Регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг. Законы, регулирующие рынок ценных бумаг. Органы государственного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Регулирование рынка ценных бумаг в США.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

   ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ В  Г.УФЕ 

   ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

   Кафедра «Финансовый менеджмент» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ» 

ВАРИАНТ 22 

 
 
 
 
 

                                                Выполнил: Чанышева Р.Р.                 

                                                              06ффд40312

                                                              Гр. 15ФФВ

                                                Проверил: Бублик Е.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Уфа, 2010 г.

  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком  плане в качестве инструмента  государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

       В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантированны Правительством.

       Под государственными долговыми обязательствами  понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления. [1, c.66]

    Роль  государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

    - идеологическая и законодательная  функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

    - концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

    - установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);

    - контроль за финансовой устойчивостью  и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

    - создание системы информации  о состоянии рынка ценных бумаг,  ее открытость для инвесторов;

    - формирование системы защиты  инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

    - предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

    - предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).[3, c.80]

    Большинство этих задач в настоящее время  еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

    - крупнейшим эмитентом (финансирование  государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

    - макроэкономическим регулятором,  используя инструменты рынка  ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

    - крупнейшим дилером на рынке  государственных ценных бумаг. [5, c.103] 
 
 
 
 
 

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

    До  Великой депрессии 1929-33 гг. американский рынок ценных бумаг характеризовался минимальным вмешательством государства  в его деятельность. На фоне стремительного роста инвестиционной активности, наблюдавшегося после первой мировой войны, поступавшие изредка предложения о необходимости раскрытия компаниями финансовой информации в целях предупреждения мошенничества с ценными бумагами серьезно не рассматривались. По некоторым оценкам, в 1920-е годы в обращение было выпущено ценных бумаг на сумму около $50 млрд., половина из которых в последующие годы обесценилась.

    Крах  фондового рынка в октябре 1929 г. и последующая экономическая  депрессия существенно подорвали  интерес инвесторов к операциям  с ценными бумагами. В этот период среди экспертов сформировалось устойчивое мнение о том, что для восстановления экономики необходимо вернуть доверие граждан к фондовому рынку. Эта проблема широко обсуждалась на специальных слушаниях в Конгрессе, который в 1933 г. и 1934 г. последовательно утвердил два закона, призванных укрепить доверие инвесторов к рынку ценных бумаг путем введения контроля над этим рынком со стороны государства.

    Принятые  с 1933 г. по 1940 г. законы стали законодательной  основой регулирования рынка  ценных бумаг в последующие десятилетия. Эти законы - Securities Act of 1933, Securities Exchange Act of 1934, Investment Company Act of 1940, Investment Advisors Act of 1940 - носят общий характер и устанавливают базовые принципы и цели регулирования. Кроме того, в 1935 г. был принят закон о холдинговых компаниях в коммунальной сфере (Public Utility Holding Company Act of 1935), направленный на регулирование деятельности компаний электро- и газоснабжения, занимающихся бизнесом в нескольких штатах, в области выпуска и обращения ценных бумаг, заимствований, слияний и поглощений и ряда других финансовых сделок. По мере развития рынков ценных бумаг, увеличения их масштабов, вовлечения в их деятельность технологических новшеств, появления новых продуктов и услуг Комиссия по ценным бумагам и биржам разрабатывает поправки к существующим законам и вносит предложения о принятия новых правил, соответствующих меняющимся условиям, в целях поддержания стабильности рынков и защиты инвесторов. В 1975 г. были приняты поправки к законам о ценных бумагах с целью создания общенационального фондового рынка с едиными правилами проведения сделок и унифицированной системой расчетов и платежей. [2, c.114]

    Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для  упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

    -   государственное регулирование;

    -   регулирование со стороны профессиональных  участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

    -   общественное регулирование, или  регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

    Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

    - поддержание порядка на рынке,  создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

    - защиту участников рынка от  недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

    - обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

    - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

    - формирование (в определенных случаях)  новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

    - достижение каких-либо общественных  результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.). [3, c.85]

    Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает в себя:

    - создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

    - отбор профессиональных участников  рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

    - контроль за выполнением всеми  участниками рынка норм и правил  функционирования рынка;

    - систему санкций за отклонение  от норм и правил, установленных на рынке.

    Принципы  регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

    Основными принципами регулирования являются:

    - разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

    - выделение из всех видов ценных  бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

    - максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

    - обеспечение конкуренции как  механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

    - разделение полномочий между  регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

    - обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

    - соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

    - оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями. [3, c.93] 
 
 

2. ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

    Законодательные основы системы регулирования финансовых рынков были заложены целым рядом  законов США в период президентства Ф. Рузвельта, когда, опираясь на государство, преодолевались губительные законы либерализма: законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом о фондовых биржах 1934 г. Закон о ценных бумагах регулирует следующие вопросы:

  • порядок регистрации новых выпусков ценных бумаг (содержание заявления на регистрацию, санкции в случае нарушения установленных правил и прямого обмана);
  • порядок продажи бумаг новой эмиссии;
  • изъятие из общего правила регистрации самих бумаг и некоторых операций с ними, а также ряд других (в том числе технических) аспектов.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг