1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В среднем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Основное значение мелкой моторики - развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.

Содержание

Введение - 3
Обозначения и сокращения
Определения
1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью
1.1 Речь как средство общения, этапы развития речи - 5
1.2 Особенности работы человеческого мозга - 9
1.3 Развитие мелкой моторики рук - 12
1.4 Развитие общей моторики - 15
2. Практические основы влияния мелкой моторики на звукопроизношение - 16
2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста -16
2.2 Обследование мелкой и общей моторики -18
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта - 19
2.4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп - 22 Заключение - 25 Список использованных источников - 26

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Рисунок 3

Таблица 4 - Обследование моторики в контрольной группе «А»

Фамилия Имя ребенка

Степень

развития

движений

пальцев

Степень

развития

общей

моторики

Гельзер Богдан

Ниже нормы

Норма

Садуакасов Адиль

норма

Выше нормы

Жакиянов Карим

норма

Выше нормы

Далабаева Дария

Ниже нормы

Выше нормы

Чапай Акежан

норма

Выше нормы

Канапия Айдос

норма

Норма

Ашимов Азиз

Ниже нормы

Норма

Сагаев Дархан

Ниже нормы

Норма

Фалеев Артем

Ниже нормы

Ниже нормы

Тимофеева Кристина

Ниже нормы

Ниже нормы

Рисунок 4

Исходя из данных таблиц 3, 4 видно, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта

Цель эмпирического исследования заключалась в изучении условий, задач и содержания логопедической работы в группе для детей, где непосредственно применялись упражнения по развитию мелкой моторики, проводилась постоянно пальчиковая гимнастика.

Сроки работы с детьми данными подгруппами с 15.09.2008 года до 25.12.2008 года. Базовым звуком во всей проводимой работе в двух группах являлся звук «Ш». Потому что у всех детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной данный звук либо отсутствует, либо искажен, либо заменяется. К тому же все дети выбраны с диагнозом ФФНР. Причем в экспериментальной подгруппе перед каждым занятием по постановке и автоматизации звука «Ш» проводились упражнения и игры с элементами мелкой моторики. А в контрольной подгруппе такие упражнения не проводились.

Упражнения по развитию мелкой моторики включали в себя:

19.              Упражнения для развития тактильной чувствительности и

сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. Приложение А.

За время работы с детьми экспериментально группы были получены значительные сдвиги в следующих упражнениях: обрисовать контур картинки и разукрасить ее. Амир, Владик, Анна научились разукрашивать картинку, не выходя за ее поля. Алишер Даниял и Владик улучшили свои координационные движения пальцев при выкладывании из спичек: домика, ракеты, дороги, квадрата, треугольника. Фигуры у них стали получаться более ровные и правильные.

20.              Японская методика пальцевого массажа (Приложение Б).

Эта методика практиковалась на одном занятии в неделю. К концу эксперимента Алишер, Даниял, Владик, Аружан и Артем научились удерживать по два ореха между растопыренными пальцами ведущей руки, научились пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами.

Все дети из группы с удовольствием осваивали методику пальцевого массажа.

21.              Упражнения на повышение уровня активации (Приложение В).

Все дети экспериментальной группы выполняли упражнения, в качестве физминутки, в середине занятия. Эти упражнения оказывали общеукрепляющее действия, направленное на улучшение кровообращения и двигательной активности.

22.              Пальчиковая гимнастика (Приложение Г).

Все движения пальчиковой гимнастики, проводимых в качестве физминутки на каждом занятии по 3-5 минут, сопровождались проговариванием стихов, потешек, и содержали большое количество тех звуков, которые дети изучали в это же время на занятиях по звуковой культуре речи. Таким образом решалось несколько коррекционных задач.

На этапе логопедической работы в первую очередь, исправлялось неправильное произношение звука «Ш» или уточнялась его артикуляция, (Приложение Jjj.

При вызове звука схема каждого занятия состояла на 1 этапе из длительного произношения звука «Ш», при виде спускающегося шарика, картинки с изображением: «Шипения гуся», «Деревья шумят в лесу».

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходило одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствовали осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогали решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Далее на следующем этапе работы в контрольной и экспериментальной группе каждое занятие начиналось с артикуляционной гимнастики. Выполнялись упражнения «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язык». Упражнение «Накажем непослушный язык» выполнялось правильно детьми обоих групп. Упражнения «Чашечка» и «Гармошка» вызывали особое затруднение детей: Гельзер Богдан, Садуакасов Адиль, Атттимов Азиз, Смирнов Артем, Осадчий Владик, Вассу Даниял.

На следующем этапе работы проводилось закрепление звука «Ш» в слогах как прямых так и обратных (Приложение Д). Дети экспериментальной группы: Фатима, Аружан, Дарига и дети контрольной группы: Дария, Айдос, Дархан, Артем смогли воспроизвести звук «Ш» по подражанию. И с легкостьы повторяли фонемы. Дети экспериментальной группы: Амир, Анна, Алуа, Артем и дети контрольной группы смогли воспроизвести звук «Ш» только после механического воздействия шпателем. Только Аружан из экспериментальной группы упорно продолжала искажать звук «Ш», сменив замену Ш на С на произношение «Ш» при шипящем сигматизме. Карим Айдос, Акежан из контрольной группы сменили замену произношения Ш на С на нечеткое произношение звука Ш.

Далее только в экспериментальной группе проводились упражнения по развитию мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.

После того, как отрабатывалось произношение звука «Ш» в слогах, дети отраженно произносила слова и предложения (Приложение Д).

Так как приемы показа звука «Ж» те же, что и звука «Ш»; разница только в том, что включаются в работу голосовые связки. Ребенку, уже овладевшему звуком «Ш», предлагалось в момент произнесения звука логопедом приложить к его гортани одну руку ребенка, давая ему почувствовать посредством осязания дрожание гортани, а другую руку ребенка приложить к его собственной гортани, имея звук «Ш» подключаем работу голосовых связок, и получаем звук «Ж».

На заключительном этапе автоматизации звука «Ш» детям предлагался рассказ «Сестры», в конце которого они отвечали на вопросы.

На вопрос: Кто из сестер старше? Затруднились ответить: Гельзер Богдан, Садуакасов Алиль и Смирнов Артем. На вопрос: Кого папа катает иногда на машине? Затруднились ответить: Осадчий Владик, Нургалиева Алуа, Чапай Акежан. На воппрос: Кем мечтает стать Даша? Затруднились ответить: Фалеев Артем, Канапия Айдос, Ашимов Азиз, Сагандык Дарига.

Можно выделить основные задачи логопеда в коррекционном процессе:

23.              развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

24.              совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

25.              закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

26.              закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

27.              закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

28.              формирование диалогической и монологической форм связной речи;

29.              формирование графических навыков;

30.              развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатели активно участвовали в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствовались общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

2. 4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп

Динамика продвижения в каждой подгруппе отображается следующим образом: в экспериментальной группе в октябре звук «Ш» был поставлен у 4 человек 40%, а в контрольной у 3 человек 30%. В ноябре в экспериментальной подгруппе звук поставлен у 6 человек 60%, а в контрольной у 4 человек 40 %, В декабре звук «Ш» поставлен в экспериментальной группе у 9 человек 90%, а в контрольной у 7 человек 70%). Эта динамика отражена на рисунке 5.

Таблица 5 - Динамика результатов логопедической работы при постановке звука «Ш»

Месяц

Экспериментальная подгруппа Б

Контрольная подгруппа А

сентябрь

0%

0%

октябрь

40%

30%

ноябрь

60%

40%

декабрь

90%

70%

 

В декабре было проведено повторное обследование звукопроизношение, рисунки 6, 7.

Таблица 6 - Обследование звукопроизношения в экспериментальной группе «Б»

Фамилия Имя ребенка

Диагноз

Звукопроизношение

1

Каратаев Амир

ФФНР

О

1

2

Осадчий Владик

ФФНР

Р, - 0; JI на В

3

Асылболатова Фатима

ФФНР

Р-Л

4

Кенжаева Анна

ФФНР

Ж - нечет, С,3 - нечеткий; Р - одноударный

5

Шарбанов Алишер

ФФНР

Л - 0, Р- одноуд.

6

Вассу Дания л

ФФНР

Р - 0, С, 3 - межзуб

7

Бауыржан Аружан

ФФНР

Ш шипящий сигматизм, Ж на 3

8

Сагандык Дарига

ФФНР

Ж нечеткий

9

Нургалиева Алуа

ФФНР

Р на Л

10

Смирнов Артем

ФФНР

Ц на С

Информация о работе 1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью