Технологические процессы основных способов печатания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:45, лекция

Описание работы

Общая технико-технологическая схема подготовки печатных машин к печатанию тиража
Многие технологические операции, которые необходимо провести до начала печатания тиража, идентичны в различных способах печатания.

Работа содержит 1 файл

Часть_лекционного_материала.doc

— 734.50 Кб (Скачать)

  Квалиметрия  оценивает качество печати по  сочетанию субъективных и объективных  критериев.

  Все объективные  критерии можно подразделить на несколько групп, характеризующих:

      -графическое  подобие оттисков;

      -градационное  подобие оттисков;

      -точность  цветопередачи;

      -разрешающую  и выделяющую способность печати;

      -просвечивание  печати;

      -глянец  оттисков.

  Графическое подобие оттисков определяется сравниванием и соизмерением размеров, площади и взаимного положения печатных элементов на оттиске и на оригинале (или на печатной форме).

  Оценивают  графическое подобие абсолютным  графическим искажением, iабс., т.е. разницей в любом размере на оттиске (ℓотт) и на форме (ℓф): 

    iабс = ℓотт - ℓф (3)
 

  А также  используют показатель относительного  искажения iотн., т.е. 

    iотн. = (4)
 

  Одним из  важнейших графических искажений  является неприводка, т.е. неправильное  расположение печатных элементов относительно друг друга и листа бумаги. По современным требованиям к приводке на совмещение лица с оборотом допускается абсолютное искажение не более 2 мм.

  Особенно  жёсткие требования предъявляются  к приводке на совмещение красок  друг с другом:

для высокохудожественной продукции, изданий повышенного  качества – 0,05 мм

для книжной  продукции, вклеек, обложек – 0,10 мм

для упрощённых обложек, плакатов – 0,15 мм

для массовых журналов – 0,20 мм

для газет – 0,30 мм

      К типичным  графическим искажениям следует также отнести:

-дробление контуров  печатных элементов и их «смазывание»;

-растискивание  краски за пределы печатных  элементов (при этом для текста  получается искажение соединительных  штрихов на 50-70%; для растровых  точек – на 10-30%).

  Особо следует отметить графические искажения, характерные для отдельных видов печати. Так, для оттисков высокой печати характерно увеличение площади элементов за счёт «красочного валика» по его периметру; для оттисков офсетной плоской печати – овальная точка, удлинение всего изображения; для оттисков глубокой печати – прерывистость линий и текста из-за растрирования, «негативная сетка». Так как в контактных способах печатания давление обеспечивает воспроизведение изображения, то его влияние на искажение является очень важным – см. рис.6, где  

± iабс. – допустимые искажения;

р0 – давление, не дающее графических изображений;

рmax – максимально допустимое давление.

Влияние давления печатания на графические  искажения

Рисунок 6

  Градационное подобие оттисков определяется сравнением и соизмерением оптической плотности одних и тех же деталей и оригинала (или с денситометрическими нормами на данную продукцию).

  Учитывая, что  полиграфическое воспроизведение  связано с переводом непрерывного  изображения в микроштриховое (растрированное), можно говорить лишь о подобии воспроизведения, а не о его точности.

  Если оценивать  весь репродукционный процесс,  то следует рассмотреть зависимость  Dотт. от Dор. Такие градационные зависимости представлены на рис.7

Анализ  тоновоспроизведения на печатных оттисках

Рисунок 7 

1 – идеальное  тоновоспроизведение;

2 – линейное  тоновоспроизведение для данной  пары печатных материалов;

3 – реальное  тоновоспроизведение, характерное  для высокой печати (потери в  светах);

4 – реальное  тоновоспроизведение, характерное для офсетной плоской печати (потери в тенях).

  Причиной  отклонения от идеального тоновоспроизведения  может быть много факторов:

-необходимая  максимальная оптическая плотность  обычно больше Dmax, которую можно получить на данных материалах и в реальных режимах печатания;

-необходимая  минимальная оптическая плотность  может быть меньше оптической  плотности бумаги;

-неправильный  выбор краски и бумаги (по реологическим  свойствам и по оптической  силе краски, по гладкости, белизне  бумаги).

-дискретность изображения из-за растрирования, из-за которого результирующий коэффициент поглощения от растрового квадрата (КR) зависит от Кбум. (коэффициента поглощения бумаги), К краски и Sфотн (относительной площади печатных элементов в растровом квадрате), т.е. 

    КR = Кбум + Sфотн (Kкр – Kбум) (5)
 

-нестабильность  Кбум, Ккр и Sфотн;

-неточность  проведения допечатных процессов  (начиная с выбора масштаба, линиатуры  растра и т.п.);

-неправильная  настройка режимов печатания  (давление, свойства декеля, количество краски и т.п.) и его разбалансировка в процессе печатания.

  Чтобы выделить  из всего репродукционного процесса  только печатный процесс, можно  рассматривать кривые тоновоспроизведения,  Кпогл.отт. = f (Sфотн) 

Рисунок 8 

1 – идеальное  тоновоспроизведение;

2 – линейное  тоновоспроизведение для данной  пары печатных материалов;

3 – реальное  тоновоспроизведение с потерей  в средних полутонах.

  Объективной  характеристикой тоновоспроизведения  кроме оптической плотности является  коэффициент линейного тоновоспроизведения, Клин, равный тангенсу угла наклона зависимостей 2 на рис. 7 и 8.

  Оценивать  тоновоспроизведение можно и  с помощью характеристических  кривых, полученных для разных  входных параметров.

 Типичными  градационными искажениями являются:

-отклонение  от линейности (можно оценивать площадью отклонения);

-потери деталей  изображения (в высокой печати  эти отклонения особенно значительны  в светах, а в офсетной –  в тенях; ближе всего к линейному  тоновоспроизведению в глубокой  печати);

-тенение (увеличение  площади печатных элементов);

-ослабление (уменьшение  площади печатных элементов).

  Следует отметить, что в основе  всех градационных  искажений лежат  графические.

  Подобие цветопередачи определяется сравнением и соизмерением цвета одних и тех же деталей на оттиске и оригинале (или с денситометрическими нормами по каждой краске).

  В основе цветопередачи  лежит графическое  и градационное  подобие по всем  составляющим краскам.

  Любая триада  печатных красок обладает определённым  цветовым охватом, т.е. тем многообразием цветов и оттенков, которое она может воспроизвести на данной печатной бумаге, для чего печатаются специальные квадратные таблицы (шкалы цветового охвата), состоящие из 10 градаций полутонов по каждой краске. По этим таблицам можно определить, подходят ли данная триада и бумага для воспроизведения данного оригинала.

  На точность  цветопередачи влияет много факторов:

-чистота цвета  красок триады;

-оптические  и печатно-технические свойства  бумаги;

-графическая  и градационная точность воспроизведения  по каждой краске;

-сочетание аддитивного  и субтрактивного смешение цветов (зависящие от просветов, рассеяния  света слоями, муара и т.п.);

-особенности  взаимодействия красок при печати  «по-сырому» и «по-сухому», т.е.  по слою невысохшей и высохшей  предыдущей краски;

-порядок положения  красок, который должен быть таким  же, как при цветовом анализе.

  У каждого  из вариантов печатания («по-сухому»  и «по-сырому») есть свои достоинства  и недостатки.

  При печати  «по-сухому» многокрасочное изображение  имеет более чёткие контуры, можно применять большее количество краски, будет больше Кпер., нет диффузии из слоя в слой. Но это более длительный процесс, невозможно внести коррективы в предыдущие краски, опасность несмачивания каски из-за резкого снижения сos Ө при закреплении краски, опасность неприводки.

  Более оптимальным  является метод «по-сырому», которым  пользуются на многокрасочном  оборудовании. Для него характерно  быстрое получение многокрасочного  синтеза, возможность внесения  коррективов в печать любой  краски, нет опасности несмачивания краски краской, меньше опасность неприводки. Но наблюдается снижение чёткости контуров и диффузия слоёв друг в друга.

  Разрешающая и выделяющая способность печати оценивает точность воспроизведения мелких деталей. При этом разрешающую способность определяют по минимально воспроизводимому пробелу, а выделяющую – по минимальному размеру воспроизводимого печатного элемента.

  Очень часто  их оценивают одним показателем  – максимально воспроизводимой  линиатурой растра.

  Воспроизведению  мелких деталей препятствует и дискретность отпечатка (те. микронепропечатки), а также увеличение площади печатных элементов из-за растискивания, красочного валика по периметру печатного элемента, рассеяния красочного соя и т.д.

  Почти все  шкалы контроля печатного процесса имеют тест-объекты для оценки разрешающей и выделяющей способности печати

– см. рис.6

Тест-объекты  для оценки разрешающей способности  печати 

 

Рисунок 9 

Так как на стадии печатания для конкретного способа  печати и свойств печатных материалов разрешающая и выделяющая способность ограничена, то делать формы с большей линиатурой растра бессмысленно.

  В последнее  время для исследования разрешающей  и выделяющей способности печати  пользуются частотно-контрастными  характеристиками, получаемыми с  помощью микроденситометров.

  Просвечивание печати зависит от прозрачности печатного материала и глубины проникания в нё краски (W0). Оценивается по оптической плотности с оборота оттиска и визуально.

  Глянец оттиска и его равномерность во многом определяют общее впечатление от оттиска. При рассматривании оттиска имеет место восприятие двух отражённых потоков света:   1-от поверхности оттиска и 2-поток света, дважды прошедший через красочный слой – см. рис.7. При этом при низком глянце оттиска рассеянное отражение от поверхности разбавляет окрашенные световые потоки.

  При высоком  глянце 1 поток виден только под  определённым углом зрения, зато  при других углах – не разбавляет  красочный поток 2.

Отражение света оттиска

Рисунок 10 

а) оттиск без  глянца (рассеянное отражение от поверхности);

b) оттиск с глянцем (зеркальное отражение от поверхности) 

Информация о работе Технологические процессы основных способов печатания