Формирование цен в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… стр 2
2. Цена как экономическая категория…………………………… стр 2-6
3. Условия и особенности рыночного ценообразования………… стр 6- 13
4. Взаимодействие цены спроса и предложения………………… стр 13-16
5. Факторы, влияющие на уровень цен…………………………… стр 16-17
6. Заключение……………………………………………………… стр 17-18
Список используемой литературы…………………………………стр 19

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - готовая работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

1. Введение…………………………………………………………   стр       2

2. Цена как экономическая категория……………………………   стр    2-6

3. Условия и особенности рыночного ценообразования………… стр 6- 13

4. Взаимодействие цены спроса и предложения…………………  стр 13-16

5. Факторы, влияющие на уровень цен…………………………… стр 16-17

6. Заключение………………………………………………………  стр 17-18

Список используемой литературы…………………………………стр      19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

  Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

    Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

    В условиях товарных отношений цена выступает  как связующее звено между  производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

    Согласно  закону спроса и предложения рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара.

    В условиях избытка товаров, когда  предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости товара.

    С помощью цен соизмеряются затраты  и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

    На  рынке чистой конкуренции функционирует  большое количество производителей (продавцов), которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии повысить цену, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным, более низким ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.

    От  рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать: тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке; обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки; конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия - прибыль. В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек производства, текущие издержки должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается, конкурентоспособность товара. При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности товара, можно установить интервалы цен. 

2. Цена как экономическая категория 

   Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой

"сгусток", "кристаллизацию" человеческого  труда в его общей форме,  как затрат

энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности, очищенных от

конкретных  форм. Такой труд получил название абстрактного труда.

     Величина  стоимости товара определяется количеством  труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

     Цена  товара в условиях рыночных отношений  является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу.

     Поскольку стоимость товара формируется под  непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.

     Плановая  цена, как специфическая категория  госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

     1. Плановая цена выражает собой  социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

     2. Плановая цена определяется не  только до реализации товаров.  но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.

     3. Плановая цена служит интересам  развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами. Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

     Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных

производственных  единиц, участвующих в создании национального  богатства

страны.

     Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития

производства, стимулирования спроса и предложения  товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

     В-третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

     В-четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на

покупателя  с точки зрения достижения баланса  между спросом и предложением.

     Первая  функция цен дает возможность  определить величину стоимости и

отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального

дохода, объема реализации, а также стоимостное  соотношение различных

подразделений общественного производства, различных  отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ – с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

     Стимулирующая функция плановых цен проявляется  через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда (ОНЗТ). Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного расчета.

     Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь, может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по-разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация

товаров массового потребления (здесь наличие  реальной связи цены и денег

необходимо). Это настолько важный момент в  характеристике функций цены, что

без его  учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное

производство  невозможно. В экономической литературе на это не всегда

обращается  должное внимание.

     Реальная  связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов

трудящихся, реализации конечной продукции через  систему розничного

товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму

средств от данного владельца другому  можно с помощью денег, финансовой

системы.

     Функция перераспределения национального  дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

Цена  используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

     Сущность  этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены.

     Известно, что уровень цен будет отклоняться  от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

     С помощью планового регулирования  производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое государство для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.

     При этом следует учитывать потребительские качества товара и интересы

потребителя, т. е. основываться на сравнительной  оценке общественной

потребительной  стоимости товара и общественно  необходимых затрат на их

производство. Исходя из интересов потребителя, можно  наилучшим образом

достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

     Необходимо  ориентироваться на обеспечение  высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.

     Учитывая  возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и

Информация о работе Формирование цен в условиях рынка