Анализ профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:50, реферат

Описание работы

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Работа содержит 1 файл

системный ситуативный.docx

— 28.25 Кб (Скачать)
  1. Введение
    1. Основы профессиональной деятельности  сотрудника ОВД.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором  предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем  также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно  варьировать. Ситуационный подход направлен  на реализацию возможностей прямого  приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом данного направления менеджмента  является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации. При  этом простого указания на то, какие  переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы  определить, какое решение будет  лучшим для достижения целей организации. Основная сложность заключается  в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны  и их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

 

 Ситуационный подход  пытается увязать конкретные  приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.

 

Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  организациями и внутри самих  организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации. Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как  четырехшаговый процесс.

 

1 Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность.  Это подразумевает понимание  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования  и контроля и количественных  методов принятия решений.

 

2. Каждая из управленческих  концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны,  или сравнительные характеристики  в случае, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, — как положительные,  так и отрицательные, — от  применения данной методики или  концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату  всем служащим в ответ на  дополнительную работу, вероятно, вызовет  значительное повышение их мотивации  на какое-то время. Но, сравнивая  прирост затрат с полученными  выгодами, мы видим, что такой  путь может привести к разорению  организации.

 

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных.

 

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший  отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков,  с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение  целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих  обстоятельств.

 

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и  внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции  должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто  называют ситуационным мышлением. С  точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 

 

 

 

 

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация  представляет собой систему, состоящую  из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для  достижения общих целей организации  необходимо рассматривать её как  единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой  основе, которая позволит организации  в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем  организации явление желательное, но почти всегда не реальное.)Ценность системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

 

В системном подходе существует два  основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы —  знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые  части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система  независима от окружающей среды.Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

 

Так же есть и подсистемы. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек  или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.

 

Системный подход рассматривает  организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных  подсистем. Организация получает ресурсы  из внешней среды, обрабатывает их и  выдает товары и услуги во внешнюю  среду. Теория систем помогает руководителям  понять взаимозависимость между  отдельными частями организации  и между организацией и средой, окружающей ее.

Деятельность работников органов внутренних дел осуществляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает  психологическая реальность. Умение разобраться во всем объеме психологических  особенностей и нюансов своей  работы характеризуют уровень профессионального  мастерства сотрудника правоохранительных органов.

Однако подготовка сотрудника к преодолению психологических  трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая профессионально-психологическая  подготовка сотрудника правоохранительных органов выступала и выступает  хронически болезненным изъяном  его профессионального мастерства и деятельности.

Когда сотрудник не в состоянии  проанализировать и отрегулировать человеческие поступки и отношения (т.к. на него давит груз ответственности  за решение стоящей служебной  задачи), он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых  методов: домогательства, насилия, угроз  и других незаконных мер.

Профессионально-психологическая  подготовленность сотрудника – не просто дополнение к его мастерству, но обязательная составная часть  профессионального мастерства.

Методологической основой  нашего исследования выступают субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Знаков В.В., Журавлев А.Л., Конопкин О.А. и др.), в русле которого регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельности; субъектно-деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Моросанова В.И., Рубинштейн С.Л., Якиманская И.С.), согласно которому основными характеристиками субъектной активности личности являются ее творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизации; системный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации (А.А. Деркач); деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности; положения педагогической и психологической науки об отражательной и регулирующей функциях психики, об акмеологических инвариантах развития деятельностной активности зрелой личности; а также принципы активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного [1, 5, 6, 8].

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы  определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник  органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу  саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру.

Благодаря системному анализу  профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, мы акцентируем  внимание на исследовании следующих  подсистем: когнитивная; эмоционального реагирования; мотивационная; практической деятельности.

Важность когнитивной  подсистемы (подсистемы поиска и переработки  информации) состоит в том, что  специалист может достигать успехов  в профессиональной деятельности лишь тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному  содержанию ситуации, т.е. когда система  работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального  информационного диапазона[4].

Значение подсистемы эмоционального реагирования обусловлено особой значимостью  для человека чувств и эмоций. Следует  отметить, что его суть заключается  в переживаниях сотрудника органов  внутренних дел, общем состоянии  удовлетворенности (неудовлетворенности) взаимоотношениями с товарищами по работе, руководителями и подчиненными, своим положением в коллективе [3].

Мотивационная подсистема характеризует  степень принятия специалистом целей  и ценностей трудового коллектива в качестве личных. [3].

Отличительной чертой подсистемы практической деятельности является то, что, получив необходимую для  ориентации эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации  и волевой регуляции, специалист принимает решение на действие в  осуществлении служебных задач [4].

Правоохранительная деятельность предъявляет к сотруднику множество  различных требований, среди которых  одно из самых важных обладание развитыми  профессионально значимыми качествами личности. В первую очередь к ним  относят:

-профессионально-психологическую  ориентированность его личности;

-психологическую устойчивость;

-развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных  ситуациях, смелость, мужество, разумную  склонность к риску;

-хорошо развитые коммуникативные  качества: умение быстро устанавливать  контакт с различными категориями  людей, устанавливать и поддерживать  доверительные отношения;

-способность оказывать  психологическое воздействие на  людей при решении различного  рода оперативно-служебных задач;

-развитые профессионально-значимые  познавательные качества: профессиональную  наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

- профессионально развитое  мышление, склонность к напряженной  умственной работе, сообразительность,  развитую интуицию;

-быстроту реакции, умение  ориентироваться в сложной обстановке [10].

Таким образом, особенности  правоохранительной деятельности требуют  развития эмоционально-волевой устойчивости, формирования психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими  работы, эффективность совместного  труда, психологический климат в  коллективе в значительной степени  зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации окружающих. На наш взгляд, сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность  принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.

Не вызывает сомнения, что  умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой облегчение перехода к отдыху. [8].

Мы полагаем, что сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом.

Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.) [7].

Процесс эмоционально-волевой  саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: релаксации; визуализации; самовнушения.

Информация о работе Анализ профессиональной деятельности