Адаптация осужденных к условиям лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Адаптация осужденных к условиям лишения свободы» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Сказать об актуальности проблемы;

2. Рассмотреть особенности психического состояния осужденных;

3. Показать основные стадии адаптации осужденных к условиям жизни в местах лишения свободы.

Работа содержит 1 файл

Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Порядок использования диагностических  критериев

     Для классификации обследуемого необходимо, чтобы были измерены все диагностические  показатели. После этого можно использовать один из двух критериев. Первоначально рекомендуется использовать диагностический критерий №1 и если он не даст довольно четкую классификацию (например: точка попала на границу), то использовать критерий №2.

     Инструкция  по практическому применению диагностического критерия №1.

     Заполняется диагностическая таблица №1 (см. приложение 3) следующим образом:

     ·  Заполняется графа 2 таблицы - значения измеряемых показателей (см. описание диагностических показателей в приложении )

     ·  Вычисляются столбцы - графа 4 и графа 6 (ДК1 и ДК2) - умножением значения, стоящего в графе 2, соответственно на значение в графе 3 (коэффициент ДК1) и в графе 3 (коэффициент ДК1)

     ·  Складываются все значения столбцов графа 4 и графа 6 (ДК1 и ДК2), которые дают значения соответственно диагностического коэффициента №1 и диагностического коэффициента №2 (математически представляющими собой координаты исследуемого объекта на плоскости дискриминантных прямых). Из полученных значений вычитаются приведенные в таблице константы.

     Классификация проводится следующим образом:

     ·  На диагностической карте (см. приложение) отмечается точка, соответствующая результатам подсчета диагностических коэффициентов.

     ·  При этом в качестве первой координаты по горизонтали откладывается значение диагностического коэффициента №1 (абсцисса),

     ·  В качестве второй координаты по вертикали значение диагностического коэффициента №2 (ордината)

     ·  Определяется, в класса отмечены на карте соответствующими цифрами (например, 11111, или 2222 или 33333).

     ·  Обследованный относится к тому классу, в область которого на карте попала диагностическая точка.

     ·  Если же диагностическая какую из областей она попала. Границы областей для каждого диагностического точка расположена на границе областей, то переходим к Критерию №2

     Например, диагностический коэффициент №1 равен -8, диагностический коэффициент  №2 равен +4. Диагностическая точка  попадает в область №1. Соответственно данный обследованный относится  к группе 1 - высокого риска 

     Применение  описанной методики в практической деятельности работников системы ГУИН позволит планировать проведение воспитательных мероприятий среди осужденных, проводить сортировку их по отрядам и осуществлять профилактику агрессивных действий и вторичной преступности в их среде.

 

Заключение 
 

     Фактически, в настоящее время режим ИУ - это и средство реализации наказания, и средство исправления и перевоспитания. Теоретически, режим призван формировать у осужденных навыки положительного поведения. Однако в большинстве случаев режим сводится лишь к комплексу правоограничений. Как показывает практика, одно лишь поддержание режима почти не дает результата в смысле перевоспитания личности.

     Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.

     Формируются устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.

     В теории наказание, являясь карой  за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Но на самом деле пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с обществом. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.

     Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Вынужденное пребывание в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению.

     В тюрьме спасается лишь тот сильный  и, в тоже время, гибкий человек, кто  может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с тюремным миром.

     Но, тем не менее, вполне возможно, что  та система ИУ, которая сложилась  в нашей стране, - это вариант, наиболее соответствующий уровню нашего общества. 
 

 

      Список использованных источников 

    1. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2000.
    2. Хабаров А. Тюрьма - зона. - М., 1996.
    3. Гуров А.И. Профессиональная преступность. - М., 1990.
    4. Асмолов Г.А. Психология личности. – М., 1990.
    5. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988.
    6. Васильев В.Л. Юридическая психология.- М., 1991.
    7. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. – М., 1992.
    8. Костицкий В.М. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. – Киев, 1990.
    9. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1971.
    10. Чуфаровский Ю.Ф. Юридическая психология. – М., 1997.
    11. Общая психология / Под ред. Петровского А.В. – М., 1977.
    12. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. – М., 1982.
    13. Типология личности преступника. – М., 1979.
    14. Зимин П.П. Воспитание воли. – Ташкент, 1990.
    15. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. – М., 1993.

 

      Приложение 1. Список используемых диагностических показателей

     1.1. Анкетные данные 

     1.1.1. ВОЗРАСТ, ЛЕТ 

     1.1.2. СРОК ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ, МЕСЯЦЕВ

     1.1.3. СРОК, ОСТАВШИЙСЯ ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ, МЕСЯЦЕВ 

     1.1.4. ОБРАЗОВАНИЕ 

     ·  1 H.среднее

     ·  2 Среднее

     ·  3 Среднее специальное

     ·  4 H.высшее 5

     ·  Высшее

     1.1.5. ГРУППА ПРЕСТУПЛЕНИЙ 

     ·  Группа 1 - совершившие тяжкие преступления, связанные с нанесе- нием телесных повреждений, приведших к смерти.

     ·  Группа 2 - совершившие воровство, грабежи и разбойные нападения.

     ·  Группа 3 - совершившие изнасилование.

     ·  Группа 4 - прочие

     1.2. Список психологических тестов  и измеряемых ими показателей

     1.2.1. Диагностика патопсихологических  отклонений, обьединяемых в форме  синдромов невротизации и психопатизации - тест У Н П ("Уровень невротизации  и психопатизации", разработан  ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева). Количество  вопросов - 90. Диагностируемые показатели:

     ·  НЕВРОТИЗАЦИЯ

     ·  ПСИХОПАТИЗАЦИЯ

     1.2.2. Диагностика функциональных нарушений  со стороны нервной системы,  или психовегетативного синдрома - исследование вегетативного тонуса  по методике А.М.Вейна в модификации  М.Е.Сандомирского (1986). Количество вопросов -58. Диагностируемые показатели:

     ·  ВНД ПСТ

     ·  ВНД СТ

     ·  СУММА ПСТ В %

     ·  СУММА СТ В %

     ·  РАЗНОСТЬ П С Т и С Т в %

     1.2.3. Диагностика склонности к агрессивным  действиям (физическая, вербальная, косвенная агрессия) по тесту  Басса-Дарки. Количество вопросов -75. Диагностируемые показатели:

     ·  ОБЩАЯ АГРЕССИЯ

     ·  ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

     ·  ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

     ·  КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

     ·  ОБИДА

     ·  ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

     ·  РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

     ·  НЕГАТИВИЗМ

     ·  ВИНА

     ·  ВРАЖДЕБНОСТЬ

     1.2.4. Диагностика уровня тревожности и депрессии по методике "ТиД" (Ханин Ю.Л., 1976). Количество вопросов - 20. Диагностируемые показатели:

     ·  ТРЕВОГА

     ·  ДЕПРЕССИЯ

     1.2.5. Исследование уровня субьективного  контроля по методике УСК (Бажин  Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М., 1983). Количество вопросов - 44. Диагностируемые показатели - компоненты уровня субьективного контроля (интернальности):

     ·  УСК ДОСТИЖЕНИЙ

     ·  УСК МЕЖЛИЧН.

     ·  УСК НЕУДАЧ

     ·  УСК ПРОИЗВОД.

     ·  УСК СЕМЕЙН.

     ·  УСК ЗДОРОВЬЯ

     ·  УСК ОБЩИЙ

     1.2.6. Исследование индивидуально-типологических особенностей личности соответственно классификации К.Г.Юнга (тест Д.Кейрси). Количество вопросов - 70 . Диагностируемые показатели:

     ·  ЭКСТРАВЕРСИЯ

     ·  ИНТРОВЕРСИЯ

     ·  РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

     ·  ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

     ·  ЭТИКА

     ·  ЛОГИКА

     ·  ИНТУИЦИЯ

     ·  СЕНСОРИКА  

 

      Приложение 2. Список используемых диагностических признаков в порядке заполнения диагностических таблиц

     ·  1 ВОЗРАСТ, ЛЕТ

     ·  2 СРОК, ОСТАВШИЙСЯ ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ, МЕСЯЦЕВ

     ·  3 ДЕПРЕССИЯ

     ·  4 РАЗНОСТЬ П С Т и С Т в %

     ·  5 ЭКСТРАВЕРСИЯ

     ·  6 ОБРАЗОВАНИЕ

     ·  7 ЭТИКА

     ·  8 ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

     ·  9 СРОК ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ, МЕСЯЦЕВ

     ·  10 ГРУППА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

     ·  11 ИНТРОВЕРСИЯ

     ·  12 УСК ДОСТИЖЕНИЙ

     ·  13 УСК МЕЖЛИЧН.

     ·  14 УСК НЕУДАЧ

     ·  15 УСК ОБЩИЙ

     ·  16 УСК ПРОИЗВОД.

     ·  17 УСК СЕМЕЙН.

     ·  18 УСК ЗДОРОВЬЯ

     ·  19 РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

     ·  20 КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

     ·  21 ИНТУИЦИЯ

     ·  22 НЕГАТИВИЗМ

     ·  23 НЕВРОТИЗАЦИЯ

Информация о работе Адаптация осужденных к условиям лишения свободы