Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:07, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Работа содержит 1 файл

Характеристика налоговой системы РБ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П. О. СУХОГО»
 

КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ» 
 
 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Ценообразование и налогообложение»

На тему:

«ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
студентка гр. МГ-42 
Широкова А. В. 
 
 
 
 
 
 

Гомель, 2012

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

     Налоги  являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

     Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

       От того, насколько правильно  построена система налогообложения,  зависит эффективное функционирование  всего народного хозяйства.

     Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].

     С помощью налоговой системы государство  реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и  перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более  широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

     Направленная  на построение социально ориентированной  рыночной экономики налоговая система  республики Беларусь начала вводиться  с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

     В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

     В настоящее время в республике практически создана систематизированная  нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику  найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.

     С 1 января 2004 года вступила в силу Общая  часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [2,c.30].

     В настоящее время в экономической литературе принято выделять следующие принципы построения налоговой системы.

  1. Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики.
  2. Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.
  3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.
  4. Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем.
  5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40].

     Основные  функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

       1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

       2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

       3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

       4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики [4].

     Элементами  налоговой системы  являются

  • налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

     - виды налогов;

     - субъект налога;

     - предмет и объект налогообложения;

     - источники выплаты налоговых  платежей;

     - ставка налога;

     - база налогообложения;

     - методы налогообложения;

     - налоговые льготы;

     - налоговый и отчетный периоды;

     - санкции;

     - порядок уплаты и сроки перечисления  налоговых платежей и предоставления  отчетов в государственную инспекцию; 

  • налоговое законодательство;
  • налоговые службы [5,c.38].

     Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

     Налоги  подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

     По  значимости различают общегосударственные  и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

     В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

     По  принципам построения выделяют следующие налоги:

  • прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
  • регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
  • пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.

     Юридические лица, подлежащие налогообложению:

     1) юридические лица Республики  Беларусь;

     2) иностранные юридические лица  и международные организации;

     3) простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности);

     4) хозяйственные группы.

     Физические  лица, подлежащие налогообложению:

     1) граждане Республики Беларусь;

     2) граждане либо подданные иностранного  государства;

     3) лица без гражданства (подданства)».

     Объект  налога - то, что подлежит налогообложению:

  • доход;
  • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
  • передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
  • потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
  • ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

     Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

  • производственная деятельность;
  • коммерческая деятельность;
  • финансовая деятельность.

     Производственная  деятельность связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). В основе коммерческой деятельности лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.

     Финансовая  деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг.

     Разновидностью  производственной, коммерческой и финансовой деятельности является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.

     Субъектами  экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

     Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].

     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

     Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60].

       В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

     • твердые ставки - определяются в  абсолютной сумме (например, ставка с  кубического сантиметра);

     • пропорциональные ставки - устанавливаются  в процентах к облагаемому  доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество  предприятия, налогу на прибыль);

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь