Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших тенденций развития современного образования – гуманизация и гуманитаризация высшего образования. Это реализуется и в подготовке будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях, где среди обязательных дисциплин есть учебный предмет «Психология и педагогика». Кроме того, в военных вузах различными категориями обучающихся изучаются и другие дисциплины, имеющие педагогическое содержание. Данная дисциплина предоставляет широкие возможности для получения и углубления офицерами педагогических знаний. Значительное внимание в нем уделено педагогическим аспектам военно-профессиональной деятельности. Проблематика военной педагогики раскрывается на основе современных подходов к структуре и содержанию курса с учетом достижений общей и военной педагогики. В основу структуры его содержания положены требования госу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации…………………………………...………………………5
Назначение, основные задачи и структура информационно – воспитательной работы………………………………………………...5
Воинская дисциплина и пути ее укрепления……………………..10
Воинский этикет и культура общения военнослужащих…………………………………...………………….16
Глава 2. Защита личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации……………………………. …………………………………………22
2.1.Правовая и социальная защита подчиненных………………………22
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 58.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с названными формами в интересах  информационного обеспечения повышения  боевой готовности соединений и частей, постоянная забота укрепления воинской дисциплины и право порядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематические вечера, устные журналы, викторины, художественная самодеятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творческое их использование дает возможность сделать информационно-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.

     Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач  боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы информационного воздействия на личный состав. Так, немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное подспорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осознание командиром всех возможностей средств наглядной оперативной информации. 

    1. Воинская  дисциплина и пути ее укрепления.
 

     Укрепление воинской дисциплины – задача, которую командир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с требованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности каждым воином и воинским коллективом.

     Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, командир получает возможность качественно и эффективно решать задачи обучения и воспитания личного состава и успешно вести боевые действия в военное время.

     Поддержание и совершенствование воинской дисциплины строится на ряде уставных положений, которые определяют, каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении  и каким образом он обеспечивается.

В дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым военнослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановке воинского коллектива происходят приобретение практического опыта и формирование привычки к порядку, который этими правилами определяется. Дисциплина существует только там, где внедрены четкие правила действий и взаимоотношений и где они надлежащим образом исполняются. Правила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или игнорируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.

     Воинская  дисциплина выполняет в жизни и деятельности подразделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего». Дисциплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенности его личности, уважении его чести». Она создает в подразделении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, дисциплина обеспечивает (высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности). В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

     Требуемое состояние воинской дисциплины в подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:

- формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);

- четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;

- постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих дисциплинированному поведению личного состава.

     Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и  выполнение полученных распоряжений, применяя в необходимых случаях меры убеждения, принуждения и общественного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.

     Надежная  дисциплина, порядок в подразделении являются результатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом. Они зависят от командования подразделения, а также от подготовленности и ответственности младших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций. И чем эффективнее деятельность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонимание между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в данном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.

     Командир  эффективно справляется с возложенной  на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд необходимых условий.

     Одним из важнейших условий является его личная дисциплинированность. Дисциплина подразделения начинается с дисциплины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Молодому воину прежде всего необходимо сформировать в своем сознании образ дисциплинированного солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитетного, уважаемого человека, который образцово соблюдает законы, уставы, воинские традиции и приказания начальников.

     Личная  дисциплинированность командира – это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисциплинарных функций. Командир, допустивший личную недисциплинированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними. Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» - напрасный труд.

     Личная  дисциплинированность командира имеет две составляющие. Первая - это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, т. е. тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем - и начальникам, и подчиненным. Вторая - это дисциплина власти, которая означает, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным.

     Если  требования начальника произвольны, капризны, своекорыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисциплины, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подобные требования начальник сам является нарушителем дисциплины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголовной ответственности.

     Другое  условие - командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хорошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделением и частью. При этом необходимо твердо знать функциональные обязанности подчиненных и морально-психологические возможности своего подразделения. Командирское искусство включает также умение конкретизировать задачу каждого должностного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих приказаний, приказов вышестоящего командования.

     Важным  условием в работе по укреплению воинской дисциплины является опора на положительное. Необходимо чуткое отношение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка - это очень ценное проявление дисциплинированности. На это нацеливают и требования воинских уставов; всем военнослужащим предписывается «содействовать командирам (начальникам) в поддержании порядка и дисциплины».

     Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчиненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.

     Одним из наиболее сложных направлений в укреплении дисциплины является борьба с «дедовщиной» во всех ее проявлениях. Воинская дисциплина, пока еще не изжита «дедовщина», строится фактически в конкурентной среде. «Дедовщина» - это тоже своего рода «порядок», который можно охарактеризовать как «антидисциплина», поскольку там тоже есть свои «правила» и «традиции». Негативный потенциал этих «правил» и «традиций» направлен прежде всего против личного достоинства военнослужащих, против войскового товарищества. Это создает серьезные проблемы в решении задач, стоящих перед подразделением и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает сами основы воинской дисциплины. Чем планомернее и глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше шансов у «дедовщины» и других нарушений дисциплины на укоренение в воинском коллективе.

     Важным  дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них  отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории. В повседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями. Однако не все традиции являются нравственно здоровыми и полезными для дела дисциплины. Поэтому необходимо поддерживать и развивать положительные традиции и создавать предпосылки отторжения традиций негативных.

    1. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.
 

     Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культура взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

     Знание  правил этикета помогает командиру вести воспитательную работу грамотно и активно, интересно и умело руководить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человеческих взаимоотношений -- неотъемлемое качество российского офицера.

     Соблюдение  требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким  профессионализмом офицера, единством  слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых  уважением к личному достоинству  подчиненных, отношений. В то же время  этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие  к нужным и заботам людей, а значит, устраняет питательную почву для беспорядка и неорганизованности. Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с другими сферами человеческого общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий является носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

Информация о работе Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации