклама делает из нас в «отчужденных аппендиксов» социально-политической жизни. Экономика же трансформирует нас в «пятое колесо телеги». В индустриально развитых странах человек достаточно интенсивно заменяется машиной, в отсталых и развивающихся странах он превращается в социальный балласт, нуждающийся к тому же в пище, одежде, а порой и в зрелищах, поскольку, экономики, промышленности как таковой практически не существует. Человек должен соответствовать определенным стандартам и шаблонам, выполнять определенные функции, то есть выявлять вполне определенное поведение – соответствовать установленным нормам, не «выступать», не «просвечиваться», выполнять то, что от него ожидают, а не то, что он хочет. Общества, развивающиеся на принципах бихевиоризма, имеют своим лозунгом (иногда прикрытым, завуалированным, иногда открытым, широко декларируемым) конформизм, приспособляемость во всем и везде. Причем, совершенно не важно какое это общество – демократическое ли, тоталитарное ли или авторитарное, монархия или республика, социалистическое или капиталистическое. Поскольку любое государство в той или иной степени, вчера, сегодня или завтра, открыто или завуалировано, старое ли государство с демократическими устоями или вновь зарождающаяся демократия содержит в себе зачатки полицейского государства, несет в себе необходимость демонстрации и реализации силы. Потому что оно – государство – заинтересовано во вполне конкретном «законопослушном» «общепринятом» поведении. А тот, кто пытается не соответствовать этим стандартам, проявляет в какой-либо форме свою индивидуальность и уникальность не в русле принятых в обществе норм и ценностей, рискует быть отторженным. В демократических обществах он рискует своей карьерой, в авторитарных – работой, потерей связей, общения, в тоталитарных государствах – жизнью. Разница, конечно, большая, но суть одна и та же. Об этом же свидетельствуют бихевиористы – любое поведение, чувство, мысль, поступок, отклоняющиеся от стандарта, будет иметь для него (человека) отрицательные последствия.  

Поведения определяется, кроме всего прочего, и условиями  среды, предъявляющими те или иные требования. В эксперименте, проведенном Milgram S.(1969) на добровольцах показано, что у 35% людей  имеется сильная реакция против жесткости. А 65% испытуемых удалось поставить в такие условия, что они вели себя жестоко, но при этом в большинстве случаев они проявляли реакцию возмущения или неприятия садистского типа поведения. Но автор не приводит сведений в отношении людей, которые в ходе всего эксперимента не проявляли признаков беспокойства. Почему люди так реагируют? Здесь возможны следующие варианты: во-первых, это садисты, гедонистически относящиеся к страданиям других; во-вторых, это люди нарциссического типа, которые вообще не восприимчивы к чужим страданиям; в-третьих, это психически больные люди, полностью лишенные нравственных тормозов; наконец, это люди, которые могут не чувствовать угрызений совести, если жестокость санкционирована свыше. Следует предположить, что все-таки человеческая природа неоднородна – есть палачи, есть совестливые, есть бунтующие. 

Марксисты выдвинули  тезис «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Человек  не свободен от условий. Однако он свободен проявлять определенное отношение  к этим условиям. Именно по этому отношению я бы разделил людей на три категории (типа). Нельзя согласиться в этом аспекте ни с З. Фрейдом, ни с В. Франклем, понимающих людей как однородных и однотипных – то, как сплошь биологическую детерминанту, то, как социально-психологическую. З. Фрейд считает, что стоит поставить людей в одинаковые условия голода, как с возрастанием голода будут стираться все индивидуальные особенности, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения. То есть, с точки зрения З. Фрейда, инстинкт самосохранения смывает все личностное. Оппонируя З. Фрейду, В. Франкл (1990) откровенно вспоминает свой огромный личный опыт пребывания в фашистских концентрационных лагерях, где пленные были поставлены в одинаковые условия «жизни-смерти». Он пишет: «…в концентрационных лагерях …истинным было противоположное. Люди были различными. Маски были сорваны с животных – и со святых. Голод был одним и тем же, но люди были различны. В счет шли не калории». 

Типы агрессии.  Аспекты агрессии 

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (Табл.) 

Также на основе критериев  можно выделить такие виды агрессии как враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. 
 
 

Категории агрессии по Бассу

ТИП АГРЕССИИ 

ПРИМЕРЫ 

Физическая —активная—прямая 

Нанесение другому  человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. 

Физическая—активная—непрямая 

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с  целью уничтожения врага. 

Физическая—пассивная—прямая 

Стремление физически  не позволить другому человеку достичь  желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). 

Физическая—пассивная—непрямая Вербальная—активная—прямая 

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. 

Вербальная—активная—непрямая 

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. 

Вербальная—пассивная—прямая 

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. 

Вербальная—пассивная—непрямая 

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в  защиту человека, которого незаслуженно критикуют). 
 

По вопросу о  типах агрессии в психологии есть некоторая (Бандура, Зипотаки, Родж и Койн). Общим выводом из этого стало утверждение о существовании двух различных видов агрессии, мотивированных различными целями.  

Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждого  человека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выражения агрессивности. К этим факторам относятся: по, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры, социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них более подробно. 

Пол: агрессивность  является значительной характеристикой  различия мужчин и женщин. Это различие является в первую очередь отражением поло-ролевых стереотипов. Хотя в  последнее время эти рамки  значительно изменились, и женщина получила большую свободу, самоопределение, в том числе и в проявлениях агрессивности, лидирующие позиции занимает вербальная агрессия. Мужчины значительно чаще и сильнее проявляют физическую агрессию. 

Возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 этот показатель выходит на значительно более низкий, но стабильный уровень. 

Образование: с повышением уровня образования идет понижение  уровня агрессивности. 

Расово-этническая принадлежность: у различных этнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степень агрессивности. 

Профессия: речь идет об особенностях деятельности, связанных  с общением, его спецификой. 

В случае затруднительной  ситуации для человека, возможно будет  наблюдать неспецифическое поведение, в том числе и агрессивное, в зависимости от состояния человека: 

- мотивообразующее  поведение; 

- потеря контроля, но сохранение средства реализации  мотива; 

- утрата связи мотива  и поведения; 

- катастрофическое  поведение  

Социальные аспекты: экономический подъем может даже усилить фрустрацию и повышать уровень  насилия. Когда быстро развивающиеся  нации урбанизируются, когда растет грамотность, люди все больше начинают задумываться о том, что такое  настоящее материальное благосостояние. Однако, поскольку изобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Поэтому даже если уменьшается депривация, фрустрация и политическая агрессия могут возрастать. 

Социокультурные аспекты: в ходе социализации человек научается “вытаскивать” наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдая за другими, человек узнает, что агрессия часто вознаграждается. В различных культурах оценивание, принятие, разрешенность агрессии имеют различную степень выраженности. На это также влияет и экономическая ситуация в данной стране. На первый план выступает инструментальная агрессия. 

Биологические факторы: хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться  как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически:  

- влияние нервной  системы (нет четко локализованного  центра агрессии в человеческом  мозгу); 

- генетические влияния  (наследственность влияет на чувственность  нервной системы к возбудителям  агрессии); 

- биологические факторы  (химический состав крови - влияет на чувственность нервной системы к стимуляции агрессии, например, тестостерон - мужской половой гормон, алкоголь и т.д.); 

 - случаи: боль, жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение. В этих случаях реакции как правило носят форму враждебной агрессии. 
 
 

                           Рис.  Элементы враждебной агрессии. 

- телевидение - (просмотр  передач, включающих сцены насилия  и агрессии возможно являются  одной из причин роста агрессивности,  снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности) - групповые влияния - благодаря социальному “заражению”, в группах агрессивные тенденции усиливаются большей частью потому, что группы вообще склонны поляризировать тенденции. Становления агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивность поведения определяется влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками, наблюдая за агрессивным поведением других детей. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее ** : способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов: 1) расшифровку социальных признаков; 2) интерпретация социальных признаков; 3) выбор возможной реакции; 4) оценивание предполагаемой реакции; 5) осуществление выбранной реакции. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков. В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказать поведение в зрелые годы. Если человек в детстве оценивавшийся как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Индивидуальные детерминанты: под этим термином подразумеваются предпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчивых чертах характера и наклонностей потенциальных агрессоров. Хотя “здравый смысл” предполагает наличие прочной прямой связи между различными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь достаточно трудно продемонстрировать. Во многих случаях ситуационные факторы оказывают на агрессию большее воздействие, нежели различные черты личности. В качестве примера можно привести поведение личности в ситуации жесткой конкуренции, соперничества Такие условия как благоприятные для себя, расценивают далеко не все. Более агрессивные люди ярче демонстрируют в данных условиях доминантность, наступательность, агрессивность, более стремятся к лидерству, пассивны в оказании помощи, активны в отстаивании своих интересов. Агрессивные люди более ориентированы на ситуации, в которых можно реализовать свои амбиции. Такие личности более склонны к инструментальной агрессивности. От такого поведения личность получает выгоду в виде денег, престижа, статуса. Инструментальную агрессию можно охарактеризовать следующими признаками: 1) мнимое признание ее обществом; 2) отсутствие на социальном уровне при действиях на личностном; 3) побудителем являются псевдонормы. 
 

Информация о работе Анатомия агрессии