Процесс и особенности механизма ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение основных механизмы ценообразования в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие, сущность и функции цен.
Раскрыть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономике.
Определить основные этапы и механизмы ценообразования в российской экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Роль цены и методология ценообразования………………………. 5
1.1 Понятие цены и ее роль в рыночной экономике…………………….. 5
1.2. Функции цен………………………………………………………… 12
1.3 Методология и принципы ценообразования………………………… 20
2. Процесс и особенности механизма ценообразования…………….. 23
2.1 Этапы ценообразования……………………………………………….. 23
2.2 Механизмы ценообразования…………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………… 36
Список используемой литературы……………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Роль цены и методология ценообразования………………………. 5
1.1 Понятие цены и ее роль в рыночной экономике…………………….. 5
1.2. Функции  цен………………………………………………………… 12
1.3 Методология и принципы ценообразования………………………… 20
2. Процесс и особенности механизма ценообразования…………….. 23
2.1 Этапы ценообразования……………………………………………….. 23
2.2 Механизмы  ценообразования…………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………… 36
Список  используемой литературы……………………………………… 38
Приложения………………………………………………………………… 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цена  товара  является  важнейшим  элементом  хозяйственного  механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики  ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового  механизма или  отказ  от  управления  ценами  в  надежде  на  его  стихийное  действие оборачивались большими или меньшими  негативными  последствиями  в  развитии общественного производства во многих странах  на  тех  или  иных  этапах  их развития.

       Вместо  поставленных   целей   ускорения   темпов   экономического   и социального развития, роста интенсивности  производства  и  на  этой  основе повышения конкурентоспособности продукции было получено снижение примерно  в 2 раза объемов производства,  падение уровня  его интенсивности и резкое ухудшение качества жизни для большинства граждан  страны.  В связи  с  этим освоение механизма изменения и регулирования цен в новых условиях имеет  для страны жизненно важное значение.

       Сложность заключается в том,  что в нашей стране мировой  опыт в области ценообразования плохо освоен и  применяется  недостаточно квалифицированно.

     Выход из  кризиса  страны  и  эффективное  функционирование  экономики России во многом будут зависеть от успешности создания конкурентоспособного производства.  Таким   образом,   создание   механизма ценообразования   и регулирования   цен, направленного   на   обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующего повышению его эффективности  и жизненного уровня населения, является весьма актуальной проблемой.

       Значительный вклад в развитие  теории  цен  и  ценообразования   внесли такие классики экономической мысли, как У. Петти, А. Смит,  Д.  Рикардо,  К. Маркс, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл,  В.  Парето  и  др.

       Их  работы охватывают  широкий  диапазон  в   анализе   рассматриваемой   экономической категории, начиная с создания теории трудовой стоимости,  теории  предельной полезности и завершая современными направлениями  неоклассического  синтеза, составляющие  теоретическую  основу   современных   исследований   рыночного хозяйства.

     Цель  исследования - определение основных механизмы ценообразования в рыночной экономике.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, сущность и функции цен.
  2. Раскрыть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономике.
  3. Определить основные этапы и механизмы ценообразования в российской экономике.

     Объектом данной работы выступает цена.

     Предметом данной работы является механизмы ценообразования в российской экономике.

     Основными источниками при написании курсовой работы послужили научная и учебная  литература отечественных и зарубежных авторов в области финансов, экономики, цены и ценообразования и.т.д.

 

     Глава 1. Роль цены и методология  ценообразования 

     1.1. Понятие цены и ее роль в рыночной экономике 

     В современных условиях цены и ценообразование  становятся одним из основных элементов  развития рыночной экономики. Важнейшим  условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является прежде всего целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования.

     Чтобы правильно понять сущность цены, ее функции, механизм формирования свободных  цен, систему и виды применяемых цен в условиях рынка, выявить факторы, влияющие на их установление, а также определить стратегию ценообразования как в настоящее время, так и на перспективу, прежде всего необходимо рассмотреть процесс создания стоимости. При этом важно познать и оценить влияние закона стоимости на процесс ее формирования в товарном производстве.

     Закон стоимости - это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда1.

     Таким образом, согласно закону стоимости  товары обмениваются друг на друга  по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного  общественно необходимого труда.

       Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона - закона спроса и предложения - оказываются выше или ниже своей стоимости2.

     Величина  стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

     Под общественно необходимыми затратами труда понимаются затраты, которые требуются для производства данного товара при средних общественных условиях производства данной отрасли (уровне технологии, организации производства и его интенсивности, степени квалификации и профессионального мастерства производителей)3.

     Таким образом, стоимость - это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены.

     Стоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная (максимальная) масса данного товара для удовлетворения в нем общественной потреб-ности. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара. Именно на рынке происходит как бы преобразование индивидуальных затрат на производство отдельных товаров в общественную рыночную стоимость.

     Именно  через конкуренцию продукции (товаров, услуг) на рынке выявляется ее истинная рыночная стоимость. При этом рынок  сводит индивидуальные затраты труда, овеществленные в товаре, к общественно необходимым, показывая их реальную общественную рыночную стоимость.

     Одновременно  цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, ра-бот, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара. В общем виде цена 4

     Ц = С + П + Н,

     где С - себестоимость (издержки производства) продукции; П - прибыль производителя (предприятия); Н - налоги, сборы, платежи, отчисления.

     В условиях рынка на цену, помимо стоимости, влияет, как уже отмечалось, и соотношение спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики - закона стоимости и закона спроса и предложения.

     Влияние соотношений спроса и предложения на уровень цен не означает, что они являются главным ценообразующим фактором. В основе формирования цены лежит прежде всего стоимость. Именно она определяет тенденции изменения цепы, а соотношения спроса и предложения воздействуют только на ее отклонение от стоимости.

     В рыночной экономике функционирует  механизм цен, связанный с законом  спроса и предложения. Простая модель, по которой изучают взаимодействие спроса и предложения на рынке, существует почти 200 лет. На рынке согласно этой модели выделяют две основные силы - производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые соперничают между собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов - продать свои товары по более высокой цене и получить большую прибыль, а покупателей - приобрести нужные им товары с большей полезностью по низкой цене.

     На  масштабы спроса влияет ряд факторов, но в первую очередь цена на какой-либо товар. Потребители станут покупать больше товара, если он станет дешевле. Такую связь можно изобразить графически в виде кривой спроса, фиксирующей цену товара и отображающее величину спроса. Каждая точка на этой кривой показывает количество товара, которое потребители хотят купить за соответствующую цену. Если кривая направлена вниз, то это означает, что спрос потребителей на данный товар растет, а цена снижаемся.

     Цены, устанавливаемые на все виды товаров  народного потребления, продукцию  производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой - нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги.

       Таким образом, цена занимает  центральное место в рыночных  отношениях, гармонизируя разные  экономические интересы производителя (продавца) и потребителя (покупателя), приводя в соответствие спрос и предложение.

     В рыночном хозяйстве цена - это инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала5. Она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики. Поэтому важно с помощью экономической теории установить, каким образом цена и рыночный механизм ценообразования разрешают глобальные проблемы: что, как и для кого производить.

     Для производителя (продавца) товара уровень его цены определяет доходность хозяйственной деятельности, обусловливает возможности потребления и инвестирования в развитие хозяйства6. Поэтому производитель заинтересован продать свой товар по более высокой цене и получить больший доход. Противоположные интересы у покупателя-потребителя, которые заключаются в том, что цена приобретения товара определяет расходы (издержки) потребителя. Чем ниже цена товара, который он покупает, тем меньше его расходы (издержки). Поэтому каждый предприниматель, каждое предприятие стремятся подороже продать свой товар и купить необходимые им товары подешевле. Разница между выручкой (объемом реализации товаров) и затратами (объемом приобретаемых ресурсов) характеризует эффективность производственно-хозяйственной, предпринимательской деятельности предприятия и рациональность ведения домашнего хозяйства. Цены товаров (услуг) в рыночной экономике непосредственно устанавливаются под воздействием спроса и предложения в результате конкуренции покупателей и продавцов. Конкурентное ценообразование формирует эффективное распределение ограниченного количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, подкрепленную денежными средствами.

     Таким образом, цена способствует установлению равновесия спроса и предложения  товаров. Однако это происходит лишь тогда, когда есть все условия для свободной конкуренции и перелива капитала, открыто вхождение на рынок конкретного товара покупателей и продавцов. Практически совершенной конкуренции не существует, имеются лишь определенные предпосылки для этого. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные их сферы и образование цены. В результате цены на конкретные товары нередко устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя (продавца) или покупателя товара. В этих условиях возникает необходимость в государственном и муниципальном регулировании цены.

Информация о работе Процесс и особенности механизма ценообразования