Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

Зрители также должны соответствующим образом интерпретировать увиденное.

Для того чтобы оказать непосредственное действие, сценарий должен быть активизирован. Исходя из эффекта прайминга, Хьюсман полагает, что определенные сигналы помогают восстановить сценарий в памяти зрителя и привести его в действие. Сценарий агрессивного поведения, информация для которого накапливалась годами, может активизироваться одним лишь видом драки или оружия. Точно так же и вскоре после увиденной по телевизору сцены насилия релевантные ситуационные сигналы могут легко реактивировать давно сформировавшийся у человека сценарий, который отчетливо отпечатался в памяти.

 

3.2. Агрессия и фрустрация. Самая распространенная теория агрессии утверждает, что люди становятся агрессивными, когда они подвергаются фрустрациям, то есть когда они не в состоянии достичь своих целей или не получают ожидаемого вознаграждения.

Слово «фрустрация» имеет множество различных значений. Даже среди психологов нет единого мнения по поводу того, что такое фрустрация. Существуют две точки зрения на это явление

А) внешний барьер, препятствующий достижению цели.

Б) внутренняя эмоциональная реакция, обусловленная тем или иным ограничением или препятствием на пути к цели.

С первой точки зрения фрустрацию не следует приравнивать к простому отсутствию вознаграждения. Желаемый результат должен ожидаться. Ограничения не обязательно должны быть фрустрациями. Строго говоря, нельзя фрустрировать тех, кому не на что надеяться.

Ученые, изучающие соотношение «фрустрация — агрессия», полагали, что любое агрессивное действие детерминировано предшествующей фрустрацией. Однако эта концепция оказалась слишком размытой и не позволяла дифференцировать такие важные понятия, как эмоциональная и инструментальная агрессия.

Инструментальная агрессия, также как и другие инструментальные действия, может быть результатом научения. В этом случае человек наблюдает за другими людьми, которым приносят выгоду их агрессивные действия, усваивает такое поведение.

Вновь переформулировав оригинальную терминологию, можно сказать, что для этих ученых сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил. Открытая агрессия не является неизбежной: альтернативные реакции на фрустрацию. Очевидно, что человек будет сдерживаться и не начнет атаковать кого-либо, полагая, что его агрессивные действия доставят серьезные неприятности.

Однако существует по крайней мере еще одна причина, по которой агрессия может открыто не проявляться. Так, огромное значение имеет, сформированы ли у индивида другие способы реагирования на фрустрации. Миллер утверждает, что фрустрации возбуждают целый ряд различных тенденций, из которых лишь одна «запускает» агрессивное поведение. Индивид, стремление к цели которого блокируется, может одновременно иметь различные желания, пусть и не одинаковой интенсивности. Неагрессивные тенденции могут быть сильнее агрессивных побуждений, маскируя агрессивную тенденцию. Однако если фрустрация постоянная, то альтернативные тенденции будут ослабевать, а агрессивные в то же время усиливаться и, следовательно, вероятность открытой агрессии будет повышаться. Таким образом очевидно, что люди могут научиться неагрессивным способам реагирования на фрустрации, по крайней мере при непродолжительных фрустрациях.

Однако идея соотношения «фрустрация — агрессия» все же отражает определенные сферы жизни. Научение и опыт могут повысить или понизить вероятность того, что блокирование достижения цели приведет к открытой агрессии, но всегда остаются некоторые шансы на то, что фрустрация вызовет агрессию.

Со стороны ряда социальных ученых последовали критические выступления по поводу концепции «фрустрация — агрес­сия». Возникал вопрос: все ли виды фрустрации продуцируют агрессивные тенденции? Мы ведем себя агрессивно только лишь тогда, когда считаем, что с нами поступили несправедливо или незаконно, либо расцениваем действия других как направленные лично против нас. Люди испытывают более сильные фрустрации, если они рассматривают действия других людей, создающие препятствия на их пути к цели, как несправедливые.

При этом только произвольные фрустрирующие действия, которые идут вразрез с принятыми людьми правилами поведения, продуцируют агрессию.

Таким образом, когда люди рассчитывают достичь определенной цели или получить некоторое вознаграждение, обычно они предвосхищают удовольствия, связанные с этой целью или вознаграждением. И чем больше ожидаемое удовольствие, тем сильнее они будут фрустрированы, если надежды рушатся. Фрустрации возбуждают наиболее сильные агрессивные тенденции, когда

1) полученный результат значительно менее привлекателен сравнительно с ожидавшимся;

2) субъект предвосхищал удовольствия, связанные с достижением желаемого результата.

Эти результаты говорят о том, что невозможность получить предвосхищаемое удовлетворение может генерировать побуждение к агрессии.

Большинство возражений, выдвигаемых в настоящее время против концепции фрустрации, сводится к тому, что она для порождения агрессии, должна быть приписываема намеренно плохому поведению кого - то другого.

Согласно этой точки зрения, атрибуции людей, то есть то, как они рассматривают препят­ствия на пути к цели, определяют их реакции на фрустрацию.

Согласно теории атрибуции, который используется многими социальными психологами, можно сказать, что фрустрированный индивид будет разозлен на того, кто препятствует достижению его цели, только в том случае, если он припишет действиям этого человека определенные характеристики, а именно: действия должны рассматриваться как внутренне детерминированные, контролируемые и неправильные. Неудивительно, что намеренные фрустрирующие действия порождают агрессивные реакции.

Хотя представления людей о причинах их фрустраций могут влиять на вероятность того, что они будут открыто атаковать кого - то, они могут вести себя агрессивно и тогда, когда блокирование их стремления к цели было ненамеренным или оправданным. Агрессивные побуждения не всегда бывают явными, а иногда даже социально адекватные фрустрации порождают агрессивные тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников

 

   4.1 Цель и задачи эмпирического исследования старшеклассников.

  Целью данной работы является изучение некоторых личностных особенностей современных старшеклассников с дальнейшим анализом результатов данных указанных ниже методик. Названный коллектив представляет собой группу из 19 человек (13 девушек и 6 юношей) в возрасте 15 – 16 лет.

Объектом исследования выступают старшеклассники, учащиеся 10 класса. Предметом служат исследование связи некоторых личностных особенностей с одной стороны и уровня их агрессивности с другой.

Задачи эмпирического исследования заключаются в анализе следующих полученных нами результатов: уровень тревожности подростков и выявление доминирующего типа тревожности с помощью методики «шкала тревожности», разработанной по принципу методики «шкала социально - ситуационной тревоги» Кондаша; уровень агрессии, а также некоторых сопутствующих величин с помощью методики «опросник Басса – Дарке»; Методика Айзенка, позволяет исследовать личность по нескольким компонентам: уровень лабильности, экстраверсии и психотизма, эмоционально-волевой стабильности и отнесение темперамента к классическим типам; изучении особенностей межгруппового взаимодействия с помощью методики «социограмма».

 

4.2 Характеристика испытуемых.

В качестве испытуемых выступали старшеклассники, ученики 10 «А» класса средней школы номер 53. В число испытуемых вошло 13 девушек и 6 юношей в возрасте 15 – 16 лет. Класс отличается гуманитарной направленностью, в число дисциплин наравне с общеобразовательными входят предметы, преподаваемые в ВУЗах преподавателями высших учебных заведений, таких как философия, экономика и обществознание. Кроме того, отдельное внимание уделяется общеобразовательным предметам гуманитарного цикла. В классе периодически проходятся экскурсии, поэтические вечера и т. п. Можно предположить, что учащиеся этого класса отличаются более высоким по сравнению с другими старшеклассниками уровнем учебных знаний.

 

4.3 Методики исследования.

Для исследования использовались следующие методики:

    4.3.1 Методика «шкала тревожности», разработанная по принципу методики «шкала социально – ситуационной тревоги» Кондаша. (1973). ( Таблица №1)

Испытуемому предлагается 30 ситуаций, которые он должен оценить с точки зрения того, насколько они могут вызвать тревогу. Методика включает ситуации трех типов: связанные со школой, учителями и учебной деятельностью; актуализирующие представления о себе; ситуации общения. В зависимости от ситуации выделяют школьную, самооценочную и межличностную тревогу.

4.3.2 Методика «опросник Басса - Дарке» ( Таблица №3) позволяет выделить несколько видов агрессии и количественно их оценить. Выделим виды: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная – окольным путем направлена на другого или не на кого не направлена. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Негативизм – оппозиционная манера в поведении, направленная против установленных законов и обычаев. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и мнимые действия. Подозрительность – диапазон проявлений негативных чувств от недоверия и осторожности по отношению к другим людям до убеждения в их вредоносности. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов. Чувство вины – выражает возможность убеждения субъекта в том, что он плохой, а также ощущения угрызения совести. Кроме того, здесь выделяют также индексы враждебности (т. е. степень негативных чувств по отношению к другим) и агрессии (т. е. выраженность агрессивных тенденции). Методика включает 75 вопросов с предполагаемыми ответами «да» либо «нет».

4.3.3 Методика « тест Айзенка» (Таблица №2) включает 57 вопросов и содержит следующие четыре шкалы: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм;  4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого. Экстраверт –это обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

 

4.4 Анализ результатов.

4.4.1 Анализ данных по методике «шкала тревожности».

На таблице №1 отражены результаты методики «шкала тревожности». Как видно из таблицы, школьная тревожность у юношей и девушек практически не отличается. Видимо, особых гендерных отличий на этом этапе по нашим данным не проявляется. Кроме того, можно предположить, что реализация высокого стремления к познавательной деятельности (на мой взгляд, высокая школьная тревожность говорит именно об этом) привлекает к этим ученикам их одноклассников,  так как согласно наблюдениям эти ученики пользовались значительно большим авторитетом по сравнению с учениками. Также у девушек выше межличностная тревожность. Воспитание девушек в стиле феминности, на мой взгляд, приводит к тому, что девушки гораздо более озабочены своей внешностью и производимым впечатлением, нежели юноши.

4.4.2 Анализ данных по методике «тест Айзенка».

Данные таблицы №2 показывают, что у юношей уровень экстраверсии выше, чем у девушек, то есть юноши в большей степени направлены во вне, для них более характерны такие черты характера, как общительность, активность, импульсивность, но в то же время для них более характерны вспыльчивость, они в меньшей степени склонны обдумывать принимаемые решения. Для девушек больше характерна интроверсия, то есть погруженность в себя, феминность, склонность к раздумьям, и менее свойственны такие черты, как импульсивность, активность.

Согласно полученным данным можно говорить о том, что для девушек характерен более высокий уровень нейротизма, то есть они в большей степени склонны к перемене настроения, менее эмоционально стабильны, более склонны к истерическим типам реагирования в стрессовых ситуациях, обладают меньшим уровнем эмоциональной стабильности.

4.4.3 Анализ данных по методике «опросник Басса - Дарке».

На таблице №3 можно увидеть следующие результаты: физическая агрессия наравне с обидой и чувством вины, практически не различается как по полу, так и по социальному статусу. Показательным здесь мне представляется то, что физическая агрессия девушек не отстает от физической агрессии юношей. Косвенная агрессия девушек значительно выше агрессии юношей. Можно предположить, что порицание обществом женской агрессии в естественном виде привел к тому, что девушки стали проявлять свои агрессивные тенденции косвенно. Раздражительность, как и негативизм, у девушек выше, чем у юношей. Подозрительность более выражена у девушек.

Видимо, это вызвано нежеланием потерять свой круг общения и лидирующие позиции. Вербальная агрессия значительно выше у девушек. Как уже говорилось, возможную причину этого я вижу в порицании обществом проявления со стороны девушки открытой агрессии. Также не обнаружено существенных различий по шкале «чувство вины».

В целом у девушек более высокие показатели по индексам враждебности и агрессивности. Возможная причина этого кроется в протесте против установленных обществом норм и правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопрос о сущности человеческой агрессии интересовал ученых  на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов.

Человек - весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить.  Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и  порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске. 

Информация о работе Агрессия у подростков