Анализ профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:50, реферат

Описание работы

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Работа содержит 1 файл

системный ситуативный.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и  психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать  связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики  от ненужного напряжения и расслабляющих  моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и  физиологическое влияние. Второй принцип  – визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения  в сознание. Основным является путь рисования картин, или визуализация образов. Это называется созданием  внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации  направленного воображения с  помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов. Сущность принципа самовнушения заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение – это ясное утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что человек в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели [2].

Мы считаем важным для  нашего исследования применение простейших методов саморегуляции, т.к. данные методы помогут создать оптимальные внутренние условия для успешного выполнения служебных действий сотрудником. При этом необходимо иметь в виду ряд моментов:

-закрепление положительной  установки относительно себя («Я  справлюсь»), повышение чувства уверенности  в себе;

-гармонизация и активация  эмоционально-аффективных процессов  (особенно в ситуациях связанных  с риском, чувством страха, дефицитом  времени на осуществление профессиональных  действий и т.д.);

-повышение сосредоточенности  при подготовке к выполнению  оперативно-служебного действия (следственного,  оперативно-розыскного, профилактического  и т.д.);

-ускорение перехода к  отдыху после больших служебных  нагрузок;

-поддержание высокого  уровня функциональной готовности  и работоспособности при большой  продолжительности оперативно-служебной  деятельности (например, при круглосуточных  дежурствах и т.п.) [11].

Применение простейших методов  саморегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых профессиональных результатов. Прежде всего имеется в виду выработка оптимистического профессионального настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому на допросе). Методы саморегуляции надо специально подбирать с учетом особенностей характера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности и многих других обстоятельств [9].

Ниже будет представлена комплексная структура методов  психологической подготовки сотрудников  органов внутренних дел, которая, на наш взгляд, является эффективной  в развитии эмоционально-волевой  саморегуляции специалиста.

Когнитивные методы:

-психологическое просвещение;

-когнитивные тренинги (тренинги  внимания, восприятия, памяти, логического  мышления, анитиципации);

-макетирование поля предстоящей  деятельности;

-моделирование (имитация) действий преступников в реальных  пространственно-временных параметрах  с последующим групповым обсуждением  их сильных и слабых сторон;

-моделирование событий  с использованием тренажеров  и компьютерных систем.

Перцептивные методы:

-психотехники адаптации  органов чувств к условиям  предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности) и др.

Аффективные методы:

-психотехники группового  эмоционального заражения и мотивации  (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с  жертвами насилия противника  и др.);

-самоубеждение и самовнушение;

-методика словесно-образного  эмоционально-волевого управления  состояниями;

-аутотренинг.

-активная и пассивная  мышечная релаксация;

-экспресс-методики психической саморегуляции;

-сенсибилизация и десенсибилизация.

Операциональные методы:

-идеомоторная тренировка;

-тренажерные методики.

Комплексные методы:

-социально-психологический  тренинг;

-гетеротренинг;

-ситуативно-образная психорегулирующая  тренировка;

-гипноз;

- трансовые методики;

-применение фармакологических  препаратов;

-психологические операции, поддерживающие служебную деятельность;

-расстановка личного состава  с учетом психологической совместимости  и опыта.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник  правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить  весь спектр характерных для служебной  деятельности воздействий на его  организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Использование общенаучных  и психологических методов –  анализа, обобщения, выявления специфических  структур, а также опроса, наблюдения, анкетирования, естественного эксперимента, тестирования, эксперимента и т.д., а  также использование методов, отвечающих акмеологическим задачам обеспечивает продуктивность нашего исследования по всем параметрам.

В заключение статьи подчеркнем, что, несмотря на реальные успехи развития правоохранительной системы, сегодня, как никогда, существует необходимость  совершенствования организационных  и содержательных аспектов ее психологического обеспечения и поиска оптимальных  форм психологической работы с сотрудниками правоохранительных органов, особенно в части улучшения эмоционально-волевой  саморегуляции.

 

Литература

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Под ред. В.В. Давыдова. – Казань, 1987. – 262 с.

Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. – Ташкент, 2002.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев,1988.

Деркач А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов. – М.: МПА, 1998. – 148 с.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.: РАГС, 2000.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 255 с.

Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – С. 24-46.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн., 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 26-35.

Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. – Казань: Изд- во Казан. ун-та, 1974. – 253 с.

Столяренко А.М. Психологическая  подготовка личного состава органов  внутренних дел. – М., 1988.

Хромова А.С. Некоторые аспекты психологической подготовки к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007. – С. 423-429.


Информация о работе Анализ профессиональной деятельности