Виды цен и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание работы

Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Цена как экономическая категория.........................................................4
1.1 Роль и значение цены в экономике........................................................4
1.2 Функции цены .........................................................................................7
Глава 2. Система цен, их классификация и характеристика.............................14
2.1. Система цен .........................................................................................14
2.2. Характеристика и виды цен в зависимости от степени
и способа регулирования со стороны государства .................................15
2.3. Виды цен в зависимости от территории действия ...........................16
2.4. Классификация цен в зависимости от обслуживаемой сферы
товарного обращения .................................................................................17
2.5. Виды цен в зависимости от способа согласования и фиксации .....19
2.6. Виды цен в зависимости от характера возмещения
транспортных расходов .............................................................................20
2.7. Цены, обслуживающие различные виды рынков ............................21
2.8. Виды цен в зависимости от способа получения информации.........22
2.9. Цены статистики..................................................................................24
Глава 3. Проблемы ценообразования..................................................................27
3.1 Установление цен на новый товар.......................................................27
3.2 Установление цены в рамках товарного ассортимента.....................31
3.3 Установление цен со скидками и зачетами........................................33
3.4 Установление цен для стимулирования сбыта...................................34
Заключение.............................................................................................................35
Список использованной литературы...................................................................37

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕХАНИКО-МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ  
 

Дисциплина 

«Экономика  машиностроительного производства» 
 
 

РЕФЕРАТ 

ТЕМА: Виды цен и их характеристика 
 
 

Выполнил: студент группы 4045/12

Мензуренко  Ю.С.

Проверил: Петрова Е.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение...................................................................................................................3 

Глава 1. Цена как экономическая категория.........................................................4

          1.1 Роль и значение цены в  экономике........................................................4

     1.2 Функции цены .........................................................................................7 

Глава 2. Система цен, их классификация и характеристика.............................14

      2.1. Система цен .........................................................................................14

      2.2. Характеристика и виды цен в зависимости от степени

      и способа регулирования со стороны  государства .................................15

      2.3. Виды цен в зависимости от  территории действия ...........................16

      2.4. Классификация цен в зависимости  от обслуживаемой сферы

      товарного обращения .................................................................................17

      2.5. Виды цен в зависимости от  способа согласования и фиксации  .....19

      2.6. Виды цен в зависимости от  характера возмещения

      транспортных  расходов .............................................................................20

      2.7. Цены, обслуживающие различные виды  рынков ............................21

      2.8. Виды цен в зависимости от  способа получения информации.........22

      2.9. Цены статистики..................................................................................24 

Глава 3. Проблемы ценообразования..................................................................27

      3.1 Установление цен на новый  товар.......................................................27

      3.2 Установление цены в рамках  товарного ассортимента.....................31

      3.3 Установление цен со скидками  и зачетами........................................33

      3.4 Установление цен для стимулирования  сбыта...................................34 

Заключение.............................................................................................................35 

Список  использованной литературы...................................................................37 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

     Способ  определения цены характеризует  природу рынка и экономическую  систему в целом. Цены определяют структуру производства, оказывают  решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Однако цена по-прежнему одна из наименее разработанных категорий, о чем свидетельствует дискуссионный характер публикаций посвященных, вопросам теории цены и практики ценообразования.

     Проблема  ценообразования относится к  наиболее сложным разделам экономики  и является наиболее важным инструментом практики управления народным хозяйством.

     Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 

    1. Роль и  значение цены в экономике
 

    Цена  – элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.

    В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества) включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно они сами несут ответственность за все принимаемые решения и действия. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная политика, поэтому рыночная экономика требует совершенно иного ценообразования: принципы и модели цен здесь качественно другие – цена играет главную структуроопределяющую роль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами.

    Цены  на продукцию, товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате этого нет отчуждения товаропроизводителей от результатов труда.

    Цены  выявляют диспропорции между предложением (производством) и спросом (потреблением) и мгновенно реагируют – включается механизм рыночного ценообразования, поэтому цена является равновесной  величиной, балансирующей спрос и предложение.

    Цена  несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов. Вообще в основе рыночного  хозяйства лежат конкуренция, состязательность и соперничество, так как существует

множество собственников, между которыми идет постоянная борьба за выживаемость. С  одной стороны, конкуренция проверяет  каждого предпринимателя (предприятие) на соответствие производства и его  структуры требованиям рынка, характеризует  способ

ность приспосабливаться к меняющимся условиям. С другой стороны, конкуренция является механизмом стимулирования постоянного совершенствования производства и управления. Поэтому рыночное хозяйство способно эффективно функционировать только

при свободных  конкурентных ценах, и это заставляет каждого предпринимателя использовать гибкие методы ценообразования.

     Цена  – важнейший экономический параметр любого предприятия, именно уровень  цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень цен

Определение обоснованного уровня цены – наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию множества факторов (рис. 1), которые нужно учитывать специалистам по ценообразованию.

Факторы потребительского выбора определяют конкурентность данного товара и его место на рынке: уровень цен на аналогичные товары предприятий конкурентов; замещаемость товара; уровень цен на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары.

Факторы предложения зависят от условий  функционирования сферы производства: уровня издержек производства и реализации; количества товаров, поступающих на рынок; цен на факторы производства (природные ресурсы, капитал и труд); получаемой прибыли и структуры ее использования; инвестиционных процессов.

К факторам, обусловленным альтернативными  производственными возможностями, относят предельную замещаемость продуктов, альтернативных издержек и технологий, предельную замещаемость факторов производства.

Государственное регулирование – это действующая  система налогообложения (ставки), таможенная политика, курсы валют, ставки рефинансирования и т.д.

Необходимыми  условиями свободного ценообразования, которые должно обеспечить государство, являются экономическая самостоятельность  и свобода выбора действий субъектов  хозяйствования (предпринимателей, предприятий) как собственников; защита договорно-контрактных отношений между ними с точки зрения правовых гарантий возмещения потерь, убытков, упущенных выгод; поддержание конкурентной среды и пресечение проявлений монополистического поведения.

    В рыночной экономике цены действуют как единый целостный ценовой механизм, состоящий из двух взаимосвязанных подсистем:

  • сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
  • ценообразование как способ установления новых и изменения действующих цен, которое и предопределяет их уровень.

    Механизм  ценообразования проявляется через динамику цен, которая формируется под влиянием двух основных факторов:

    Первый  фактор – стратегический, который  состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров.

    Второй  – тактический, суть которого заключается  в том, что конечная величина цены определяется конъюнктурой рынка.

    Процесс формирования цены достаточно сложен, и понимание взаимосвязи этих факторов и их сущности дает ответ  на вопрос, что же такое цена, какое  определение ей можно дать. Цена конкретного товара есть денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. 

1.2 Функции  цены 

    Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции  цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

  • Учетно-измерительная (соизмерительная);
  • стимулирующая;
  • балансирования спроса и предложения;
  • распределительная (перераспределительная);
  • как средства рационального размещения производства;
  • информационная.

    Цена  выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень реализации зависят от экономической среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как ту или иную функцию цены могут выполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принципов системы управления.

    Учетно-измерительная  функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

Информация о работе Виды цен и их характеристика