Внешнеэкономический потенциал РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Современный процесс социально-экономических преобразований в республике Беларусь, вхождение ее в мировое сообщество как суверенного государства требует изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики торгового и платежного баланса и направлений его совершенствований.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Рисунок 2.1 –  Инвестиционная привлекательность (на 2006г.) 

    В  2007г. в нашей стране в основной  капитал было заинвестировано  Br25,1трлн. ($11,7млрд.). Это на 14,7% больше, чем в 2006г. Однако уже в  январе Минстат  выдал сенсацию. Инвестиции в первом месяце 2008г.  по сравнению с январем 2007г. упали на 2,9%. В 2007 году мы начали с роста на 47,2%, в январе 2006г. было 35,8%. В 2007г. иностранные инвесторы вложили в экономику $5,4млрд., на 34,3% больше, чем в 2006г. Правда, более 90% этих денег – кредиты.  

    В  конце 2007г. Национальный банк посредством  опроса почти 2000 предприятий выяснил  особенности инвестиционной активности белорусских предприятий в IV квартале 2007. Эксперты установили, что по сравнению  с IV кварталом 2006г. предприятия были более активны в сфере инвестиции. Это подтверждают и данные статистики (таблица 2.1, таблица 2.2). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1 –  Факторы, ограничивающие инвестиционную активность и источники финансирования в IV квартале 2007г., по отраслям экономики, в % к общему числу предприятий 

 

Источник: «Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики республики Беларуси» январь – декабрь 2007г. НБ РБ

   

Таблица 2.2 - Источники  Финансирования используемые для  осуществления  инвестиций в IV квартале 2007г., по отраслям экономики, в % к общему числу предприятийИсточник Все  

 

Источник: «Мониторинг  предприятий отдельных  отраслей экономики республики Беларуси»  январь – декабрь 2007г. НБ РБ 

    Опрос  Нацбанка убедительно показал,  что  правительство Беларуси  является самым  большим стопором  производственной и инвестиционной активности. Оно может разблокировать потенциал отечественных предприятий и привлечь иностранных инвесторов, только если откажется от социализма в пользу рынка. 79,2% предприятий жалуются на недостаток собственных источников финансирования инвестиций. Они используют амортизационные отчисления, но вообще не знают, как привлекать инвестиции через фондовый рынок. Очень мало предприятий использует лизинговые схемы, прямые иностранные займы. Зато почти каждое четвертое предприятие имеет бюджетное финансирование, в промышленности – 28,3%. Государству нужно, наконец, отказаться от роли доминирующего инвестора и стратега как для белорусских НПЗ, МАЗа, МТЗ и БМЗ, так и для мелких магазинов, парикмахерских или салонов красоты.  

    По  данным Национального статистического  комитета в 2008 году поступления  иностранных инвестиций в реальный  сектор экономики Республики  Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе: 

    - прямых  инвестиций – 2 279,8 млн. долларов; 34,9%; 

    - портфельных  инвестиций – 1,7 млн. долларов; 0,1%; 

    - прочих  инвестиций – 4 244,3 млн. долларов; 65%  (рис. 2.2). 

      

    Рисунок  2.2 – Поступление  иностранных  инвестиций (на 2008 г.) 

    Из  стран пребывания загранучреждений  привлечено 5 776,9 млн. долларов или  88,5% от общего объема поступлений  иностранных инвестиций. 

    Доля  инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 33,3% от общего объема инвестиций, из которых доминирующую позицию занимает Россия – 33,2%.  

    Из  стран вне СНГ поступило 66,7% от общего объема, в том числе из ЕС – 42,9%. 

    Среди  наиболее крупных стран-инвесторов  можно выделить: 

    - Россию (2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего  объема инвестиций);  

    - Швейцарию  (1 225,4 млн. долларов; 18,8%);  

    - Австрию  (739,8 млн. долларов; 14,5%);  

    - Великобританию (713,9 млн. долларов; 10,9%)  

    - Кипр (555,7 млн. долларов; 8,5%) (рис.2.3).  

   

    Рисунок  2.3 – Страны-инвесторы (на 2008 г.) 

    Наибольший  объем ПИИ в т.г. поступил  из следующих  стран: 

    - Швейцария  (1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема ПИИ);  

    - Россия (328,5 млн. долларов; 14,4%);  

    - Кипр (263,1 млн. долларов; 11,5%);  

    - Германия (93,7 млн. долларов; 4,1%);  

    - Великобритания (42,2 млн. долларов; 1,9%) [8]. 

      

    Рисунок  2.4 – Прямые иностранные  инвестиции (на 2008 г.) 

В республике создано шесть свободных экономических зон – «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента (275 из них – действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» – 100 (35,2% общего сила резидентов( и «Минск» – 84 (29,6%). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» – 38 резидентов (13,4%), «Витебск» – 26 (9,1%), «Гродноинвест» – 23 (8,1%) и «Могилев» – 13 резидентов (4,6%). 

Создание СЭЗ  на территории Беларуси обусловлено  следующими факторами. Во-первых, на переходном этапе, когда еще только формируются  механизмы экономического регулирования, законодательная база, СЭЗ можно  рассматривать как своего рода испытательный полигон для моделей реформирования народного хозяйства республики, для апробирования новой экономической и промышленной политики. Во-вторых, выгодное экономико-географическое положение Беларуси в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка стран СНГ. В-третьих, особенности экономики Беларуси, характеризующиеся недостаточной обеспеченностью природными ресурсами с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, определяют ориентацию производства на экспорт высокотехнологической продукции. 

Свободные экономические  зоны позволяют активно формировать  экономику открытого типа. В них  возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного  капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом. 

По состоянию  на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ  накоплено 160,4 млн. дол. Иностранных инвестиций (без учета банков – резидентов СЭЗ), причем 32,1% из них получено в виде взносов в уставный фонд. По объемам накопленных иностранных инвестиций зоны располагаются в следующем порядке: «Брест» – 50,9 млн. дол, «Минск» – 50,2 млн. дол., «Гомель-Ратон» – 26,7, «Витебск» – 9,2, «Могилев» – 9,8, «Гродноивест» – 3,6 млн. дол. 

Экспорт товаров  резидентами СЭЗ в 2004 г. составил 485,5 млн.дол., или 3,5 общего экспорта товаров  из Беларуси. Среди экспортируемых СЭЗ товаров: мебель, и части к ней (20,5%), готовые или консервированные продукты из рыбы (9,1%), колбасные и другие готовые и консервированные изделия из мяса (9%), закупорочные и упаковочные принадлежности из недрагоценных металлов (4,6%), холодильники, морозильники и холодильное оборудование (4,4%), изделия для транспортировки и упаковки из пластмассы (2,5%), шоколадные изделия (2,3%), провода изолированные и кабели (2%) [3, с.135]. 

Оценивая в  целом ситуацию, сложившуюся с  созданием СЭЗ в Беларуси, следует  отметить несколько негативных моментов, которые могут отрицательно сказаться на эффективности их функционирования. 

Во-первых, это  отсутствие четко определенной нормативно-правовой базы образования и функционирования СЭЗ. Во-вторых, недостаточно научно-обоснованная стратегия развития СЭЗ. Утвержденная правительством Концепция организации свободных зон на территории республики Беларусь представляет собой скорее инструкцию по подготовке документов, необходимых для регистрации СЭЗ. Это ведет к серьезным ошибкам при установлении в них правового режима, налоговых льгот. В-третьих, условия хозяйствования в СЭЗ должны в первую очередь зависеть от технологического уровня размещаемых на ее территории производств. К сожалению, пока налоговые льготы для резидентов СЭЗ не зависят от уровня применяемых ими технологий. Более того, резидентами СЭЗ и предприятиям с зарубежными инвестициями представлены большие налоговые льготы, чем для предприятий и производств, основанных на новых и высоких технологиях. Это не стимулирует зарубежные компании размещать на территории республики высоко технологические производства и не отвечает интересам Беларуси, которая владеет достаточно высоким научно-техническим потенциалом. Тем не менее, несмотря на все недостатки функционирования СЭЗ в Беларуси, они постепенно становятся эффективным инструментом развития регионов республики. Их деятельность сегодня способствует формированию положительного инвестиционного имиджа страны, выступает фактором активизации рыночных производств в регионах. 

В целом же вклад  свободных экономических зон во внешнеэкономический потенциал страны пока еще недостаточен. Для ускорения их развития необходимо увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и усиление ориентации экспорта с ближнего на дальнее зарубежье. 
 
 
 
 
 

Во внешней  торговле особое значение должно придаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении в последнее время ведется довольно активная государственная политика. Необходимо продолжать развитие товаропроводящих сетей РБ и повысить эффективность их работы.В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. 

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной  либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импорта товаров, тем самым поддержать отечественного производителя.Кроме этого, Беларуси надо получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную роль удерживания страны от произвольных односторонних действий. 

Республика Беларусь должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения своих интересов  через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.Таким образом, Республике Беларусь при выходе на внешние рынки и дельнейшей интеграции в мировое хозяйство необходимо учитывать и использовать важнейшие экономические факторы мирового развития, с тем, чтобы активизировать включение в мировые инновационные и технологические процессы и наиболее эффективно реагировать на изменения мировой конъюнктуры. [2, c. 19] 

Республика Беларусь должна бороться за равноправие на мировом рынке. У нашей страны есть все шансы занять достойное  место в современном динамично  меняющемся мире и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со всеми партнерами. 
 
 

4. Внешнеэкономическая деятельность и экспорт  

Основными направлениями  внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры  импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.  

Для этого потребуются: 

усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров  за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов;  

активизация импортозамещения;  

создание новых  экспортоориентированных производств  на основе отечественных научно-технических  разработок;  

повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;  

активное применение новых форм торговли (создание белорусских  торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных  производств с одновременным формированием сетей технических центров, представительств предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья);  

привлечение иностранных  финансовых ресурсов, включая прямые иностранные инвестиции;  

оптимизация и  сбалансированность торговых и платежных отношений во внешней торговле;  

закрепление международной  специализации белорусской экономики  на основе традиционных экспортных позиций (грузовые автомобили, тракторы, продукция  нефтехимического комплекса и льноводства), а также внедрение в новые рыночные ниши отечественной продукции, созданной с использованием высоких технологий;  

совершенствование механизма управления и регулирования  внешнеэкономической деятельности;  

формирование  таможенной политики страны с учетом ее международных обязательств и в рамках соглашений с Российской Федерацией.  

Предусматривается дальнейшее развитие экспорта услуг  – важного источника валютных поступлений, не требующего больших  инвестиций. В структуре их экспорта первостепенное значение будут иметь  развитие услуг транспорта, связи, услуг, связанных с обслуживанием инфраструктуры рыночного хозяйства (банковские, страховые, правовые, маркетинговые, консалтинговые, информационные), а также продвижение на внешние рынки услуг, способствующих активизации человеческого фактора (интеллектуальные, образовательные, медицинские, профессиональные, туристские), услуг военно-тех-нического назначения.  

В системе внешнеэкономических  связей важнейшая роль принадлежит  сотрудничеству в рамках экономической  интеграции Беларуси и России, укреплению и углубленному развитию связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, а также с другими интеграционными образованиями. 

Информация о работе Внешнеэкономический потенциал РБ