Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения». Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

• враждебные — инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку — с иными целями);

• эго-синтонные (принимаемые личностью) — эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее  привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия  может быть направлена:

• на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

• только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

• на животных (птиц, кошек, насекомых);

• на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

• на внешние  физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.);

• на символические  и фантазийные объекты (в форме  серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность  для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с «действиями социально-деструктивного характера», в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1]. 1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:

1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).

2. Социализированные формы агрессивного проведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Ведущая задача специалиста — определить индивидуальную направленность агрессивного поведения — его доминирующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Индивидуальную мотивацицию агрессивного поведения можно сформулировать как психологическую цель или функцию.

Психологической целью агрессии может быть как  собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

Наиболее  распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

• причинение боли жертве, ее страдания;

• месть  за перенесенное страдание;

• причинение ущерба;

• доминирование, власть над другим человеком;

• получение  материальных благ (например, денег);

• аффективная  разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

• самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);

• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

• отстаивание  автономии и свободы;

• завоевание авторитета в группе сверстников;

• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

• привлечение  внимания.

Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа, включающего следующие моменты:

• ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение;

• ситуации, в которых агрессивное поведение  проявляется в настоящее время;

• люди, в  присутствии которых проявляется агрессивное поведение;

• что обычно предшествует агрессивному поведению (каковы запускающие механизмы);

• последующие  события (состояние, мысли, действия);

• реакция  окружающих;

• что исключает  данное поведение (когда и благодаря чему его не бывает);

• отношение  к агрессивному поведению самой  личности.

Растормаживают  поведенческий самоконтроль любые стимуляторы, а также виды деятельности, вызывающие возбуждение на фоне измененного состояния сознания. Это могут быть препараты и деятельность, меняющие восприятие действительности и повышающие уровень активности. Наиболее изученным в данной группе является влияние алкоголя на агрессивность. Сам по себе алкоголь не является непосредственной причиной агрессии. Алкоголизация разрушает способность к сложной интеллектуальной деятельности; вследствие этого человек не может сформировать неагрессивный тип реакции и прибегает к простейшему ответу на угрозу — разрушению источника опасности. Причем в состоянии опьянения преувеличивается степень угрозы, резко снижается способность учитывать все параметры ситуации. По данным Ф. С. Сафуанова, лица с невысоким уровнем базовой агрессивности в 90% случаев совершают слабомотивированные преступления в состоянии алкогольного опьянения [20]. 20. Гульдан В. В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис... на соиск уч. ст. д-ра психол. наук, М., 1985.

Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего 8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. [8]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции — страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования — бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

Наиболее  сильной детерминантой агрессии является провокация. Обвинения, издевки, насмешки пробуждают интенсивный гнев. Люди обычно отвечают на атаку контратакой. Месть служит не только самозащите, но и является средством не уронить свое достоинство, особенно в глазах окружающих. Нередко только предположение о враждебных намерениях вызывает «ответную» агрессию.

Особый вид  агрессивных действий представляют собой не вызванные фрустрацией нападения на незнакомых и малознакомых людей. Начавшись с намеренного оскорбления, диалог с потенциальной жертвой переходит в ссору, угрозы и может завершиться физической агрессией. Подобная динамика может специально провоцироваться подростками, которые развлекаются избиением объекта провокации. Чаще всего инициативное нападение осуществляется группой по отношению к лицам другой национальности, другого социального слоя, непохожим на агрессора.

Агрессия  как следствие подчинения авторитету, власти также не является следствием враждебных эмоций по отношению к жертве. Классические эксперименты С. Милграма показали, что даже в условиях минимальных полномочий ответственное лицо может стимулировать многих людей на совершение афессивных действий. Уровень ответственности за насилие резко снижается в ситуации подчинения. Эффективным средством против слепого повиновения приказам является демонстрация примера неподчинения. Другой фактор, ограждающий общество от агрессии — следствия повиновения авторитету, — возложение личной ответственности за причиняемый вред на исполнителя. Влияет также отношение сторонних наблюдателей. Их одобрение и поощрение усиливают агрессию, а осуждение — снижает.

Спорт создает  редкую возможность выражения межличностной афессии, разрешенной обществом. Болельщики, наблюдавшие за спортивными состязаниями, проявляют более высокую агрессивность после игры. Это объясняется возбуждением, растормаживанием, деиндивидуализацией, заражением агрессией игроков. Футбол особенно массовый вид спорта, вызывающий враждебное поведение зрителей. Однако агрессивные виды спорта не только подкрепляют склонность к разрушению, но и служат средством разрядки напряжения и злости посредством катарсиса от наблюдения насилия.

Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой афессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздраженной личности.

Раздражение и, как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик среды, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. Чем больше внимания человек придает неприятным условиям, чем сильнее желание избавиться от них, тем выше его раздраженность. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность, не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности. Так, Р. Бэрон выявил, что слишком дискомфортные условия снижают агрессию у большинства испытуемых вследствие упадка сил [12]. 12. БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Таким образом, умеренно трудные условия среды  обычно вызывают раздражительность, а при усилении негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности

и агрессивности. В самые жаркие годы и месяцы совершается значительно больше насильственных преступлений, т. е. количество агрессивных преступлений существенно более связано с жарким климатом города по сравнению с холодными местностями, чем даже с безработицей, доходами, средним возрастом и образованием (Anderson, 1987). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты  особенностей проявления агрессивного поведения  в юношеском возрасте. 8

1.1. Понятие агрессивности  человека. 8

1.2. Теории агрессивности. 12

1.3. Формы агрессивности. 23

 

      Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивное поведение подростков 6

      1.1. Анализ различных подходов к исследованию агрессивности 6

1.2. Анализ различных исследований  влияния компьютерных игр  на поведенческую характеристику человека 19 
 
 
 
 
 


Информация о работе Анализ различных подходов к исследованию агрессивности