Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
 исследовать психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания»;
 провести психологический анализ личности и профессиональной деятельности специалиста по защите информации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………….
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»………..
1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»……………..…………………..…………………………………….
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы…
1.3 Выводы по главе ……………………………………………………….
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………
2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации………
2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической деформации специалиста по защите информации……………………………...
2.3 Выводы по главе………………………………………………………..
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………..
3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации.............................................................................................................
3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа…………………………………………………..
3.3 Выводы по главе………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эмоц выгоранию.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Выгорание очень «инфекционно»  и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен  выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко- стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

Кроме того, выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

  • высокая текучесть кадров;
  • снижение вовлеченности сотрудников в работу;
  • поиск «козла отпущения»;
  • антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
  • режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
  • развитие критического отношения к сотрудникам;
  • недостаток сотрудничества среди персонала;
  • прогрессирующее падение инициативы;
  • рост чувства неудовлетворенности от работы;
  • проявления негативизма относительно роли или функции

отделения [4].

Таким образом, синдром  эмоционального выгорания характеризуется  выраженным сочетанием симптомов нарушения  в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень  выгорания. Однако все вместе они  ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.

 

1.3  Выводы по главе

 

В данной главе проведено исследование психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания».

Рассмотрение этого  вопроса позволяет сделать следующие  выводы. Во-первых, профессиональное «выгорание» относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или ответственностью. Эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Во-вторых, выделяют три ключевых признака профессионального эмоционального «выгорания»:

  • предельное истощение;
  • отстраненность от работы;
  • ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

 

 

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Одним из наиболее ценных товаров на сегодняшний день является информация. В условиях жесткой конкурентной борьбы современные компании вынуждены уделять повышенное внимание ее сохранности. В связи с этим высока значимость специалистов по информационной безопасности. Они принимают непосредственное участие в создании системы защиты информации, ее аудите и мониторинге.

Эта должность возникла на стыке  двух направлений информационных технологий и технологий обеспечения безопасности. Без сотрудников по информационной безопасности сегодня не могут обойтись ни коммерческие структуры, ни ведомственные организации.

Специалисты по информационной безопасности анализируют информационные риски, разрабатывают и внедряют мероприятия по их предотвращению. В их компетенцию также входит установка, настройка и сопровождение технических средств защиты информации. Специалисты по безопасности обучают и консультируют сотрудников по вопросам обеспечения информационной защиты, разрабатывают нормативно-техническую документацию.

 

2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации

 

Изучение профессионально значимых психологических особенностей специалистов по защите информации не может ограничиваться анализом их когнитивной сферы.

При изучении личности и особенностей "образа мира" специалистов высокой квалификации показано, что для них характерны упорство, стремление создать свой мир в пределах информационной среды, а также неприятие барьеров и запретов, существующих в реальном мире. Предпосылками успешной деятельности специалиста в этой работе признаются следующие черты: дистанцированность от других людей, интровертированность, погруженность в собственные интеллектуальные переживания [5].

Различают две разновидности стремления специалистов к контролю:

  • мелочное контролирование множества разнородных мельчайших сущностей,
  • стремление к организации конструкций из крупномасштабных блоков и контроль за подобной организационной деятельностью.

Принято полагать, что эти виды контроля частично переносятся в иные сферы жизненного поведения и влияют на характер защитник. Стоит отметить, что каждодневные составления алгоритмов, расчет действий злоумышленников изменяют стиль мышления и в житейских делах. Автоматически просчитываются вытекающие последствия от своих действий. На основании можно сказать, что специалисты по защите информации не легкомысленные люди. Они более самодостаточны и реалистичны, чем специалисты более низкой квалификации.

Набор личностных качеств, которыми должен обладать специалист включает эмоциональную устойчивость, пунктуальность, аккуратность, экономность, высокую работоспособность и некоторые другие качества.

По мнению Б.Шнейдермана, психологический портрет сотрудника службы безопасности должен строиться с учетом следующих личностных характеристик: настойчивость/пассивность, интроверсия/экстраверсия, внутренний/внешний локус контроля, высокая/низкая возбудимость, высокая/низкая мотивация, высокая/низкая терпимость к неопределенности, умение быть точным, скромность, способность переносить стресс.

Мотивационно-личностные особенности защитников и, в первую очередь, показатели внутренней мотивации представляют собой значимый момент диагностики нестандартного подхода в сфере защиты информации. При этом следует высказать мнение, что данный показатель должен с необходимостью сопоставляться с показателями эффективности деятельности, ибо нетрудно встретить тех, кто весьма увлеченно, но при этом совершенно безрезультатно работает с информацией и нисколько не заботится о повышении мастерства и приобретении дополнительных знаний. Тем самым мотивационные показатели одаренности в сфере ИТ должны рассматриваться в комплексе с другими показателями [5].

Рассматривая профессиональную деятельность специалиста по защите информации, следует отметить его  должностные обязанности. Такие  как, выполнение сложных работы, связанных с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны; проведение сбора и анализа материалов учреждений, организаций и предприятий отрасли с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну; анализ существующих методов и средств, применяемых для контроля и защиты информации, и разработка предложений по их совершенствованию и повышению эффективности этой защиты.

Имея широкую специфику  действий, сотрудник службы безопасности должен быть подготовлен в многочисленных областях. А именно, иметь четкие представления о законодательных актах, нормативных и методических материалах по вопросам, связанным с обеспечением защиты информации; о технологии производства в отрасли; оснащенности вычислительных центров техническими средствами, перспективы их развития и модернизации; о системе организации комплексной защиты информации, действующей в отрасли; методах и средствах контроля охраняемых сведений, выявлении каналов утечки информации, организации технической разведки и о многом другом [6].

 

2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической  деформации специалиста по защите информации

 

На развитие эмоционального «выгорания» оказывает воздействие  организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы. Распространению данной проблемы способствует неопределенность функций, предъявляемых работнику.

Также, неблагоприятным фактором, связанным с риском возникновения эмоционального «выгорания» в труде специалиста по защите информации, являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при необходимости переквалификации и других. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже неоправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения профессионального «выгорания» личности специалиста увеличивается в таких случаях, как:

  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности  признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее  исполнения; 
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная  поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; 
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не  поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешенные личностные конфликты [6].

Имеют значение и производственные факторы. «Выгорание» развивается раньше, если работник:

  • оценивает свою работу как незначимую;
  • не удовлетворен профессиональным ростом;
  • испытывает недостаток самостоятельности;  считает, что его излишне контролируют;
  • полностью поглощен своей работой;
  • испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;
  • испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности) [7].

Если человеку не удается  преодолеть кризисное состояние, могут  возникнуть личностные деформации, характеризующиеся  угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают  ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности [8].

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию специалиста по защите информации, можно указать возрастные изменения, профессиональные деформации, профессиональную усталость, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

Можно констатировать: многолетнее  выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к  развитию профессионально нежелательных  качеств и профессиональной дезадаптации специалистов и, как следствие, к возникновению эмоционального выгорания.

Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального  поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности [8].

Можно выделить основные детерминанты профессиональных деформаций специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Главным фактором развития деструкций является сама профессиональная деятельность.

 

2.3 Выводы по главе

 

В данной главе проанализированы личностные качества специалистов по защите информации. К ним относятся эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, экономность, высокая работоспособность. Определен перечень должностных обязанностей. Исследованы причины, препятствующие профессиональному развитию специалиста по защите информации, это возрастные изменения, профессиональные деформации, профессиональная усталость, длительная психическая напряженность, обусловленная сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

Информация о работе Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации