1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В среднем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Основное значение мелкой моторики - развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.

Содержание

Введение - 3
Обозначения и сокращения
Определения
1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью
1.1 Речь как средство общения, этапы развития речи - 5
1.2 Особенности работы человеческого мозга - 9
1.3 Развитие мелкой моторики рук - 12
1.4 Развитие общей моторики - 15
2. Практические основы влияния мелкой моторики на звукопроизношение - 16
2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста -16
2.2 Обследование мелкой и общей моторики -18
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта - 19
2.4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп - 22 Заключение - 25 Список использованных источников - 26

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:

11.              получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных

материалов;

12.              закреплению положительных эмоций;

13.              возникновению желания трудиться и овладевать особенностями

мастерства;

14.              развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

15.              подготовке ребенка к последующему обучению в школе,

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе [8,стр.23].

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Цель пальчиковых игр: развитие ловкости, точности, переключаемости тонких движений.

Пальчиковую гимнастику можно делать в начале занятия - для разминки, и в середине - для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности.

Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение. В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.

Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры. Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.

В ходе физиологического изучения речи выявилось совершенно исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирований функций речи.

Общение ребенка с окружающими взрослыми очень важно - при этом малыш получает материал для подражания. Но связь функций кисти рук и речи

оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук можно рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей.

Ребенок инстинктивно стремится использовать этот фактор - он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими. Взрослые должны организовывать и направлять двигательную деятельность детей с тем, чтобы обратить ее на пользу.

1.4 Развитие общей моторики

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, помимо мелкой моторики оказывает влияние уровень развития общей моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики - зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений.

Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно- моторной координации и ориентации в "схеме тела". Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются соответствующие воспитательно-коррекционные мероприятия (Н.С.Журова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина, М.М.Кольцова). Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В аспекте данного исследования был сделан вывод о том, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Из этого следует, что необходимо особо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, так как формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов.

Существует ряд упражнений на повышение уровня активации, которые повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность (Приложение В).

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МОТОРИКИ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста

Эмпирическое исследование проводилось в двух подгруппах ДДОУ д/с № 5 города Павлодара. Для проведения эксперимента было выделено две подгруппы старшей группы А, одна - подгруппа А - принята как контрольная, вторая Б, как экспериментальная.

Процесс коррекции речевого нарушения складывался из следующих этапов:

16.              Диагностика состояния речевого развития с последующим установлением логопедического заключения;

17.              планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта и учета сопутствующих нарушений вторичного характера и последующее осуществление плана работы;

18.              отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп. .

Констатирующий эксперимент на начальном этапе исследования предполагал период диагностики - логопедическое обследование детей в течение двух недель. Использовались следующие методики:

а)              Для обследования произношения - методика М.Ф.Фомичевой.

б)              для обследования фонематического анализа - методика Л.Ф.Спировой.

При обследовании звукопроизношения детям предлагалось повторить

текст (Приложении Е).

В ходе обследования звукопроизношения были зафиксированы следующие результаты. Звук «Ш» произносится с затруднением, или не произносится у всех детей, поэтому базовой будет взята постановка звука «Ш».

На этапе обследования фонематического анализа, обследование начиналось с того, что детям предъявлялись для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые они умеют произносить (Приложение Е). Для детей младше 5-5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, детей старше 5,5 лет - три. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития речи ребенка.

Тестирование проводилось в виде игры. Ребенок садится таким образом, чтобы ему не было видно артикуляции логопеда. Ребенок должен повторить ряды слогов в точном соответствии с образцом только после того, как логопед закончит произносить этот ряд.

При грубо выраженных недостатках различения оппозиционных фонем на десемантизированном материале предлагалась идентификацию слов, различающихся оппозиционными согласными (Приложение Ж).

На основе обследования звукопроизношения данные представлены на рисунках 1,2.

 

Таблица 1 - Обследование звукопроизношения в экспериментальной группе «Б»

Фамилия Имя ребенка

Диагноз

Звукопроизношение

1

Каратаев Амир

ФФНР

Ш на С; Ж на 3; Р,Л - 0

2

Осадчий Владик

ФФНР

Ш-0, Ж-0; Р, - 0; JI на В

3

Асылболатова Фатима

ФФНР

Ш,Ж - призубный сигм. Р на Л

4

Кенжаева Анна

ФФНР

Ш на Щ, Ж - нечет, С,3 - нечеткий; Р - одноударный

5

Шарбанов Алишер

ФФНР

Ш на С; Ж на 3; Л - 0, Р- одноуд.

6

Вассу Даниял

ФФНР

Ш, Ж на Ф, Р - 0, С, 3 -

межзуб

7

Бауыржан Аружан

ФФНР

Ш на С, Ж на 3

8

Сагандык Дарига

ФФНР

Ш-0, Ж на 3

9

Нургалиева Алуа

ФФНР

Ш, Ж - шипящий сигм. Р на Л

10

Смирнов Артем

ФФНР

Ш, Ж - боковой сигм. Ц на С

Рисунок 1

Таблица 2 Обследование звукопроизношения в контрольной группе «А»

Фамилия Имя ребенка

Диагноз

Звукопроиз

ношение

1

Гельзер Богдан

ФФНР

Ш на С, Ж на 3; Р - 0, С, 3 - межзуб

2

Садуакасов Адиль

ФФНР

Ш, Ж - боковой сигм. Р на Л

3

Жакиянов Карим

ФФНР

Шна С, Ж на 3; Р-0,

4

Далабаева Дария

ФФНР

Ш шипящий сигматизм, Ц на С, Р- 0, Л - нечеткий

5

Чапай Акежан

ФФНР

Ш на С, Ж на 3; Р - одноуд

6

Канапия Айдос

ФФНР

Ш на С, Ж на 3 Рна Л

7

Ашимов Азиз

ФФНР

Ш на С, Ж на 3; Ц на С; Р-0

8

Сагаев Дархан

ФФНР

Ш , Ж - носовой сигматизм, Р - 0, С, 3 - межзуб

9

Фалеев Артем

ФФНР

Ш, Ж - шипящий сигм;

 

 

 

Р-0, Л-0; С - межзубн

10

Тимофеева Кристина

ФФНР

ШнаС, Ж на 3; Р-0, Л-0; С,3 - межзуб.

Рисунок 2

2.2 Обследование мелкой и общей моторики

Для обследования мелкой моторики, - пальчиковая гимнастика JI. Савиной (Приложение Г).

Для обследования общей моторики были использованы упражнения на повышение уровня активации. JI.A. Леонтева (Приложение В).

Исходя из данных обследования мелкой моторики, мы получили следующие результаты. Фигурку изображения «Домика», «Лошадки» не смогли выполнить дети экспериментальной группы: Владик, Амир, Анна, Алишер, Даниял; контрольной группы: Азиз, Дархан, Артем, Кристина.

Фигурки «Зайка», «Петушок», «Коза» были выполнены детьми со второй попытки, после показа: Артем, Амир, Владик (экспериментальная группа группа); Акежан , Айдас, Карим (контрольная группа).

Фигурки «Мышка», «Корзинка» были выполнены детьми с третьей попытки детьми: Богдан, Дария, Азиз, Дархан (контрольная группа); Аружан, Дарига, Фатима, Владик (экспериментальная группа).

Фигурки «Собачка» и «Кошечка» были выполнены детьми со второй попытки: Амир, Анна, Алишер (экспериментальная группа); Богдан, Дария, Дархан (контрольная группа).

Фигурка «Шарик», «Курочка» была выполнена всеми детьми.

Загибание пальчиков было выполнено всеми детьми.

При обследовании общей моторики затруднялись в выполнении упражнений: «Дотронься до правого уха левой рукой», «Встань на левую ногу, правую согни в колене, двумя руками обхватив ее» дети:' Кенжаева Анна, Осадчий Владик, Фалеев Артем, Тимофеева Кристина. Осадчий Владик не смог воспроизвести прыжки, одновременно отталкиваясь двумя ногами о пол.

Результаты обследования моторики представлены на рисунках 3,4.

Таблица 3 - Обследование моторики в Экспериментальной группе «Б»

Фамилия Имя ребенка

Степень

развития

движений

пальцев

Степень

развития

общей

моторики

Каратаев Амир

Ниже нормы

Норма

Осадчий Владик

Ниже нормы

Ниже нормы

Асылболатова Фатима

Норма

Выше нормы

Кенжаева Анна

Ниже нормы

Ниже нормы

Шарбанов Алишер

Ниже нормы

Норма

Вассу Даниял

Ниже нормы

Норма

Бауыржан Аружан

Норма

Норма

Сагандык Дарига

Норма

Норма

Нургалиева Алуа

Норма

Выше но рмы

Смирнов Артем

Норма

Выше но рмы

Информация о работе 1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью