Адаптация к школе. Школьная дезадаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:52, реферат

Описание работы

Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...

Подходы к определению понятий. Виды адаптации и дезадаптации…………………………

Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации.

Показатели успешной адаптации………………………………………………………………..

Причины дезадаптации…………………………………………………………………………...

Показатели дезадаптации…………………………………………………………………………

Формы школьной дезадаптации…………………………………………………………………

Проявление школьной дезадаптации……………………………………………………………

Степени школьной дезадаптации………………………………………………………………..

Психологогическая помощь……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе. Школьная дезадаптация.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

     Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год  учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

     Другим  следствием обобщения переживаний  является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

     Неприятным  для родителей кризисным проявлением  разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

     Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит  из кризиса и вступает непосредственно  в младший школьный возраст.

     Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном

     Говоря  о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

     Не  стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших  разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности. 

Факторы успешной адаптации

1. Личностная готовность:

  • Принятие на себя роли школьника - чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям и ответственным поручениям. Одним из достижений дошкольного возраста в развитии эмоциональной сферы является возникновение эмоционального предвосхищения (смещение эмоционального образа в структуре поведения ребенка). Взрослые могут помочь ребенку создать привлекательный эмоциональный образ, позитивную установку на школу и обучение.
  • Мотивация - самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, является соподчинение мотивов. В раннем возрасте все желания ребенка были сильны, каждое из них становилось мотивом, побуждающим и направляющим поведение. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, подавить свои непосредственные побуждения. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ограничителя. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.
  • Самооценка - центральное новообразование дошкольного детства является самосознание. Оно формируется к концу дошкольного периода благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первичной эмоциональной оценки (я хороший) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок оценивает сначала действия других, потом - собственные действия, моральные качества, умения. Самооценка дошкольников, как правило, высока, что помогает им осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа. Адекватный Я-образ формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, полученных из собственного опыта, из общения со взрослыми и сверстниками. Если оценка взрослых не соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, то его представления о себе окажутся искаженными. В этом случае формируется завышенная или заниженная самооценка, которая препятствует продуктивной учебной деятельности и развитию личности в целом.
  • Эмоциональная готовность - механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка и служит смысловой ориентировочной основой поступка. В дошкольном возрасте изменяется содержание аффектов, расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно на этом этапе появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание - без них невозможна совместная деятельность, сложная форма общения детей.

2. Интеллектуальная  готовность:

  • особенности памяти
  • уровень развития мышления
  • общее развитие речи
  • предпосылки учебной деятельности

3. Социально-психологическая  готовность:

     В школе ребенок оказывается вовлеченным  в сложную сеть отношений со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Он должен уметь строить равноправные отношения со сверстниками, уметь вступать в контакт, подчиняться нормам школьной жизни - без этого успешная адаптация к школьной реальности затруднена.

4. Другие факторы:

  • состояние физического здоровья - развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности
  • отношения в семье
  • уровень квалификации и личностные качества учителя
 

Показатели  успешной адаптации

     Во-первых, это удовлетворенность ребенка  процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

     Второй  признак - насколько легко ребенок  справляется с программой. Если школа  обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения  при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

     Если  программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно  следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше  вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

     Очень важно на первых порах вселить  в школьника уверенность в  успех, не давать ему поддаваться  унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

     Следующий признак успешной адаптации - это  степень самостоятельности ребенка  при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого  лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

     Но  самым важным, на наш взгляд, признаком  того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность  межличностными отношениями – с  одноклассниками и учителем. Нередко  родители ругают ребенка за то, что  он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

     Отдельно  необходимо сказать и об отношениях с учителем. Первая учительница - это  важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

     От  учителя зависит и то, какой  сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваш отпрыск мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает – очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Показатели  дезадаптации

     1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации - неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков. Мы оцениваем этот параметр как.

     2. Эмоционально-оценочный,  личностный компонент  школьной дезадаптации постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению.

     3. Поведенческий компонент  школьной дезадаптации – систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма.

     Существует  три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5кл) и переход из средней в старшую (10кл).

     Начнем  с первоклассников. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

     Второй  кризисный этап в школьной жизни - это переход из начальной школы в среднюю. Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Информация о работе Адаптация к школе. Школьная дезадаптация