Управление ценами на предприятии на примере ЗАО «ЗМК Промет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка действующего механизма управления ценами в условиях конкретного предприятия, определение направлений его совершенствования с целью увеличения эффективности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, структуру, виды и функции цен;
охарактеризовать рыночные методы ценообразования;
определить цель, задачи и методы управления ценами на предприятии

Работа содержит 1 файл

__Управление ценами на предприятии на п.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

       Многообразие функций цены, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. Например, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой не будут плодотворными.

Система цен, действующая  в Российской Федерации, включает в  себя следующие элементы:

  1. Оптовая цена;
  2. Отпускная цена;
  3. Закупочная цена;
  4. Розничная цена;
  5. Тарифы на услуги.

         Оптовая цена и отпускная цена  – это цены предприятий –  производителей товара. Оптовая цена устанавливается на товары производственно – технического назначения. Отпускная цена устанавливается на товары народного потребления.

         Любая цена состоит из определенных  элементов.  При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы.  Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, представляет состав цены.

         Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены.

         Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен. Схема формирования розничной цены имеет следующий вид (рис. 1.1).

 

Себестоимость продукции

Прибыль предприятия

Акциз (по подакцизным  товарам)

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия

       

Отпускная цена предприятия  без НДС

Отпускная цена предприятия  с НДС (покупная цена оптового посредника)

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия  торговли)

Розничная цена


 

Рис. 1.1. Структура розничной  цены

 

         При рассмотрении структуры цены выделяют прежде всего отпускную (оптовую) цену предприятия - это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.

         При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

         Рассмотрим порядок государственного  регулирования цен в российской  Федерации. 

        В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. Предприятия могут устанавливать на свои товары, работы и услуги такие цены, какие для них целесообразны, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. При этом в п.1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной сторонами.

         Предприятия вправе реализовать  результаты своего труда по  свободным (рыночным) или договорным  ценам, за исключением случаев, специально установленных законодательством Российской Федерации. Свободная (рыночная) цена – цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон под воздействием спроса и предложения, конкуренции и других рыночных условий.

        Цены государственные – цены, устанавливаемые органами исполнительной власти, на которые возложены функции ценообразования по соответствующей  товарной номенклатуре. Регулируемые цены подразделяются на фиксированные, регулируемые и предельные. Такие цены устанавливаются на продукцию в зависимости от ее народно – хозяйственной и социальной значимости.6

         Государство устанавливает для  некоторых групп товаров:

  • минимальные цены;
  • предельные цены и коэффициенты изменения цен;
  • скидки и надбавки к ценам.

         Основы государственного регулирования цен определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изм. и доп. от 7 апреля 2007 г.). Данным Постановлением утверждены:

    • перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (природный газ, нефть, продукция ядерно-топливного цикла и оборонного назначения и др.);
    • перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (пассажирские перевозки, лекарственные средства, топливо и др.);
    • перечень услуг транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и др).

        Если государство установило  минимальную цену на какой-то  товар, значит, продавать его по цене выше установленной можно, а по цене ниже установленной нельзя. Если государство установило предельную цену или предельные размеры торговых надбавок на конкретные товары, то продавать их по более высоким ценам или применять более высокие надбавки нельзя.7

         Считается, что предприятие нарушило  закон, если оно:

  • завысило или занизило цены и надбавки, установленные законодательством;
  • завысило предельный уровень рентабельности;
  • не предоставило или предоставило в уменьшенном размере установленные скидки и льготы;
  • нарушило порядок декларирования или регистрации цен;
  • получило плату за продукцию, которая в соответствии с законом должна быть предоставлена бесплатно.

         В России имеются сферы экономики,  где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Основным актом в этой сфере является Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».    

         Контроль за ценообразованием  осуществляют также налоговые  органы, поскольку одним из наиболее  распространенных способов уклонения от уплаты налогов является манипулирование с ценами, которые используются сторонами в сделках. Налоговые органы борются с такими нарушениями с помощью ст. 40 Налогового кодекса РФ.  Контролировать цены налоговые органы могут в следующих случаях:8

1. Сделка по реализации  товаров (работ, услуг) осуществлена  между взаимозависимыми лицами.

2. Сделка по реализации  товаров (работ, услуг) носит  товарообменный (бартерный) характер.

3. Сделка по реализации  товаров (работ, услуг) носит  внешнеторговый характер.

4. Цена по сделке  отклоняется более чем на 20% в  сторону повышения или в сторону  понижения от уровня цен, применяемых  налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам)  в пределах непродолжительного периода времени.9

         По результатам проверки цен  налоговые органы могут привлечь  налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

         По итогам вышесказанного можно  сделать вывод, что цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена любого товара, предназначенного для продажи, устанавливается таким образом, чтобы предприятие могло покрыть расходы на продажу и получить прибыль от своей деятельности. Структура цены в общем случае состоит из трех элементов: свободная отпускная (оптовая) цена товара, торговая надбавка и налог на добавленную стоимость.

         Предприятия всех форм собственности вправе использовать любые методы ценообразования на свою продукцию, товары, работы или услуги за исключением случаев, когда цены регулируются государством. Поэтому далее в работе необходимо рассмотреть рыночные методы ценообразования.

 

1.2. Рыночные методы ценообразования

 

 

         В экономической литературе описано  достаточно большое количество методов ценообразования.  Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 1.2):

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.

 

Рис. 1.2 Классификация методов ценообразования

 

 

         Подгруппа методов с ориентацией  на потребителя включает в  себя ряд методов, которые можно классифицировать по:

1) воспринимаемой ценности  товара потребителем — методы  на основе воспринимаемой ценности товара;

2) сложившемуся спросу на рынке — методы с ориентацией на спрос.

         В свою очередь группа рыночных  методов ценообразования может  быть разделена еще на две  подгруппы в зависимости от:

1) отношения потребителя  к товару — методы с ориентацией  на потребителя;

2) конкурентной ситуации на рынке — методы с ориентацией на конкурентов.10

          При использовании методов рыночного  ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

         Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

         Методы ценообразования, основанные на  воспринимаемой ценности  товара базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:

1) метод расчета экономической  ценности товара;

2) метод оценки максимально  приемлемой цены.

         Процедура расчета цены по методу расчета экономической ценности товара для потребителя состоит из следующих этапов:

1) определение цены (или  затрат), связанной с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;

2) определение всех  параметров, которые отличают ваш  товар как в лучшую, так и  в худшую сторону от товара-альтернативы;

3) оценка ценности  для покупателя различий в  параметрах вашего товара и  товара-альтернативы;

4) суммирование цены  безразличия и оценок положительной  и отрицательной ценности отличий вашего товара от товара-альтернативы.

         Вторым способом  определения цены  через воспринимаемую ценность товара является метод оценки максимально приемлемой цены. Данный подход особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем выше будет повышаться цена относительного данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем.

         Процедура определения цены по  методу оценки максимально приемлемой цены сводится к следующим расчетам:

Информация о работе Управление ценами на предприятии на примере ЗАО «ЗМК Промет»