Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

  Охотничья теория, выдвинутая Ардри [3], содержит следующие  утверждения: в результате естественного отбора в природе появился новый вид – охотники. Ардри полагал, что дополнительные возможности для агрессии человек получил вследствие появления языка, содержащего понятия, позволяющие четко отделить одних людей от других (таких, как «друг» и «враг», «мы» и «они») и изобретению оружия, позволяющего убивать на расстоянии (лук и стрелы, копья и др.). Охотничий инстинкт в сочетании с появлением языка и нового оружия сформировали самого совершенного и агрессивного хищника – человека.

Социобиологическая теория, Сторонники этой теории полагают что, влияние генов на человека столь длительно потому, что они обеспечивают адаптивное поведение, т. е. обеспечивают успешность репродукции. Индивидуумы будут содействовать выживанию родственников (то есть тех, с кем у них больше генов), но по отношению к другим (тем, у кого схожих генов меньше) будут проявлять агрессию. Таким образом агрессивное взаимодействие есть способ повышения успешной репродукции в условиях ограниченных ресурсов. Однако агрессия в данном контексте целесообразна только в том случае, если выгода от нее превышает потраченные усилия. Цена агрессии зависит от риска смерти или получения серьезных увечий.

2) Представители этой теории полагают, что агрессия есть «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких – либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации» (Бэрон, Ричардсон, «Агрессия», стр. 38 - 39). В частности в этой теории рассматривается гипотеза о связи агрессии и фрустрации. Данная гипотеза имеет два следствия: фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. При этом подразумевается, что фрустрация не вызывает, а провоцирует агрессию. Однако экспериментально доказано, что фрустрация отнюдь не всегда ведет к агрессии. Кроме того, эмпирически показано, что агрессия может вызываться не только фрустрацией.

Доллард, автор гипотезы о связи фрустрации с агрессией, говорил, что решающее для проявления агрессии имеют три фактора: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствии на пути достижения; количество последовательных фрустраций.

Важно отметить, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение определенного времени.

Когда было эмпирически доказано, что индивидуумы не агрессия не всегда является следствием фрустра­ции, Доллард выделил факторы, замедляющим открытую демон­страцию агрессивного поведения, и  пришел к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент времени прежде всего из-за угрозы наказания.

Однако страх наказание является не сдерживающим, а, скорее, отсрочивающим фактором. «Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, он все еще будет стремиться к агрессивным действи­ям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на со­вершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием. Этот феномен известен как смещение» (Бэрон, Ричардсон, «Агрессия», стр. 41).

Однако Доллард предполагал возможность катарсиса, то есть безопасного избавления от агрессивной энергии.

Он предположил, что не связанные с причинением ущерба акты агрессии играют роль некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. То есть  Даже такие действия, как агрес­сивные фантазии, могут существенно снизить вероятность причинения вреда другим людям.

Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещения, или смещенной агрессии. Он полагал, что в случае смещения агрессии выбор  жертвы в значительной степени обусловлен силой побуждения к агрессии, силой факторов, тормозящих данное поведение и стимульным сходством.

К тому же барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают быстрее, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Другим исследователем, занимавшимся данной проблемой, был Берковиц. Он утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а приводят к готовности действовать агрессивно. Однако если к готовности добавляются посылы к агрессии, то есть стимулы, ее провоцирующие, человек начинает действовать агрессивно.

Стимулы могут провоцировать агрессию посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов. Стимул приобретает агрес­сивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоции­руется с пережитыми ранее негативными эмоциями.

Берковиц полагал, что единственным способом выхода накопившейся агрессивной энергии является акт агрессии по отношению к фрустратору.

При этом безуспешные попытки причинить вред фрустратору сами по себе являются фрустрирующими, скорее усиливая стремление действовать агрессивно, нежели его подавляя.

Зильманн заменял феномен потребности феноменом возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. Возбуждение здесь имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакция, являющихся составной частью реакции «дерись или удирай», которая могла эволюционировать ввиду значимости для выживания.

Зильманн полагает, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут влиять на последующие эмоциональные реакции и переживания.

3) Важным недостатком  первых двух теорий является то, что они не учитывают человеческий опыт.

Согласно этой концепции, поведение можно контролировать, научая людей реально представ­лять себе потенциальную опасность. Однако важную роль в этих моделях играют эмоции. Исследователи признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, не подвла­стной контролю рассудка. Большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. Так что навык, который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным (см. приложение 2).

В своих поздних работах Берковиц перенес акцент с посылов к агрессии эмоциональные и познавательные процессы подчеркнул, что именно они лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. Берковиц полагал, что фрустрация или другой аверсивный стимул провоцируют агрессию путем формирования негативного аффекта. Фрустрация не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как не приятное событие. То, как человек интерпретирует событие, и определяет его реакцию на воздействие. То есть хотя агрессия может проявляться и при отсутствии фрустрации, все же фрустрация усилит агрессивные реакции этого человека.

Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего  страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления осмысление события может влиять на степень возбуждения.

Подобным же образом возбуждение может влиять на процесс познания. Зильманн доказывал, что при очень высоких уровнях возбуждение снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению.

4) Теория агрессии как приобретенного социального поведения включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в затронутых выше теориях. Эта теория, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как любое другое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и другие его формы.

Бандура рассматривает роль биологических и мотивационных факторов в формировании агрессии, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех нюансов:  способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их появление; условий, при которых они закрепляются.

Бандура полагает, что агрессия как социальное поведение, включает в себя действия, которые человек усваивает в результате научения, то есть лю­ди должны научиться вести себя агрессивно.

Однако, несмотря на преобладание научения вклад биологических факторов в усвое­нии агрессии не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов.

ЦНС участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивные. Однако это влияние ограничено научением. В случае агрессивного человеческого поведения естественные ограни­чения, теряют актуальность за счет способности человека производить и использовать оружие. Таким образом, последствия агрессивного поведения  у людей и животных различны.

Важнейшим способом усвоения социального поведения является прямое поощрение такого поведения. Подкрепления за какие – либо  действия (в том числе агрессивные) повышает вероятность их повторения. В человеческом обществе возможно различное подкрепление, такое, как получение материальных поощрений (деньги, желаемые вещи, иг­рушки и сладости), социальное одобрение или более высокий статус, а также более приемлемое отношение со стороны других людей.

По мнению Банду­ры [26], научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие на формирование агрессивного поведения, чем непосредственное наблюдение, ибо метод проб и ошибок зачастую грозит опасными последствиями. Безопаснее наблюдать за агрессивным поведени­ем других, формируя собственные поведенческие реакции. Показательно в этом плане демонстрация насилия на экране, где зачастую агрессия не только не наказывается, но и поощряется, что часто вдохновляет людей на подобное поведение.

Когда агрессивные реакции уже усвоены, главенство переходит к факторам, отве­чающим за их регуляцию, сохранение, усиление или контроль.

Как и другие формы социального поведения, агрессия может обеспечить вознаграждение. По – Берковицу, существует три вида регуляции агрессивного поведения. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала и порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом (например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других). В третьих, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.

Социальные поощрения и одобрение способствуют агрессивному поведению. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию, а социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно. Кроме того, агрессия закрепляется также и в тех случаях, когда ведет к ослаблению боли или прекращению нежелательного обращения.

Агрессор может также сам наказать себя или поощрить. Это возможно, если человека научили воспринимать агрессию как оправданное либо социально неодобряемое поведение.

 

1.5 Объекты общей агрессии. Групповая агрессия несовершеннолетних может быть направлена как во вне, так и внутрь группы. В первом случае объектами агрессии несовершеннолетних становятся дети, ровесники и взрослые. В отношении детей применяются некриминальные акты агрессии (насмешки, оскорбления, тычки) и криминальные — типа вымогательств, изнасилований, телесных повреждений, убийств. Следует отметить, что группы профессиональных преступников, как правило, не допускают актов агрессии по отношению к детям. «Воровские законы» предписывают возмездие для тех, кто насилует, убивает и мучает детей. Однако все это не уменьшает количества детей, которые ежегодно становятся объектами агрессии преступных групп несовершеннолетних. Процветают убийства, разврат, вымогательство, захват заложников из числа детей и т.п.

Однако по отношению к сверстникам мораль преступного мира допускает все виды агрессии. Законы и мораль уголовного мира здесь не знают ограничений. Любой одинокий подросток и юноша может стать объектом агрессии преступной группы. Часто подростки - одиночки становятся объектами криминальной агрессии приехавший из других местностей преступных групп.

По отношению к взрослым — групповая агрессия может проявляться как в допреступных, так и криминальных формах. Допреступные проявления что чаще всего является следствием возрастной оппозиции к взрослым. Мотивы нападения на взрослых следующие: демонстрация своей силы и превосходства, смелости, решительности, изобретательности и находчивости: демонстрация мужских способностей; жажда быстрого обогащения и др.

Особо место среди объектов, на которые направлена агрессия подростковых групп, занимает агрессия, направленная на другие группы.

Причинами проявления взаимной групповой агрессии могут быть территориальные споры и охрана «своей» территории от вторжения «чужаков», споры между группами за зоны преступного промысла, споры за привилегированные места отдыха и досуга. Проявляется взаимная групповая агрессия чаше всего во взаимных хулиганствах, побоищах, разборках, вооруженных столкновениях.

Внутригрупповая агрессия имеет своими объектами физически слабых, инфантильных или неавторитетных членов своей же группы, новичков. Она как бы помогает группе снять напряжение и разрядиться, если нет возможности или времени разрядиться во вне. Причины агрессии, направленной на члена группы, различны: провинность, нарушение табу. Проучить провинившегося члена группы, поставить его на место, показать авторитет лидера – вот цели группы в данном случае.

Групповая агрессия в психологическом аспекте представляет собой  возникновение некоторой деструктивности группы, недовольство своим состоянием. Затем происходит нарастание групповой напряженности, которая требует разрядки. Происходит поиск объекта, на котором можно было бы разрядить эту напряженность. Выдвижение групповых мотивов разрядки, выбор групповых мотивов проявления агрессии.

Стимулами агрессивного поведения группы служат беззащитность, уступчивость, или, наоборот, оказание сопротивления жертвой.

В зависимости от социально – психологического статуса определяются роли в осуществлении групповой агрессии:

1) планирование агрессивного акта и распределение обязанностей осуществляются лидером;

2) зачинщиками выступают «шестерки», то есть низкостатусные члены группы;

3) менее опытные и новички проходят курс обучения — стоят на стреме»;

4) наиболее опытные и физически развитые вступают в дело в завершающий момент;

5) дележ добычи  осуществляют хранители общих средств группы.

Другие члены группы добывают транспорт (если он требуется), расчленяют или прячут труп (если агрессия заканчивается убийством).

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты.

 

Уже в младенческом возрасте у детей случаются приступы гнева, и они могут пытаться ударить окружающих, но трудно допустить, что в основе этих действий лежат агрессивные намерения.

Информация о работе Агрессия у подростков