Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

Основная цель изучения курса  информатики и информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной  школе – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися  основами знаний относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих  осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических  и социальных системах. В ходе обучения учащиеся должны научиться сознательно  и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, строить математические объекты  информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному  описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать обще-пользовательские инструменты  и настраивать их для нужд пользователя. Теоретическое содержание курса  отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации.

В данном разделе курса  отрабатываются технологии электронной  коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных  цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать  информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать  объекты и процессы, планировать  свои действия; создавать, реализовывать  и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку  отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных  практических работ, ориентированных  на получение целостного содержательного  результата, осмысленного и интересного  для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных  часов (не менее 52 часов). При выполнении работ практикума предполагается использование  актуального содержательного материала  и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть  практической работы (прежде всего  подготовительный этап, не требующий  использования средств информационных и коммуникационных технологий) может  быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и  осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного  компонента и интеграции с другими  предметами. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов, вторая половина реализуется как межпредметная проектная деятельность.

Обучение информатике  с помощью мультимедийной и интерактивной  техники в данной работе будет  рассматриваться на материалах раздела  «Аппаратные и программные средства ИКТ». Рассмотрим распределение тем  данного раздела:

Теория

 

Компьютерный практикум  и решение задач

 

Аппаратные и программные  средства ИКТ

 

Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.

Внешние и внутренне устройство персонального компьютера.

Процессор: частота, разрядность  и адресное пространство.

Оперативная память: тип, частота  и информационная емкость.

Долговременная память. Магнитный  и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память.

Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.

Данные и программы. Программное  обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.

Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.

Графический интерфейс операционной системы и приложений.

Компьютерные вирусы и  антивирусные программы.

 

Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами.

Ознакомление с конфигурационными  файлами и системным реестром операционной системы.

Форматирование и дефрагментация гибкого диска.

Работа с файлами и  каталогами с помощью файлового  менеджера.

Архивации и разархивация файлов с помощью файлового менеджера  или архиватора.

Настройка графического интерфейса операционной системы.

Защита от вирусов: обнаружение  и лечение.

 

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы.

 

Программное обеспечение:

 

Программа тестирования компьютера SiSot Sandra, Файловый менеджер Тоtal Commander, Архиватор WinRAR, Антивирусные программы: Kaspersky AntiVirus и Dr.Web

На основе операционной системы WindowsXP.

 

В основном работа в данном разделе идет с аппаратными и  программными средствами, предназначенными для реализации информационных процессов  на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. К ним относят прикладное программное  обеспечение (в настоящее время  это приложения под Windows Microsoft Office) и  электронные средства, специально предназначенные  для использования в системе  общего образования: системы поддержки  процесса обучения: электронные учебники и энциклопедии, презентации, раздаточный  материал и т.д.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими  общеобразовательными дисциплинами, можно  назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации  обучения и др. Применение средств  ИКТ вносит определенную специфику  в известные общедидактические  методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного  проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной  насыщенности (анимация, звук, видео  и другие мультимедийные эффекты).

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность  выстраивать индивидуальные образовательные  траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических  качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время  учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения  мотивации обучения, а так же средством  повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что  для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.

Перейдем к целям и  задачам данного раздела.

Дидактические цели:

• формирование ИКТ –  компетентностей (доступ к информации, управление, оценка, интеграция, создание информации);

• формирование умения создавать  единую образовательно-научную информационную среду, содержательными компонентами которой являются предметные учебные  коллекции Интернет-ресурсов;

• формирование умения целенаправленного  применения компьютера для решения  конкретных жизненных задач;

• формирование навыков оценочной  самостоятельности.

Методические задачи:

• научить выбирать информационный ресурс, соответствующий заданным критериям.

• научить создавать и  использовать схемы классификации  для структурирования информации;

• научить обобщать (сравнивать) и составлять сжатый(конспективный) обзор информации из нескольких источников для использования их при решении  конкретной проблемы;

• научить сбалансировано, осветить проблему на основе имеющейся, в том числе и противоречивой информации;

• научить применять знания о функциональном назначении, взаимодействии различных устройств компьютера, программном обеспечении для  решения конкретных жизненных задач;

• научить применять образовательно-научную  информационную среду, содержательными  компонентами которой являются предметные учебные коллекции Интернет - ресурсов для самообразования и саморазвития.

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе  «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью  соответствует стандарту. Требования, направленные на реализацию деятельностного  и личностно-ориентированного подходов, освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение  знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать»  включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится  учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов  и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных  видах деятельности, в том числе  творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать  числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить  примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать  приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие  за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных  жизненных задач.

Основным результатом  обучения является достижение базовой  информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Таким образом, можно сказать, что такой раздел как «Аппаратные  и программные средства ИКТ» является не только теоретическим, но и в большей  степени практическим разделом. Сложность  изучение его заключается в том, что учащиеся не всегда уделяют теории должное внимание, поэтому целесообразно  разработать на материалах теоретических  знаний по данному разделу учебный  материал для проведения уроков информатики  и ИКТ, повышения их эффективности.

Данный раздел удобен для  изучения с применением мультимедийной и интерактивной техники тем, что он позволяете не только приобрести теоретические знания, но также имеет  возможность практического рассмотрения вопроса, то есть увидеть на конкретном примере применение и использование  технических средств, наглядно увидеть  протекание процессов.

2.2 Создание учебного материала  для проведения уроков информатики  с помощью мультимедийной и  интерактивной техники

Классно-урочной форма  обучения на протяжении долгого времен оказывалась наиболее эффективной  для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых методов  образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в  информационных полях. Акцент переносится  на формирование у детей способности  самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать  действия по достижению целей, а также  эффективно сотрудничать в разнообразных  по составу и профилю группах.

В современном образовании  очень важными и актуальными  становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной  деятельности, направленных на применения мультимедийной и интерактивной  техники.

Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация и обилие эффектов. Подготовка подобных уроков требует еще более  тщательной подготовки, чем в традиционный урок. Такие понятия, как сценарий урока в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная  часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы  и способы подачи информации на большой  экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять  учебным процессом, каким образом  будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий  эффект обучения.

Мультимедийный урок - урок, на котором используется многосредовое  представление информации с помощью  технических средств, прежде всего, компьютера, мультимедийной и интерактивной  техники. Вполне очевидно, что так  называется урок, где мультимедиа  используется для повышения знаний, умений и навыков. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов приобретает новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик  должен задуматься над тем, какие  цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса:

для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического  применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний.

Конечно же, презентация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут  заинтересовать всю аудиторию целиком, или тех фактах, без которых  нельзя обойтись при объяснении (пусть  и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться  на следующие дидактические принципы:

научности;

наглядности;

доступности;

системности и последовательности;

сознательности и активности;

прочности;

связи теории и практики;

интерактивности;

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы