Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

В LCD проекторах на уровень  контрастности влияет аппаратура (способность  пропускать свет) жидкокристаллической матрицы проектора.

Как устанавливать проекторы.

Если в комнате, к которой  вы собираетесь устанавливать проектор достаточно места, то установка проектора  на режим работы в обратной проекции - лучший вариант. Однако, при обратной проекции требуются большие затраты  на установку проектора и специальные  экраны для этого типа проекции, поэтому, лучше использовать обратную проекцию в небольших местах, где  планируется долгосрочная установка  проектора.

Фронтальная проекция не требует  трудоёмкой установки и является лучшим вариантом для проведения "быстрых" совещаний, презентаций.

Обратная проекция - это  проекция изображения на просветный экран, при которой зритель и  проекционное оборудование расположены  по разные стороны экрана. При такой  установке проектора достигается  более высокое качество проецируемого  изображения, так как освещение  в помещении практически не влияет на качество демонстрации. Докладчик  может находиться непосредственно  перед экраном, не заслоняя собой  проекцию.

Соотношение сторон изображения - это отношение между размерами  горизонтальной и вертикальной сторон проецируемого изображения. Обычное  телевизионное вещание происходит с соотношением сторон равным 4:3. Соотношение  сторон телевизионного вещания в  цифровом формате HDTV - 16:9. Соотношение 16:9 называют широкоформатным.

Прогрессивная и чересстрочная  развертки - это методы формирования изображения на экране телевизоров  и других аналоговых средств отображения  информации. За одну секунду на экране телевизора "пробегает" 30 кадров (в США и Японии, в Европе этот показатель составляет 25 кадров в секунду), метод формирования каждого и  которых определяет прогрессивная  или чересстрочная развёртки. В  обычных телевизорах используется чересстрочная развёртка. Это означает, что каждый из 30 кадров в секунду  прорисовывается за два прохода, сначала прорисовываются чётные линии изображения, затем нечётные. Для передачи чересстрочного сигнала, требуется меньший диапазон частот, так как каждый закодированный кадр виртуально разбит на две части, однако качество такого изображения хуже, чем при прогрессивной развёртке.

При формировании изображения  в прогрессивной развёртке, кадр прорисовывается полностью за один проход, что требует большего диапазона  частот передаваемого изображения, и формирует более качественное изображение.

Проекторы, компьютерные мониторы и большинство современных DVD плееров  обычно работают с прогрессивной  развёрткой.

Цветовая температура - это  температура цвета излучаемого  физическими и небесными телами в видимом цветовом спектре. Красный  цвет имеет низкую цветовую температуру, синий цвет имеет высокую цветовую температуру. Если проецируемое проектором изображение красноватое, это означает то, что проектор имеет низкую цветовую температуру. Если изображение синеватое, то проектор имеет высокую цветовую температуру. В некоторых проекторах можно менять цветовую температуру  проецируемой картинки.

Цветовая градация - это  количество "шагов" между самым  ярким и самым тёмным уровнем  проецируемого изображения. Уровень  градации оказывает очень сильное  влияние на реалистичность передаваемой картинки, другими словами, чем больше "ступеней" градации цветности, тем  больше диапазон передаваемых цветов. Градация изображения качественно  влияет на изображение только при  высоких уровнях контрастности.

Типы искажений.

Оптическая ось видеопроектора в реальных условиях всегда оказывается  не перпендикулярной плоскости экрана, что приводит к появлению так  называемых трапецеидальных (Keystone) искажений  проекции. В частности, часто верхняя  часть кадра изображается на экране шире, чем нижняя, может быть и обратная ситуация. Для борьбы с этими проблемами в видеопроекторах используют либо конструктивную, либо оперативную коррекцию искажений проекции.

В первом случае оптическая часть аппаратов конструируется таким образом, что ось проекции изначально отклонена от горизонтальной плоскости (проведенной через основание  проектора). В паспортах или инструкциях  для пользователя обычно указывается  отношение восходящей относительно объектива части изображения  к нисходящей (Keystone U/D ratio) или приводятся соответствующие графические иллюстрации. Поскольку при потолочном креплении  такие проекторы нужно переворачивать основанием вверх, они оснащаются функцией инверсии изображения по вертикали.

Во втором случае в документации указывается диапазон углов проекции, в пределах которого трапецеидальные  искажения могут быть откорректированы пользователем. Наиболее удобной является функция смещения изображения по вертикали, позволяющая оператору  сдвигать изображение на экране вверх  или вниз, не изменяя положения  корпуса проектора.

Вентиляционный шум.

Независимо от типа применяемых  проекционных ламп КПД видеопроектора чрезвычайно низок. Можно считать, что почти вся потребляемая проектором от сети энергия превращается в тепло, которое необходимо отвести, чтобы  не перегревались компоненты оптических систем, и не нарушалась их юстировка.

Видеопроекторы оснащаются активными приточно-вытяжными (с  двумя фенами) системами вентиляции. К сожалению, прогоняемый ими  воздух всегда создает акустический шум в корпусных вентиляционных просечках, который особенно заметен  при работе в малых помещениях, да и в больших может испортить  впечатление от презентации в  целом. Сейчас этот показатель стал нормироваться, и у хороших проекторов вентиляционный шум не превышает 45 дБ, что примерно соответствует акустическому фону от компьютера в общественной библиотеке или тихому разговору. Если же данных по вентиляционному фону нет, то, выбирая  проектор, следует обратить внимание и на общую потребляемую мощность: чем она больше, тем большим  при прочих равных условиях будет  вентиляционный шум. С этой точки  зрения видеопроекторы с лампами UHP имеют явное преимущество.

Помимо мультимедийных проекторов существуют и другие аппараты для  выведения изображения на экран, например интерактивные доски.

Интерактивные доски.

Интерактивная доска (ИД) —  это устройство, позволяющее лектору  или докладчику объединить два различных  инструмента: экран для отображения  информации и обычную маркерную  доску. Для работы с интерактивной  доской не требуется специальных  навыков или знаний. Перед началом  работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На интерактивную  доску проецируется изображение  от любого источника: компьютерного  или видео сигнала, с которым  Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски. Манипулирование  компьютерной мышью осуществляются касанием поверхности, и позволяет  докладчику иметь полный доступ к  управлению компьютером.

Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение  от любого источника (компьютерного  или видео сигнала), с которым  Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски.

Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как  на обычной доске, в реальном времени  наносить на проецируемое изображение  пометки, вносить любые изменения  и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу  или электронной почте.

Запись на интерактивной  доске ведется специальным электронным  пером или даже пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или  корректировать их, вносить исправления  в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения, и транслируют в  соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Доска снабжена лотком с тремя  маркерами разного цвета и  ластиком. Докладчик может заранее  задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления - тогда ИД автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый  маркер или ластик.

Интерактивные доски могут  быть прямой и обратной проекции. При  прямой проекции проектор светит снаружи, со стороны преподавателя. В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном  в специальном корпусе.

Электронная интерактивная  доска работает вместе с компьютером  и проектором. Экономьте время - покажите с помощью проектора материал прошлого занятия и переходите к  изложению нового! На интерактивной  доске однажды прочитанную лекцию можно повторить как кино, но с  интерактивными возможностями. В нужный момент всегда доступен "стоп-кадр" для добавления пояснений или  комментария.

Информация, наносимая на интерактивную доску, может быть сохранена в виде файлов на компьютере и затем распечатана на принтере. Последовательность отображения информации на такой доске может быть восстановлена  шаг за шагом. Процесс отображения  информации на интерактивной доске  можно в реальном времени транслировать  по компьютерной сети и через Интернет.

Полностью функционирующие  интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

компьютер,

мультимедийный проектор,

соответствующее программное  обеспечение,

интерактивная доска.

Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на интерактивную доску. Прикосновения  к поверхности интерактивной  доски передаются на компьютер с  помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным  программным обеспечением, которое  установлено на компьютере.

Интерактивные доски могут  быть прямого или обратного проецирования. При прямом проецировании проектор находится перед поверхностью интерактивной  доски, при обратном проецировании - сзади. Отдельные модели интерактивных  досок могут быть оснащены специальными карманными компьютерами, для обмена данными с интерактивной доской.

Более дорогие модели интерактивных  досок не используют проектор, а  представляют собой большую сенсорную  плазменную панель.

Интерактивные доски бывают 3-х типов:

доски, фиксирующие сопротивление  поверхности при прикосновении. Такие доски имеют мягкую, гибкую поверхность, подобную винилу, состоящему из двух частей. Материал, фиксирующий  сопротивление, отделяется небольшим  промежутком от остальной поверхности  доски и передает сигналы на компьютер  при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться  не только специальными маркерами, но и прикосновением к доске руками или иными предметами. Специальные  маркеры могут быть настроены (в  прилагающемся программном обеспечении) на отображение различных цветов.

доски, фиксирующие электромагнитные импульсы. Эти доски подобны традиционным - их поверхность твердая. Они управляются  специальными электромагнитными ручками (маркерами), работающими на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое  магнитное поле, излучаемое маркером.

лазерные доски. Эти доски  имеют твердую рабочую поверхность  с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности. Эти  сканеры обнаруживают движение специальной  ручки, закодированный цвет и передают на компьютер.

Светодиодный проектор.

Использование интерактивной  доски на уроке одинаково плодотворно  независимо от специфики предмета - физика, химия, биология, литература, русский  или иностранный язык. С помощью  интерактивной доски гораздо  легче проводить нестандартные  уроки, такие как тренинг, семинар, круглый стол и многие другие.

На доску информация выводится  из памяти компьютера, а это значит, что материал готов к многоразовому  использованию, и при необходимости  редактируется. Во время урока на доске можно заполнять таблицы, делать записи, исправлять ошибки. Очень  удобно просматривать иллюстрации  и оформлять учебные темы в  виде красочных презентаций.

Использование интерактивной  доски на уроке позволяет рационально  распределять рабочее время и  делает обучение интересным творческим процессом.

Для работы интерактивной  доски необходим мультимедийный проектор: проектор и интерактивная  доска подключаются к компьютеру, и работают совместно. Изображение  с экрана монитора через проектор подается на интерактивную доску, а  на доске с помощью специальных  ручек или другими предметами (в зависимости от модели интерактивной  доски) происходит управление компьютером.

От грамотной установки  проектора, от правильного его выбора зависит эффективность работы интерактивной  доски и возможность ее использовать максимум ее функций.

Интерактивная доска - это  непринужденность использования различных  ресурсов на уроке, ресурсов, которые  являются просто «захватывающими» для  учеников по сравнению с ресурсами, используемыми на традиционном уроке. Однако учителя должны потратить  время, чтобы найти действительно  лучшие ресурсы для урока, соответствующие  целям и задачам урока, большинство  интерактивных досок обладает широким  диапазоном функций, среди которых  можно перечислить:

Функция интерактивной доски

 

Содействие обучению

 

Цвет

 

Диапазон цветов, доступных  на интерактивной доске, позволяет  учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области  объектов, выделить их, показать связи  между объектами. Примерами этого  могла бы быть географическая карта  или схема пищеварительной системы  в биологии.

 

Аннотации на экране

 

Аннотации полезны для  моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране.

Аннотации могут быть сохранены  на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при  повторении материала. Все файлы  с аннотациями к материалам можно  распечатать и передать ученикам.

 

Использование звука и  видео

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы