Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:10, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическое содержание цены.
2. Функции цен. Принципы ценообразования.
3.Факторы, влияющие на уровень и динамику цен.
4.Эластичность спроса от цен и факторы ее определяющие.
5. Эластичность предложения и ценовых ожиданий. Перекрестная эластичность.

Работа содержит 1 файл

ценообразование.docx

— 67.91 Кб (Скачать)

 

1. Экономическое содержание цены.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую  продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В  рыночной экономике все имеет  цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного  производства. Равновесной ценой  при этом считается цена такого уровня, пик которой предложение соответствует  спросу.

Теоретически и практически  товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток – их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя, таким образом, предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения истимулируютувеличениепроизводства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен. Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макроэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира, являются объектом государственного регулирования, в рамках проводим экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

7.Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен

объясняется способностью продавцов  предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут  отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Покупатели видят  разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы  выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения  для разных потребительских сегментов  и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи, В связи  с наличием большого числа конкурентов  стратегии их маркетинга оказывают  на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического  рынка.

Основные  черты рынка монополистической  конкуренции:  
Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Он имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы.  
На рынке существует относительно большое число продавцов, доля которых в типичном случае может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами.  
При установление цены или решении вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.  
На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Но могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки. 

 

2. Функции цен. Принципы ценообразования.

Играя исключительную роль в  экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действие объективных  экономических законов в обществе: балансирующую, планово-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается  в формировании важнейших пропорций  в экономике, в первую очередь, между  спросом и предложением. Планово-учетная  функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

Распределительная и перераспределительная функция цен состоит в распределении создаваемого национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена.

Информационная функция  состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре  рынка и рыночных ценах.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип научности  обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен  базируется на глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов, а также  действующей в экономике системы  цен. При этом необходимо выявить  тенденции развития производства, спрогнозировать  изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен  во многом зависит от полноты информационного  обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной  информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой  направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.

С этой целью у нас и  за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая  направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности  процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений  и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все  более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

 

3.Факторы, влияющие на уровень и динамику цен.

Существуют различные  подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. Рассмотрим некоторые  из них.

В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы:

на микроуровне; на макроуровне.

Среди факторов, определяющих уровень цен на микроуровне, можно выделить следующие:

индивидуальная себестоимость  и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью; средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли; качество товара; объемы поставок, взаимоотношения  продавца и покупателя; условия платежа; франкировка цен или базисные условия поставки; уровень сервиса  и срок послепродажного обслуживания; длительность цикла товародвижения; жизненный цикл товара; мобильность  производства; затраты на рекламу; имидж  предприятия; уровень спроса и предложения  на данную продукцию; характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров; характер антимонопольного регулирования; платежеспособность населения; и другие.

Факторы, оказывающие воздействие  на уровень цен и их динамику на макроуровне:факторы, содействующие росту цены: кризисное состояние производства и экономики в целом; разбалансированность финансово-кредитной системы; несовершенство налоговой политики; высокая налоговая нагрузка; недостаточный объем производства продукции; высокая плата за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей; отсутствие конкуренции в отрасли и др. факторы, способствующие снижению цены: снижение материалоемкости; эффективное использование трудовых ресурсов; хорошее знание конъюнктуры рынка; умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность; совершенствование технологии производства и продаж; упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки и др

 

8.Особенности ценообразования  на рынке олигополии.

Олигополистическая  конкуренция

Олигополистнческий рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь,   алюминий),   а   могут   быть   и   несхожими   (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в-пользу конкурентов.

 

4.Эластичность спроса от цен и факторы ее определяющие.

Основными факторами, определяющими  ценовую эластичность спроса, являются: 
а) наличие и доступность у данного товара товаров-субститутов. Чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данно-го, тем эластичнее спрос, например, спрос на зубную пасту определенной мар-ки. Если цена на эту марку пасты повысится, то большинство покупателей без-болезненно перейдут на другие сорта, хотя кто-то, возможно, останется верен своей привычке. Отсюда следует и такой вывод: чем более агрегированный товар мы рассматриваем, тем ниже эластичность.б) интервал времени, который данной закономерности является особенно низкая эластичность спроса на те товары, потребление которых (опять-таки с точки зрения потребителя) не может быть отложено. "Мне срочно очень нужно" – и покупатель становится более сговор-чивым.  
в) доля затрат на данный товар в суммарных доходах потребителя. Чем меньше данная доля, тем менее эластичным является спрос. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета (например, покупка соли, спичек), ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены. Но одна и та же сумма при большом доходе может со-ставлять малую долю бюджета, а при низком доходе – значительную. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким доходом меньше, чем у потребителей с низким. 
г) отнесение товара к предметам роскоши или первой необходимости. Эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые, с точки зрения потре-бителя, являются необходимыми. Для одного необходимыми товарами являют-ся сигареты, для другого – лекарства, а для коллекционера – марки и спичеч-ные этикетки. Это дело вкуса. 
Следует иметь в виду, что коэффициент эластичности спроса изменяется по мере изменения цены. В случае линейной функции спроса точка единичной эластичности спроса находится ровно посередине графика спроса. Выше лежит участок с эластичным спросом, а ниже – с неэластичным. Следовательно, если цена товара находится в диапазоне от запретительной цены до 1/2 запретитель-ной цены, то спрос на товар является эластичными и снижение цены в данном диапазоне обеспечит продавцу увеличение выручки от реализации (дохода) ТR. Соответственно, если цена товара ниже 1/2 запретительной цены, то это соот-ветствует неэластичному участку графика спроса и, следовательно, в случае повышения цены до указанного уровня продавец сможет увеличить размер вы-ручки от реализации продукции, а в случае повышения цены в границах неэла-стичного отрезка его выручка будет сокращаться Такой анализ позволяет продавцу установить те диапазоны цен, в грани-цах которых их корректировка в соответствующем направлении обеспечит рост выручки. 
Анализ ценовой эластичности крайне важен для продавца, так как в слу-чае снижения им цены его выручка может либо вырасти (если спрос на товар является эластичным), либо сократится (если спрос на товар является неэла-стичным). Противоположные результаты можно получить при повышении це-ны товара. Данные рассуждения отражены в таблице. 
В целом, исходя из желания производителя и продавца снизить возмож-ные риски своей деятельности, большинство из них заинтересовано в том, что-бы спрос на их продукцию был менее эластичным. Тогда даже при вынужден-ном повышении цены на товар с целью компенсации возросших издержек их финансовый результат может и не ухудшиться.Следовательно,используя факторы, определяющие ценовую эластич-ность спроса, можно влиять на нее в необходимом направлении

5. Эластичность  предложения и ценовых ожиданий. Перекрестная эластичность. 
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит  от:

1)особенности производственного  процесса (позволяет производителю  расширить производство товара  при повышении цены на него  или переключиться на выпуск  другого товара при снижении  цен);2)временной фактор (производитель  не в состоянии быстро реагировать  на изменения цен на рынке);

3)зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.  Эластичность ценовых ожиданий − показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен. Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.

Если 0<Eц.ож.<1, то рост цен в будущем будет меньше, чем рост цен в настоящем.

Если Eц.ож.=1, то цены стабильны.

Если Eц.ож.=0, то текущее изменение цен не повлияет на цены в будущем.

Если Eц.ож.<0, то ожидается снижение цен в будущем.

Перекрестная эластичность спроса (Cross elasticity of demand) характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Применяется для взаимозаменяемых товаров (т.е. товаров-субститутов, например, говяжье мясо и мясо птицы, чай и кофе и т.д.) и взаимодополняемых товаров (т.е. товаров-комплементов, например, бензин и автомобиль, обувь и крем для обуви и т.д.).

Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене  называют отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара.

где Q— количество i-го товара; 
P— цена j-го товара;

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности окажется болеше нуля (например, рост цен на говяжье мясо вызовет рост спроса на мясо птица).

При изменении цены товара-комплимента  коэффициент перекрестной эластичности окажется меньше нуля (например, рост цены на бензин ведет к уменьшению спроса на автомобили).

 

6.Ценообразование  на рынке чистой конкуренции.

На рынке чистой конкуренции спрос для предприятия обладает полной эластичностью по цене, так как на рынке присутствует много фирм, причем у них нет возможности по отдельности контролировать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Если фирма увеличивает объем производства продукции, цена обычно не изменяется. На рынке чистой конкуренции между спросом и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

В случае если предложение  товаров в отрасли увеличится, то цена понизится для всех присутствующих на рынке фирм.

На рынке чистой конкуренции  ни одна фирма не участвует в процессе ценообразования, а цены определяются через взаимодействие спроса и предложения.

Ниже в принципе что-то схожее, но более простым текстом:

Чистая конкуренция

Рынок чистой конкуренции  состоит из множества продавцов  и

покупателей какого-либо схожего  товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный  покупатель или продавец не оказывает  большого влияния на уровень текущих  рыночных цен товара. Продавец не в  состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, полигики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

 

 

 

 

 

 

9.Ценообразование  в условиях чистой монополии.

Чистая монополия

При чистой монополии на рынке  всего один продавец. Это может  быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), частная регулируемая монополия (например,.«Кон-Эдисон») или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам-на всю глубину рынка. Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. На  58 представлена методика расчета цен, состоящая из шести этапов, которые будут рассмотрены в оставшихся разделах данной главы.


 

 

10.Система цен и взаимосвязь  между различными    видами  цен.

Система цен характеризует  взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен, состоит  из блоков, в качестве которых рассматриваются  как конкретные цены, так и определенные группы цен. Изменения, внесенные в  уровень одной цены, сказываются  на уровнях других цен. Это объясняется  единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов  рынка между собой и тесной взаимосвязью всех элементов рыночного  хозяйственного механизма.

Все виды цен можно подразделить следующим образом.

По характеру обслуживаемого оборота.

Оптовые цены — цены, по которым  предприятия реализуют произведенную  продукцию другим предприятиям или  сбытовым организациям.

Розничные цены — цены, по которым торговые организации реализуют  продукцию населению.

Закупочные цены — цены, по которым сельскохозяйственные производители  реализуют свою продукцию государству, фирмам, промышленным предприятиям для  последующей переработки.

Сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция  строительства (здания, сооружения).

Цены и тарифы на услуги населению — особый вид розничной  цены (здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, гостиничные и туристические  услуги, бытовые услуги и т. д.).

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени  конкуренции на рынке.

Свободные (рыночные) цены —  цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка.

Фиксированные цены или тарифы — цены (тарифы), устанавливаемые  на определенном уровне.

Регулируемые цены — цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, как правило, на продукты, товары и тарифы повышенного  социального назначения.

Паритетные цены — цены, используемые государственными органами США для регулирования соотношений  цен между сельскохозяйственной продукцией и иными товарами и  услугами.

По способу установления.

Твердые (постоянные) цены устанавливают  договоры и не меняются в течение  всего срока поставки продукции  по данному соглашению или контракту.

Текущие цены — по ним  осуществляется поставка продукции  в данный период времени. Они могут  меняться в рамках одного контракта  и отражают состояние рынка.

Подвижная цена — цена, зафиксированная  в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится  или понизится).Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.С учетом фактора времени:Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная цена — вид  закупочных или розничных цен  на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.

Ступенчатая цена — ряд  последовательно снижающихся цен  на продукцию в заранее обусловленные  моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения  информации об уровне цены: Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

Прейскурантные цены —  вид справочной цены, публикуемой  в прейскурантах фирм-продавцов.Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.В зависимости от вида рынка.Аукционные цены — цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.Биржевые котировки — цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.

Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ  по заранее объявленным в специальном  документе (тендере) условиям.

Внутрифирменные цены.

11. Поэлементный состав  цены. Структура цены. Характеристика  элементов цены.

Цена включает в себя несколько  элементов.

При этом состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, показатели затраты и прибыли, выраженные в рублях).

Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие.

1. Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.

2. Прибыль - показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме.

В количественном эквиваленте - это разница между ценой и  затратами на производство и (или) реализацию товара Предприятие-изготовитель устанавливает  изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя  к конечному потребителю: она  возрастает. Сумма себестоимости  изготовления и прибыли производителя  представляет собой цену производителя  товара. Она еще называется оптовой  ценой предприятия без НДС.

3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия. На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д.

Надбавка  оптовой организации. Оптовые организации являются, как правило, тем звеном на пути движения товаров от производителя к потребителю, через которое реализуется большая часть продукции производителя. Величина надбавки оптовой организации, как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной цены производителя и торговой надбавки оптовой организации составляет цену оптовой организации.

Надбавка  розничной организации. Через розничные торговые организации продукция предприятияизготовителя попадает непосредственно к потребителю. В состав торговой надбавки розничных организаций входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения. Сумма цены оптовой организации и надбавки розничной торговой организации составляет розничную цену товара, по которой конечный потребитель приобретает товар. Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.

Большая доля прибыли и  налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены. Структура цены показывает, какой вклад делает каждый участник товародвижения в уровень цен. Чем больше посредников на пути движения товара от производителя к конечному потребителю, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.

12. Методы ценообразования,  основанные на издержках производства   (на базе себестоимости  продукции,  структурной аналогии, агрегатный). 
Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства, в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н,

Затратный метод является достаточно популярным не только в  отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано  с рядом причин. Во-первых, производители  всегда лучше осведомлены о своих  затратах, чем о потребительском  спросе, поэтому затратный метод  считается достаточно простым. Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Агрегатный метод применяется  по товарам, состоящим из сочетаний  отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Пример 2. Минский фарфоро-фаянсовый завод производит чайные сервизы, состоящие из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора будет складываться из цен, входящих в набор компонентов, которые рассчитываются отдельно на основе затратного метода, описанного выше.

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и  сферах с широкой номенклатурой  выпускаемых однотипных изделий, услуг  или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того чтобы установить цену на новый вариант  изделия, определяют структурную формулу  цены по ее аналогу. С этой целью  используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность  точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим  чертежам и нормам расхода, оплата труда), то используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную  цену. При этом можно использовать следующую формулу:Ц (или С) = Зо / Дз.о,

где Ц, или С — цена, или себестоимость нового изделия, р.; Зо — абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, р.; Дз.о — доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.

Пример 3. Производство нового подшипника потребует 300 тыс. р. затрат на материалы. Поскольку в цехе подшипников выпускается  однотипная продукция, структура цен  которой практически  одинакова (60 % — материальные затраты, 30 % — заработная плата, 10 % — остальная  часть цены), определим  возможную цену нового изделия, которая  составит 500 тыс. р. (300 тыс. р. / 60 • 100).

13. Методы определения цен с учетом качества, потребительских свойств     товаров (корреляционный, удельных показателей, балловый).

Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры  продукции, прибегают к другой группе методов, которые часто называют параметрическими. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена.

2.1.Удельных пок-лей. Если цена тов. опр. 1м кач. пок-лем, имеющ. колич. выраж. Цена нов.т = Цена тов-аналога / п-ль кач-ва тов-аналога * П-ль кач-ва нов.тов.

2.2 Некоторые потребительские свойства изделий не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним можно отнести, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды. Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод. Он применяется при обосновании цен на такую продукцию, как продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия, часы, оптико-механические приборы и другую продукцию.

Балльных оценок. Исп.на тов,цена кот.зав от неск.п-лей кач-ва.Собир экспертн.комиссия,иссл.тов-конкуренты,выбир.наиб.соспоставимый аналог,опр.перечень п-лей кач-ва, кот.оцениваются,опр.цена: Цена нов.тов=Цена тов-анал./Срвзвеш.сум.баллов аналога* Срвзвеш.сум.баллов нов.тов.(срвзвеш.сум.баллов=Сум.баллов*соотв.коэф.)

Недостатки:не учит.движ.цен;невозм.учета конъюнктуры рынка;учет конк.тов-анал.без учета тов-заменит.;возм.неправ.выбор тов-аналога;возм.несогл.мнений экспертов.

2.3 Установить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы позволяет также метод корреляционно-регрессионного анализа. Его применение дает возможность определять цену как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.

 

 

16.Цели и задачи государственного регулирования цен.

В Республике Беларусь государственное  регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.  
^ Цель регулирования — обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная). 
Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. 
Реализация государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль над ценообразованием осуществляется Советом Министров РБ, Министерством экономики РБ, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.  
Устанавливая цены на товары (работы, услуги), субъект хозяйствования должен иметь представление о системе нормативных граничений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.Ценоваяполитикавыполняет следующие задачи:1) пособствует развитию рыночных отношений;2) является средством защиты частной, государственной и других форм собственности;3) способствует снижению темпов инфляции и смягчению ее отрицательных последствий;4) содействует развитию конкуренции;5) создает условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых потоков, а также для свободной экономической деятельности.

14. Методы ценообразования  с ориентацией на спрос, конкуренцию  (ощущаемой    ценности товара, текущих цен, закрытых торгов).

При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая — когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены.

Этот метод ценообразования  соответствует маркетинговому подходу  и предусматривает учет в цене наличия в товаре выгод, которые  ищет потребитель, а также его  готовность платить за эти выгоды. В основе метода лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги.

Ценообразование на основе текущих цен в большей степени принимается по товарам массового производства. Цена устанавливается в возможных пределах, которые учитывают факторы спроса, наличия конкурентов, предложения, возможности замены аналогичным товаром по более низкой цене. Минимально возможная цена в этом случае устанавливается на уровне себестоимости, что естественно не дает

Прибыли это устанавливается  по скоропортищимся товарам. Максимально возможная цена устанавливается при предельном спросе. С изменением спроса меняется цена товара.

В ходе тендерных торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения.

В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое  предложит минимальную цену, обеспечит  требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа.

 

17. Государственное  ограничение рыночного равновесия. Прямое и     косвенное  регулирование цен.

Государство в своей политике использует 2 метода или подхода  гос регулирования цен  -прямые –косвенные. Прямое государственное регулирование представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. К прямому государственному регулированию цен относиться : -общее замораживание цен – замораживание цен на отдельные товары – установление фиксированных цен и товаров – установление предела роста цены -  установление норматива рентабельности – установление предела снабженческих и торговых надбавок – декларирование цен – установление рекомендательных цен – установление паритетных цен. Косвенное государственное регулирование цен представляет собой регулирование не  самих цен, а факторов влияющих на цены. Гос органы осуществляют косвенное регулирование с помощью : гос закупок – установление налогов и налоговых ставок – установление дотаций и льгот – регулирование денежного обращения и кредитов – гос инвестиция – регулирование валютного курса – установление экспортно импортных пошлин – установление норм амортизации – регулирование го расходов. Пределы роста цены заключается в установлении как максимального , так и минимально значения.

15. Политика ценообразования в Республике Беларусь в условиях    перехода к рынку.



Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"