Адаптация к школе. Школьная дезадаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:52, реферат

Описание работы

Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...

Подходы к определению понятий. Виды адаптации и дезадаптации…………………………

Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации.

Показатели успешной адаптации………………………………………………………………..

Причины дезадаптации…………………………………………………………………………...

Показатели дезадаптации…………………………………………………………………………

Формы школьной дезадаптации…………………………………………………………………

Проявление школьной дезадаптации……………………………………………………………

Степени школьной дезадаптации………………………………………………………………..

Психологогическая помощь……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе. Школьная дезадаптация.doc

— 161.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Адаптация к школе. Школьная дезадаптация 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...

Подходы к определению понятий. Виды адаптации  и дезадаптации…………………………

Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации.

Показатели  успешной адаптации………………………………………………………………..

Причины дезадаптации…………………………………………………………………………...

Показатели  дезадаптации…………………………………………………………………………

Формы школьной дезадаптации…………………………………………………………………

Проявление  школьной дезадаптации……………………………………………………………

Степени школьной дезадаптации………………………………………………………………..

Психологогическая помощь……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список  литературы……………………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

Введение

С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том,

  что самая суть  образования ребенка  - это созидание  его счастливой  жизни

. Ведь именно счастливая  жизнь - то, чего  мы от всей души

  желаем и своим  детям, и себе".

     Поступление ребёнка в школу - это принципиально  новый этап его жизни. Первый год  обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

     Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.

     При легкой адаптации дети в течении  двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают  новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности, как правило, преодолеваются. При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У этих детей адаптация заканчивается к концу первого полугодия. И у отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они "мешают" работать в классе.

     У некоторых детей полноценной  адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие  дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический  характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения  школьного невроза.

     Педагогический  диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью  обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и  одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов  и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

     Нарушения адаптации выражаются в виде активного  протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

     Нужно помочь ребенку принять "позицию  школьника": ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, какие  в школе правила, для чего они  нужны. Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы адаптации к школе. Факторы и показатели успешной адаптации. 

     Этапы школьной адаптации

     Первый  год обучения в школе является не только одним из самых сложных  этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

     В то же время именно в 1-ом классе закладывается  основа отношения ребенка к школе  и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

     Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

     Поэтому необходимо время, чтобы произошла  адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым  требованиям.

     Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

     Физиологическая адаптация.

     Привыкая  к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через  несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот  период на все новые воздействия  организм ребенка отвечает значительным  напряжением практически всех  своих систем, то есть дети  тратят значительную часть ресурсов  своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий  этап адаптации - неустойчивое  приспособление. Организм ребенка  находит приемлемые, близкие к  оптимальным варианты реакций  на новые условия.

3) После  этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

     Продолжительность всего периода адаптации варьируется  от 2 до 6 месяцев в зависимости  от индивидуальных особенностей ученика.

     Многие  родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

     Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в  лености и отлынивании от своих  новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем  у него имеются.

     Факторы риска в развитии ребенка могут  оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в  течение беременности, и особенности  протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного  детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.

     Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания  влияют на успешность адаптации детей  в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают  особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.

     Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее  утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться  слишком тяжелой.

     Такие дети нуждаются в особом подходе  и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них  психологическую нагрузку. Для этого  вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

     Социально-психологическая адаптация.

     Независимо  от того, когда ребенок пошел в  школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

     Изменяется  социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

     Такие изменения происходят в психике  ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации  к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

     В любом случае необходимо проявлять  уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная  жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.

Информация о работе Адаптация к школе. Школьная дезадаптация