Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:24, реферат

Описание работы

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной экономической переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

Работа содержит 1 файл

реферат цено-ие.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

Например, спрос  на хлеб относительно неэластичен. В  то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше 5.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция  изменения эластичности во времени  объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою потребительскую  корзину, найти товары-заменители.

Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, в то время как предметы роскоши имеют весьма эластичный спрос. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Эластичность  спроса на любом рынке зависит  от того, как мы обозначаем границы рынка. Узко ограниченные имеют большую склонность к эластичному спросу, нежели рынки с широкими границами, так как легче найти заменитель для товара с узкими рамками. Например, продукты питания, широкая категория, обладает довольно неэластичным спросом, поскольку не существует хороших заменителей еды. Мороженое, более узкая категория, обладает более эластичным спросом, поскольку другие ароматизаторы мороженого могут очень хорошо заменить ваниль.

4. Перекрестная эластичность спроса

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности – это  отношение процентного изменения  спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 

  (7)

 

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит  от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав  коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти  два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

 

Заключение

Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны  к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения  цен на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени – все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы  на процветание и расширение, а  какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.

 

Список используемой литературы

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997.
  3. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  4. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  5. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997.
  6. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995.
  8. М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994.
  9. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994.
  10. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1999.
  11. В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. М. Моргунов. Микроэкономика. "Экономическая школа". 1999

 http://microeconomica.economicus.ru/index.php?file=4-2

  1. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1999.
  2. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 2001.
  3. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2003.
  4. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 2003.

1 Булатов А. С.  Экономика. Учебник. – М.: Юристь, 2001

2 Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999

3  Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа, 1999.

4 В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. М. Моргунов. Микроэкономика. "Экономическая школа". 1999: http://microeconomica.economicus.ru/index.php?file=4-2

5  Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999

 


Информация о работе Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса