Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование".

Работа содержит 1 файл

ценообразование - ЗАЧЁТ.docx

— 80.84 Кб (Скачать)

1. Сущность и структура механизма ценообразования

 

Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный  обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности  в их продукции и платежеспособного  спроса потребителей на нее.

При изучении материалов темы необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность механизма ценообразования, как  узлового звена формирования и становления  рыночных отношений.

Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.

Субъектами  ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

  • юридические лица и предприниматели;
  • республиканские органы государственного управления;
  • областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования:

  • определение основ государственной политики в области ценообразования;
  • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
  • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов);
  • установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;
  • государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установление нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Многообразие цен связано с  многоукладностью, многосторонностью  производственных решений, многофункциональным  характером общественного производства, неравномерностью развития и сложной  структурой рынка.

В рыночном механизме ценообразования  можно выделить механизм государственно-общественного  управления (регулирования) и свободно-конъюнктурного рыночного самоуправления и саморегулирования  ценовых процессов. Суть государственно-общественного  управления ценообразованием состоит  в целенаправленном воздействии  общества с помощью различных  экономических и организационных  рычагов на уровни и соотношения  различных видов и типов цен, а через них — интересы производителей и потребителей товаров для приведения структуры общественного производства в соответствие с общественными  потребностями.

Механизм ценообразования в  условиях рыночной экономики гибко  реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок.

Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены, в свою очередь влияют на инфляцию, они могут ее сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции.

Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является переход к свободным ценам (либерализация  цен). Однако важно уяснить, что переход  к свободным ценам должен осуществляться при реализации таких условий, как  демонополизация производства и  создание конкурентной среды; разгосударствление и приватизация собственности; умеренно-жесткая  бюджетная и денежно-кредитная  политика.

 

 

1.Сущность и структура  механизма ценообразования.

Механизме ценообразования  – совокупность взаимосвязанных  процессов формирования и изменения  цен под воздействием множества  экономических и иных факторов, протекающих  с участием различных хозяйствующих  субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства.

В механизме ценообразования  выделяются механизмы государственно-общественного  управления ценообразованием и рыночного  самоуправления и саморегулирования  ценовых процессов.

Суть государственно-общественного  управления ценообразованием состоит  в целенаправленном воздействии  общества и государства с помощью  различных экономических и организационных  рычагов на уровни и соотношение  разных видов и типов цен, а  через них – на интересы производителей и потребителей товаров.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных  общегосударственных цен на важнейшие  виды продукции (энергоносители, водку  белую и т.д.); планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отметкой фиксированных  цен; разработку прогноза важнейших  параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен  на товары, тарифов на услуги).

Регулирование ценообразования  – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны  государственных органов путем  принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер  с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен в переходный период к рынку сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей.

Сущность рыночного механизма  самоуправления и саморегулирования  цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность  за нее переносится в сферу  экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме  являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.

 

 

2. Сущность и функции  цены инновационной экономики

 

 

 

3. Субъекты и принципы  ценообразования в РБ.

Субъектами ценообразования  в РБ могут выступать: юр.лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Принципы ценообразования:

- определение основ государственной  политики в области ценообразования;

- сочетание свободных  и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению цен (тарифов);

- установление регулируемых  цен на товары (услуги) на уровне, обеспечивающем хозяйствования  покрытие экономически обоснованных  затрат и получение достаточной  для расширенного воспроизводства  прибыли и других мер государственной  поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

 

 

4. Объективный характер, цели и методы государственного  регулирования цен.

В любой рыночной стране г-во тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Согласно Концепции ценообразования в РБ, государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществлять тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформации в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Регулирование ценообразования  реализуется путем прямого и  косвенного регулирования.

Прямое регулирование  осуществляется с применением методов  установления:

- фиксированных цен;

- предельных максимальных  уровней цен;

- предельных минимальных  цен;

- предельных уровней рентабельности  на отдельные группы, виды продукции  или продукцию отдельных отраслей;

- фиксированных, предельных  надбавок (наценок), скидок в оптовом  и розничном звеньях;

- определенных правил  или условий определения и  применения цен;

- декларирования цен.

Косвенное регулирование  осуществляется через воздействие  на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов проведения в ценовой рекламе, препятствующей недобросовестной конкуренции.

   Цели государственного регулирования цен:

- не допустить инфляционного  роста цен в результате монополизма  производителей;

-  способствовать созданию  нормальной конкуренции, ориентирующей  на снижение затрат, не допустить  разрушительной конкуренции;

- обеспечить относительный  паритет цен во всех звеньях  экономики;

- достигнуть определенных  социальных результатов, в частности,  обеспечить поддержание прожиточного  минимума, возможность приобретения  в достаточном количестве товаров  первой необходимости.

 

 

5. Государственные органы, осуществляющие регулирование цен.

Совету Министров РБ дано право регулировать цены:

- на коммунальные услуги, оказываемые населению (горячее  и холодное водоснабжение, канализацию,  газ, электрическую и тепловую  энергию, пользование лифтами,  вывоз мусора); плату за пользование  и техническое обслуживание жилых  помещений;

- закупочные цены на  с/х продукцию, реализуемую для  государственных нужд; работы по  известкованию кислых почв;

- продукцию оборонного  назначения, поставляемую по государственному  заказу; продукцию, поставляемую  в страны СНГ по межправительственным  соглашениям;

- древесину, отпускаемую  на корню.

Министерство экономики  регулирует цены:

- на нефть сырую собственной  добычи и вырабатываемые из  нее нефтепродукты; природный  и сжиженный газ по специальному  перечню; электрическую и тепловую  энергию (кроме энергии, отпускаемой  населению); транспортировку нефти  и нефтепродуктов, газа по магистральным  трубопроводам;

- кожевенное сырь и  льноволокно;

- минеральные и известковые  удобрения по согласованию с  Министерством сельского хозяйства  и плодородия и Министерством  финансов;

- спирт, водку и другую  алкогольную продукцию крепостью  выше 28 градусов; табачные изделия  по согласованию с Министерством  торговли;

- товары (работы, услуги) организаций  и ИП, включенных в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение  на товарных рынках;

- перевозку пассажиров  авиатранспортом; железнодорожным  транспортом; услуги электрической  и почтовой связи общего пользования;  услуги по выдаче паспортов  гражданам РБ;

- социально-значимые товары  и лекарственные средства по  определяемому Советом Министров  перечню; стеклотару; надбавки в  сфере обращения.

Указом Президента дано право  регулировать цены по отдельным товарам  и услугам Министерству архитектуры  и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству   информации, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Белорусскому государственному концерну по нефти  и химии, Национальному банку, облисполкомам, Минскому горисполкому.

 

 

6. Порядок и формы регулирования  цен на продукцию организаций-монополистов.

Как и в большинстве  стран с рыночной экономикой, в  РБ осуществляется регулирование цен  на продукцию организаций-монополистов. Основным критерием определения  доминирующего положения на рынке, т.е. отнесение к монополистам, является доля хозяйствующего  субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую  нормативными документами.

В Реестр включено около 200 хозяйствующих  субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, в агропромышленном комплексе, производственной и социальной инфраструктуре. Например, ОАО «Горизонт», ОАО «Борисовдрев» (спички), ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»,  ОАО «Мозырсоль».

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"