Ценообразоване в общественном питании на примере ресторана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………………….4
1.1. Сущность, функции, задачи и факторы цены и ценообразования……..4
1.2. Стратегии ценообразования……………………………………………….6
1.3. Методы ценообразования………………………………………………….10
1.4. Система цен в народном хозяйстве………………………………………16
1.5. Процесс ценообразования в общественном питании…………………..17
2. ЦЕНООБРАЗОВАНЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «ОДОН»………………………………………………………..20
2.1. Краткая характеристика ресторана “Одон”…………………………….20
2.2. Издержки предприятий общественного питания……………………….20
2.3. Структура продажной цены на готовую продукцию ресторана……...23
2.4. Порядок включения в калькуляцию кондиционного сырья…………..28
3. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………35
2.1. Правила взаимозаменяемости сырья и продуктов………………………40
2.2. Правила проведения контрольных проработок…………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..47

Работа содержит 1 файл

курсовая по ценообразованию.docx

— 101.42 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………………….4

1.1. Сущность, функции, задачи и факторы цены и ценообразования……..4

1.2. Стратегии ценообразования……………………………………………….6

1.3. Методы ценообразования………………………………………………….10

1.4. Система цен в народном хозяйстве………………………………………16

1.5. Процесс ценообразования в общественном питании…………………..17

2. ЦЕНООБРАЗОВАНЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «ОДОН»………………………………………………………..20

2.1. Краткая  характеристика ресторана “Одон”…………………………….20

2.2. Издержки  предприятий общественного питания……………………….20

2.3. Структура  продажной цены на готовую продукцию ресторана……...23

2.4. Порядок  включения в калькуляцию кондиционного  сырья…………..28

3. ОБОСНОВАНИЕ  И ВЫБОР МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………35

2.1. Правила  взаимозаменяемости сырья и продуктов………………………40

2.2. Правила  проведения контрольных проработок…………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Установление  определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи  и получения прибыли. Очень важно  назначить цену таким образом, чтобы  она не оказалась слишком высокой  или слишком низкой.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль”  очевидна. Чем выше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый  товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени  они будут продаваться в большем  объеме, чем дорогие аналоги.

Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, что  предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических  категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех  любого предприятия во многом зависит  от правильно выбранной стратегии  и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена – категория  конъюнктурная. На ее уровень оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и  финансовой деятельности фирмы. Рынок  диктует условия выживания. Поэтому  правильно выбранная ценовая  политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий  общественного питания. Они связаны, прежде всего, с углублением финансовой самостоятельности предприятия, совершенствованием методов хозяйствования, в том  числе и ценовой политики, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.

Цель  курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного  питания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
  • проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
  • предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Предметом нашего исследования будет ресторан “Одон”, расположенный в городе Улан-Удэ. На его примере мы будим разбирать особенности ценообразования в сфере предприятий общественного питания.  
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

    1. Сущность, функции, задачи и факторы цены и ценообразования

 

Сущность  цены

 

Цена  является важным инструментом рыночной экономики. Цена может определяться как то количество денег, которое  затрачивает продавец за произведённый  или реализуемый им продукт или  услугу. При этом цена должна удовлетворять  и интересы продавца и интересы покупателя. Поэтому экономические отношения между продавцом и покупателем предполагают согласие, при котором продавец согласен продать, а покупатель согласен купить. Поэтому цена всегда имеет две границы:

1) максимальная (верхняя),

2) минимальная  (нижняя).

Максимальная  граница количественно определяется спросом, а минимальная граница  определяется издержками производства и обращения.

Для производителя  цена товара – это стоимость всех его затрат. Поэтому очень часто  в экономической литературе цена определяется как денежное выражение  стоимости товара или услуги. В  практике хозяйствования цена может  не совпадать со стоимостью затрат и это отклонение используется для  управления ценами на предприятии.

 

Функции цены

 

Значение  цены для предприятия определяется её функцией. К основным функциям относят:

  1. Учётная или измерительная функция. Означает, что цена должна отражать затраты предприятия на производство продукции или услуг. С помощью данной функции осуществляется оценка результатов хозяйственной деятельности, измеряется объем производимой продукции или услуги, оцениваются издержки производства и обращения, прибыль предприятия.
  2. Распределительная функция. Обеспечивает распределение и перераспределение продукта, доходы и прибыли между предприятиями и государством, между предприятиями и их работниками, между предприятиями.
  3. Стимулирующая функция. Призвана обеспечить заинтересованность предприятия в увеличении объема производства, в повышении качества продукции и услуг, в снижении затрат, в повышении прибыли.

В экономической  литературе существует мнение, что  кроме названных функций цена ещё имеет балансирующую функцию  и функцию размещения. Однако, ряд авторов утверждают, что эти функции в большей степени связаны с ролью цены, а не с самим содержанием цены.

 

Задачи ценообразования

 

В хозяйственной  практике ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма перед ценообразованием стоят следующие задачи:

  1. Возмещение затрат и получение прибыли.
  2. Адаптация к рынку, конкуренция и обеспечение выживаемости.
  3. Повышение рентабельности предприятия и цены капитала предприятия или цены предприятия на рынке.

Эти задачи могут рассматриваться как необходимые. К желательным задачам могут  относиться:

  1. Возрастание своего лидерства на рынке (по показателю «доли на рынке»).
  2. Укрепление своего положения на рынке по показателям, например, качества продукции и услуги или рентабельность того или иного направления.

 

Факторы, влияющие на цены

 

К факторам, влияющим на цены относят:

  1. Внутренние (субъективные)
  2. Внешние (объективные)

Абстрагируясь от специфики предприятий, к числу  общих внутренних факторов можно  отнести:

  1. Тип, категория и класс предприятия.
  2. Себестоимость продукции или услуги.
  3. Наличие и организация деятельности маркетинговой службы или маркетолога.
  4. Организация и профессионализм менеджерской службы на предприятии.
  5. Стратегия и тактика поведения предприятия на рынке.

К объективным  факторам относятся факторы, не зависящие  от деятельности предприятия (например, месторасположение, цены на тарифы и  услуги, цены на сырьё и товары, политическая ситуация в стране и т.п.).

 

1.2. Стратегии ценообразования

 

Выбор ценовой  стратегии составляет содержание концепции  предприятия в определении цен  на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли  предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.

Отсутствие  четко определенной ценовой стратегии  способствует неопределенности в принятии решений в этой области различными службами предприятия (если оно имеет  сложную структуру), может привести к несогласованности этих решений  и иметь последствием ослабление позиций предприятия на рынке, потери в выручке и прибыли.

Практика  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики выработала определенные стратегии в области установления цен. Наиболее распространенные из них:

  •  Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара (стратегия «снятия сливок»). Данная стратегия заключается в установлении высокой цены на товар на небольшом сегменте рынка и “снятии сливок” в виде высокой рентабельности продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые покупатели, входящие в данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень. Применение данной стратегии становится возможным при преимуществе данного изделия над аналогами или его уникальности.

  • Стратегия следования за спросом. Данная стратегия схожа со стратегией «снятия сливок», но вместо удерживания цены на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Часто товар получает несущественные изменения в дизайне и возможностях, чтобы значительно отличаться от предыдущих моделей. Иногда, чтобы соответствовать снижению цены, приходится менять внешний вид товара, мероприятия по стимулированию его сбыта, упаковку или способ распределения. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Как только объем продаж начинает существенно сокращаться, следует готовиться к следующему снижению цены.

  • Стратегия проникновения. Ценовой прорыв, как видно из самого названия есть установление очень низкой цены для проникновения и развития деятельности на новом рынке в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства. Такая стратегия мало подходит для небольшой компании, так как она не имеет нужных объемов производства, а розничная торговля конкурентов может отреагировать очень быстро и жестко.

  • Стратегия устранения конкуренции. Стратегия устранения конкуренции схожа со стратегией проникновения, но используется в других целях. Она предназначена для того, чтобы не дать потенциальным конкурентам выйти на рынок, другое ее предназначение — добиться максимального объема продаж прежде, чем на рынок выйдет конкурент. Цена поэтому устанавливается максимально близко к расходам, что дает малую прибыль и оправдывается только большим объемом продаж. Небольшая компания могла бы прибегнуть к данной стратегии для концентрирования своей деятельности на небольшом сегменте рынка: быстро выйти на него, быстро получить прибыль и так же быстро покинуть этот сегмент.

  • Запрещенные стратегии. Существует также ряд стратегий, которые предприятию не рекомендуется применять, так как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть применение санкций государственными органами, либо ответные меры конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся:

1) стратегия монополистического ценообразования — направленные на установление и поддержание монопольно - высоких цен. Обычно с преследованием цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли. Запрещена законодательством.

2) стратегия демпинговых цен — т.е. рыночных цен, сознательно заниженных предприятием в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен с целью получения крупных преимуществ в отношении своих конкурентов. Эта стратегия ценообразования относится к монополистической деятельности.

3) стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию — в том числе соглашения, направленные на: установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному признаку или какому-либо другому признаку, ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

4) стратегии ценообразования, ведущие к нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Информация о работе Ценообразоване в общественном питании на примере ресторана