Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
 исследовать психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания»;
 провести психологический анализ личности и профессиональной деятельности специалиста по защите информации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………….
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»………..
1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»……………..…………………..…………………………………….
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы…
1.3 Выводы по главе ……………………………………………………….
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………
2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации………
2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической деформации специалиста по защите информации……………………………...
2.3 Выводы по главе………………………………………………………..
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………..
3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации.............................................................................................................
3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа…………………………………………………..
3.3 Выводы по главе………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эмоц выгоранию.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Профессиональное эмоциональное  «выгорание» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с разработкой барьеров и защиты, высокой ответственностью, работой в сжатые сроки, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Профилактика данного процесса должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в отделе, повышению удовлетворенности трудом у специалиста.

Эмоциональное выгорание  не болезнь и не диагноз, а тем  более не приговор. Поэтому чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой».

 

3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации

 

Активное совладающее  поведение препятствует процессу выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания специалистов по защите информации очень эффективны техники арт-терапии.

Искусство - невидимый  мостик, который совмещает два  противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество взрослого, реализованное в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни [9].

Арт-терапия — это способ работать с душой через творчество.

Арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической помощи и поддержки, в усилении жизнестойкости личности.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда.

Назначение и приоритетные цели:

    • выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;
    • «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;
    • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
    • содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
    • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;
    • развитие креативности [10].

Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь специалистам контролировать свое поведение, справляться со стрессами, уходить от обыденности на работе. Это очень важно, так как контроль над поведением и эмоциями помогает работникам принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты.

 

3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа

 

Первоначально со специалистом, «пораженным выгоранием», пришедшим на терапию или групповое занятие, заключается контракт. В контракте фиксируются две активные позиции. Первая – признание существования профессионального эмоционального «выгорания». Здесь «пораженный» признает существование проблемы и берет на себя ответственность за свое собственное переживание стресса. И вторая активная позиция – признание необходимости изменения и принятие решения измениться. Согласие на подписание контракта - спасательный круг для «пораженного», который позволяет остановить процесс выгорания, признать его существование и искать пути  оздоровления [11].

Затем происходит анализ эго-состояний личности специалиста. От силы эго-состояний зависит исход психотерапевтической работы. Обычно работник  в момент прихода не имеет ресурсов для выполнения условий контракта, так как истощен и его самооценка низка. Диагностика эго-состояний позволяет активно работать с накоплением ресурсов. Эта работа по диагностике эго-состояний полезна и в профилактических целях как предупреждение профессионального эмоционального «выгорания».

Первым анализируется эго-состояние – Заботливый Родитель. Анализу подвергаются   аспекты  заботы: качество заботы о себе, способы реализации. Человек, который имеет навыки заботы о себе - делает всё это с удовольствием, ему нравится ухаживать и следить за собой. Он заботиться о своем эмоциональном и социальном благополучии. Он имеет семью, которая поддерживает его, друзей, хобби. Он зарабатывает достаточно денег, чтобы реализовать эту заботу о себе.  Человек, имеющий низкий уровень заботы о себе, равнодушен к внешнему виду, еде, сну, запущен и неухожен. Далее анализируются способы реализации заботы о себе [12].

Второе эго-состояние, которое анализируется  у подверженного выгоранию профессионала - Критикующий Родитель.

Здесь  анализируются  аспекты самокритики. Деструктивная  самокритика создает препятствия  любым успехам. Здесь важно образ  внутреннего критика, негативного  критикующего Родителя отделить, расщепить, вывести за пределы личности профессионала. Если специалист борется против своих изменений, используя Критикующего Родителя, сосредоточенного на несовершенстве других людей, то  профилактика будет невозможна, пока обвинения не прекратятся  [12].

Если начальная профилактика прошла успешно голос внутреннего критика стал  тише, позитивные эмоции создают благоприятный фон для самоанализа и размышлений.

Анализ поведения и  ранних родительских предписаний позволяет  подойти к основному, кульминационному моменту профилактики эмоционального «выгорания».  После проведенной работы по диагностики эго-состояний, анализу поведения обобщается полученная информацию и предлагается каждому специалисту определиться с его  контрактом. Вернуться к первоначальному  контракту, который  был контрактом по контролю над симптомом [13].

Специалист стоит перед  выбором, оставить все как есть, то есть иметь контроль над симптомом  выгорания, либо посвятить время  терапии и лечению своего стрессого  поведения. При групповой форме работы участники чаще остаются в рамках контракта по контролю над симптомом. Тогда проводятся дебрифинги, балинтовские  и супервизорские группы, тренинги уверенного поведения, тренинги ассертивности, медитации. 

Дебрифинг   проводится сразу после события, которое  явилось сильным стрессором для профессионалов, участвующих в нем. 

Балинтовские группы - также хорошая профилактика профессионального эмоционального «выгорания»  специалистов по защите информации. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях  терапевтических взаимоотношений,  на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты или психотерапевты сами выносят на обсуждение. Группа  профессионалов  численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц на протяжении нескольких лет. Стиль ведения занятий – недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональном воздействии пациента на врача. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами [14].

 

3.3 Выводы по  главе

 

В данной главе рассмотрены  два метода профилактики профессионального  эмоционального «выгорания» у специалистов по защите информации – это арт  – терапия и метод транзактного анализа. 
 Каждый из методов имеет положительные и отрицательные стороны. Арт-терапия менее затратная, краткосрочна и  способна раскрыть новые стороны, таланты личности специалиста. Позволяет снять накопленное психическое напряжение и посмотреть на проблему под другим углом. Однако данный метод не предполагает глубокого анализа причин появления профессионального «выгорания», его терапия менее эффективна. Возможны повторы появления синдрома эмоционального выгорания.

Метод транзактного анализа  позволяет подойти к проблеме эмоционального «выгорания» со стороны  психики специалиста, увидеть проблему изнутри. Предполагаются как индивидуальные, так и групповые занятия. Метод включает в себя профилактику и лечение, последнее выбирается по желанию специалиста. В свою очередь, транзактный анализ под силу только высококвалифицированным психологам, рядовые тренеры не смогут справиться с объемом работы. Как следствие, повышается себестоимость метода. Кроме того, некоторые упражнения рассчитаны на длительный период времени, что не всегда является допустимым для работодателя.

 Таким образом, наиболее эффективным методом по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» является метод транзактного анализа. Для специалиста по защите информации, который страдает данным недугом, необходимо найти первопричины и знать, как бороться с последствиями. В связи с тем, что эмоциональное «выгорание» может угрожать всему отделу, необходима возможность проведения профилактики с большим количеством специалистов. И, наконец, метод транзактного анализа дает больше гарантий о невозможности рецидива появления эмоционального «выгорания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста влияет  группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Путем решения поставленных задач цель работы была достигнута. В данной курсовой работе исследованы психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания». Выявлены основные группы симптомов характерных для данной проблемы. Определена опасность «заражения» не только одного специалиста, но и целого отдела, и даже организации. Проанализированы современные методы профилактики профессионального эмоционального «выгорания». Определено, что наиболее эффективным является метод транзактного анализа, так как забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации, а данный метод обеспечивает наличие наставничества, супервизорства, проведения дебрифингов, повышения квалификации.

Разработка системы по профилактики профессионального эмоционального «выгорания» будет реализована в выпускной квалификационной работе.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. Психология в медицине — М.: «Кафедра — М», с 24, 2009.
  2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — с 34, 2010. — № 2.
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, с. 89–100, 2008.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика, — СПб.: Питер, с 115-116, 2009.
  5. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации специалиста по защите информации. Ж. “Вопросы психологии”, 2007, N6.
  6. Долныкова А.А., Чудова А.Н. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал, № 3, с. 58–62, 2010.
  7. Исследование поведения сотрудников в рабочее время // Маркетинговые исследования в России, № 6, с. 77, 2008.
  8. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — c. 2–16, 2011, № 11.
  9. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010.
  10. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. № 1, 2009, с. 36–47.
  11. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2011.
  12. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2008.— №7.— С. 3-9.
  13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2010.- Т.22, №1.- С.90-101
  14. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 2009, с. 76–97.
  15. Шнейдерман Р. Психология программирования: Человеч. факторы в вычисл. и информ. системах / Б. Шнейдерман; Перевод с англ. А.И. Горлина, Ю.Б. Котова — М. Радио и связь, 2007.



Информация о работе Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации